Конспект урока по литературному чтению на тему К. Д. Бальмонт Золотая осень (3 класс)


Кулешовой Евгении
3 класс.
Учебник: Климанова Л. Ф.УМК: школа России.
Тип урока – изучение нового материала.
Тема: К.Д. Бальмонт. «Золотое слово».
Цель урока: познакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта.
Задачи:
Обучающая - познакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; прививать любовь к поэзии. Учить читать и понимать стихи; обучение выразительному чтению; научить детей чувствовать эмоциональный тон произведения.
Развивающая - развивать умения и навыки анализа; развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания; развивать умение вслушиваться в текст, определять чувства и настроение автора; развитие воображения; формирование собственного суждения и высказывания по теме; развивать умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.Воспитывающая - Способствовать воспитанию чувств: участия, сочувствия, сопереживания; воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку.Оборудование: учебник, конспект, портрет К. Д. Бальмонт.
Макет доски.
Шестое декабря.
Классная работа.
Тема: К.Д. Бальмонт. «Золотое слово».
К.Д. Бальмонт.
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
I. Организационный момент
-Здравствуйте ребята!
-Тихонько садитесь.
- Все готовы к уроку?
-Здравствуйте.
-Готовы.
II. Проверка домашнего задания
Чтение отрывков наизусть.
Читают стих наизусть.
III. Введение в тему.
1. Работа над пословицей.
Осень говорит: я поля уряжу;
весна говорит: я ещё погляжу.
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
-С какого времени года начинается год?
- Перечислите времена года?
- Что характерно каждому времени года?
- Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные. Тютчев, Фет, Есенин,.- Сегодня мы ознакомимся с творчеством одного из них. Прочитайте его имя на странице 173, рассмотрите его портрет. (Константин Дмитриевич Бальмонт.)
2. Рассказ о поэте.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне.. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.
В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.
Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.
Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких.
3. Чтение стихотворения «Золотое слово».
А теперь давайте познакомимся со стихотворением Бальмонта, но вначале давайте поработаем над новыми словами и их лексическим значением.
- кутерьма.
-озолотила.
-стерла берега.
-солнце золотиться.
- речка серебриться.
-лютик золотой.
-Какую функцию выполняют знаки препинания в этом стихотворении.
- Прочитайте название стихотворения, которое вы будете читать.
- Как вы думаете, что означает это словосочетание.
- Какие еще выражения вы знаете с корнем золот.
- Как вы думаете, почему это стихотворение так называется?
Проверим наши предположения.
- Ребята я вам сейчас прочитаю стих- е, а вы внимательно послушайте и скажите мне, почему автор именно так озаглавил стих - е?
- Чтение стихотворения учителем.
Обратите внимание на интонации.
- Так почему же именно так, автор озаглавил это стих-е? Обьясните?
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- Через какие средства языка нам предоставлен сюжет стих-я?
- Какие признаки неживой природы описывается в стих-ии?
- Какой приум использует автор, чтобы передать эмоциональный тон стих-я? Дети читают пословицу и объясняют её смысл. Например: Я помню её так, что осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление уже в августе. В сентябре бывает всё красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала даже происходит «борьба» зимы с весной. Но всё-таки весна одолевает зиму. Иногда бывает ранняя, а иногда — поздняя. Постепенно весной всё зеленеет и становится красивым.
Записывают в тетрадь по чтению, Константин Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942 гг.)
- Золотое слово.
Предположения детей.
Золотые руки.
- Слушают.
- Мне стихотворение понравилось. Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представилась весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит.
IV. Физкультминутка
V. Изучение новой темы Работа над стихотворением «Золотая слово».
- Откройте свои учебники, и возьмите в руки карандаши. Я буду читать стих-е с интонацией и паузами, а вы будите графически их отмечать.
- Почему перед прямой речью мы выделяем паузу?
- Какое слово вы выделили в 1, 2, 3 строчке?
Прочитайте стихотворение выразительно. Я даю вам на подготовку 3 минуты. НЕ забудьте, что читать стихи надо так, как читаешь себе. (Выразительное чтение учащихся.) Учитывая разметку по эмоциональности.
- Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете?
Идейные вопросы.
- Кто обещал всё озолотить?
- А кто всё сделал на самом деле?
- Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём они выражены?
- Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, - будет и седой»?
Собственное отношение.
- Так почему же автор так назвал своё стихотворение?
- Какая главная мысль стих-я? Объясните свое мнение.
- Какое время года любите вы и за что?
- Как вы думаете, а какому времени года отдает предпочтение автор?
Вторичный анализ.
Прочитайте выразительно стихотворение, учитывая все интонации и эмоциональный тон стих-я.
-Какие прилагательные помогают передать красочность, яркость стих-я? Найдите их в тексте.
- прочитайте пословицу на доске:
Как зима не злиться, а весне покориться.
- Как вы считаете, она подходит к нашему стих-ю? Докажите. - Дети читают.
- Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу».
- Всё озолотить обещала осень.
- На самом деле всё это сделала весна.
- Весной солнце золотится. Лютик — золотой, ведь он жёлтый. Речка серебрится, вода залила всё вокруг. А там, где нет воды, - лютик золотой и жёлтый одуванчик.
- Одуванчик сначала жёлтый, а потом, когда созревают семена, он становится белым, пушистым. Это похоже на седые волосы.
- Ответы уч-ся.
VIII. Итог урока.
Д\З. - О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что вы узнали о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта?
- Домашнее задание с. 173 учить наизусть. - Ответы уч-ся.