Технологическая карта урока по теме: Спинной мозг

Технологическая карта
Тема: «Спинной мозг».
Интегрирующая цель: в результате работы вы должны запомнить особенности строения спинного мозга, усвоить, как осуществляется рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга, научиться изображать схему рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса, приводить доказательства того, что головной мозг регулирует работу центров спинного мозга; сформулировать вывод о значении спинного мозга в жизни человека.
1 этап.
Цель: самостоятельно изучить особенности строения спинного мозга: раскрыть значение позвоночника и спинномозговой жидкости в защите мозга от повреждений; определить особенности строения, месторасположение и функции серого и белого вещества мозга, задних и передних корешков спинномозговых нервов.
1.Прочитайте текст параграф 49 до функций спинного мозга.
2.Изучи рисунки к параграфу 49.
3.Подготовь (устно) ответы к вопросам и обсуди их в паре.
- Из каких частей состоит центральная нервная система?
- К какой части нервной системы относятся спинномозговые нервы?
- Где расположен спинной мозг?
- Почему редко наблюдаются повреждения спинного мозга?
- Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки?
- Из чего состоит белое вещество спинного мозга?
- Из чего состоит серое вещество спинного мозга?
4. Выполни задание (письменно).
Вставьте пропущенные слова в текст:
Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около ____ и длиной около 42-45 см. Он начинается от _______ и расположен внутри _______ .На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие ________ , которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий ______, проходящий по всей его длине. Он заполнен ________ жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено _____, оно образовано _____ нервных клеток. Серое вещество расположено _____ спинного мозга и представлено ________ нервных клеток. Спинной мозг состоит из ____ сегмента. От каждого из них отходит пара______ . Начинаются они двумя ______- передними и задними. В передних ________ проходят _____ волокна, а в задних _______ волокна.
5.Проверка правильности выполнения задания.
2 этап.
Цель: самостоятельно изучить функции спинного мозга; раскрыть значение восходящих и нисходящих путей в спинном мозге.
Пользуясь учебником, объясни, в чем выражается рефлекторная функция спинного мозга.
Зарисуй рисунок 78.стр. 188.
Пользуясь учебником, объясни, в чем выражается проводниковая функция спинного мозга.
Выполните задание:
1.Белое вещество спинного мозга
5. Чувствительные нейроны.
9. Контакт чувствительных и двигательных нейронов.
13. Проводниковая функция.

2. Серое вещество спинного мозга
6.Проводящие пути.
10. Передача импульса к мышцам.
14. Рефлекторная функция.

3. Задние корешки нервов.
7.Двигательные нейроны.
11. Передача импульса от рецептора в мозг.


4.Передние корешки нервов.
8.Тела нейронов.
12. Передача импульса «вверх» и «вниз».


Ответь на вопросы о структурных компонентах спинного мозга, названных в первой колонке; ответы зашифруйте последовательным рядом чисел, разделив их на 4 группы. Например, 1,6,12,13;