Теория развития детского изобразительного творчества





Теоретические основы проблемы развития детского изобразительного творчества
дошкольников


























План:

Актуальность темы.3
Теоретические основы проблемы развития детского изобразительного творчества..6
2.1. Философский аспект проблемы творчества.....6
2.2. Психологический аспект проблемы творчества..8
2.3. Педагогический аспект проблемы развития изобразительного творчества дошкольников..13
Библиография..20


























Актуальность темы

На современном этапе основной целью воспитания детей дошкольного возраста является формирование базиса личностной культуры дошкольников (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655). Прогрессивный характер ФГТ заключается в ориентации на модель выпускника, всесторонне подготовленного к обучению в школе посредством организации психолого-педагогического процесса, направленного на равнодолевое физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка во взаимосвязи.
Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие интегративных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающую социальную успешность.
На основе ФГТ научными центрами разработан ряд комплексных программ: «Детство» (авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена - руководители авторского коллектива кандидат педагогических наук, профессор Т.И.Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А.Г.Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, профессор 3.А.Михайлова), «Успех» (под редакцией Фединой Н.В. - к.п.н., руководителя Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советника генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение», член ЭС по дошкольному образованию Государственной Думы РФ), «От рождения до школы» (руководители авторского коллектива доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГПУ Н.Е.Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А.Шолохова - Т.С.Комарова, - является переработанным в соответствии с ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой). Современные программы основываются на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Эти программные документы намечают интересные перспективы многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности, в том числе и в художественно-изобразительной.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (конструкторских, музыкальных, изобразительных и др.).
При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие проблему развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованием отдельных видов способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию; вторая - с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.
Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость использования изобразительного творчества для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Отсюда вытекает необходимость организации деятельности дошкольников специфическими видами изобразительного творчества.
Решение обозначенных целей и задач воспитания детей возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От уровня профессионального мастерства каждого воспитателя, его знаний и культуры, любви к детям и педагогического творчества зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств, здоровья и раскрытие потенциала каждого ребенка.
Исходя из вышесказанного задачи данных методических рекомендаций можно определить как:
формирование у слушателей курсов знаний современных научных тенденций в теории и методике развития детского изобразительного творчества в соответствии с новыми ФГТ;
знакомство слушателей курсов с инновационными педагогическими технологиями с целью их применения в психолого-педагогическом процессе ДОУ.







Теоретические основы проблемы
развития детского изобразительного творчества.
2.1. Философский аспект проблемы творчества.

Главная причина интереса к проблеме творчества в том, что оно рассматривается как феномен человеческой деятельности, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И.Кант). Согласно Н.А.Бердяеву, постановка проблемы творчества является «итогом всей мировой жизни и мировой культуры». Творчество практикуется как «синоним жизни», «сущность человеческого бытия» (К.Маркс).
Позиция философов сводятся к тому, что творческая деятельность – это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей; в нем объединены объективное и личностное, субъективное (Платон, И.Кант, Н.А.Бердяев, Э.В.Ильенков, Ю.Б.Борев, Я.А.Пономарев и др.). Философами творчество рассматривается глубоко и разносторонне – как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек: формы и способы мышления, личностные качества – он становится творческой личностью.
В работах ряда современных авторов творчество описывается как фактор интеграции в личностном развитии, а также как одна из главных движущих сил развития человечества, как способ бытия личности, многомерное пространство человеческой культуры, сущностная характеристика человека. Смысл творчества философы видят в решении практических задач, воспевании красоты в познании, нравственном развитии личности, борьбе со злом, изживании избыточной энергии, испытаний себя, осуществлении смысла и т.д.
Не менее интересным представляется вопрос о причинах, источнике творчества. В исследованиях мыслителей содержатся различные трактовки: «мистический дух» (Платон); «божья искра» (средневековая философия); «удивление» (Аристотель); «активное сознание, внутренняя противоречивость» (И.Кант); «противоречия, возникающие в процессе познания» (Гегель); «общение, диалог человека с миром» (П.Флоренский); «томящая душу неосуществленная энергия» (Н.А.Бердяев).
Таким образом, следует отметить главное – точки зрения исследователей на сущность творчества во многом совпадают. Философское рассмотрение сущности творчества порождается стремлением познать величайшую тайну жизни, тайну явления «нового, небывшего» (Н.А.Бердяев), образ жизни человека как путь его развития, природу творчества как важнейшей характеристики человеческой деятельности.
В современных условиях стремительных изменений в социально-экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди. Поэтому не вызывает сомнений и значимость дальнейшего изучения проблемы творчества. Современные ученые особо выделяют глубокую социальную сущность творчества (А.Лилов). Таким образом, современные тенденции понимания творчества определяют его как многокомпонентный процесс, его роль в развитии социокультурной среды, способствующей формированию творческого потенциала личности.
С позиций эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве. Художественный образ – это конкретно-чувственное и в то же время обобщенное видение и воссоздание жизни, которое обогащено эмоционально-эстетической оценкой художника (Ю.Б.Борев, В.А.Разумный, Е.И.Севастьянов). В художественном образе сочетаются проявления как единичного, так и всеобщего, что характеризует духовный мир конкретного человека и общества в целом. Художественный образ являет собой активно действующего субъекта, который вбирает в себя избранный предметный материал, сплавляет его с душевными переживаниями.
Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а так же в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.


2.2. Психологический аспект проблемы творчества.

Проблема детского творчества приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к психическому развитию ребенка – как итог его творческого самоопределения в мире культуры.
Отечественные психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового (Л.С.Выготский). Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.
В психологических исследованиях проблема творчества рассматривается разносторонне. Говоря о продукте творчества, исследователи отмечают, что им могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений «самотворчества», личность человека как объект его творческих усилий, жизнетворчество.
Изучение творческого процесса в исследованиях психологов отличается фрагментарным и отрывочным характером. Он рассматривается как потребность в новизне, как проблемная ситуация, требующая от субъекта «открытия» нового способа, действия или знания, которые обеспечивают решение поставленной задачи. Также психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Существующие психологические исследования ориентированы в основном на оценку конечного продукта. Но отслеживание последовательности действий ребенка ещё мало изучено. Б.Г.Урмурзина отмечает, что понимание детского творчества как процесса предполагает нечто большее, а именно – выявление механизмов порождения и развития созидательных возможностей ребенка в ходе решения им тех или иных задач.
Исследователи отмечают, что детская творческая деятельность универсальна, пластична (В.В.Давыдов), инициативна, «бескорыстна» (Н.Н.Поддьяков), «избыточна» (В.А.Петровский), синкретична (Н.А.Ветлугина, Л.А.Парамонова, О.С.Ушакова). Эмоциональная насыщенность и выразительность характеризуют её содержательную сторону, её поисковые тенденции. Для дошкольника важно подняться над миром специализированных предметных расчленений, произведенных деятельностью взрослых, и увидеть все это через игру, сказку, собственную фантазию.
Дошкольникам присущ способ «видения целого раньше частей» (В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев). В раннем и дошкольном возрасте принципиальное значение для развития деятельности имеет практическое экспериментирование (Е.А.Флерина, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова и др.).
Н.Н.Поддъяков подчеркивает, что творчество – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, творчество – это особая форма процесса развития ребенка, оно диалектично и противоречиво. Автор указывает на то, что творчество детей носит глубоко личностный характер и определяется неповторимостью личности, накопленного опыта деятельности.
Н.Н.Поддъяков выделил два генетических источника творчества дошкольников:
Первый – практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста, она выступает в форме экспериментирования, интенсивно развивающегося на протяжении всего дошкольного детства. Эта деятельность стимулируется насыщаемой потребностью в новых впечатлениях, новых «открытиях».
Второй – игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия, создаются благоприятные условия для свободного проявления интересов и потребностей.
Психологический аспект творчества раскрывает механизмы и закономерности детской творческой деятельности.
Большая роль в формировании творчества принадлежит воображению, поэтому прежде всего следует использовать те средства, которые способствуют его развитию. Для создания новых образов необходима организация внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью.
Применительно к детскому творчеству Л.С.Выготский рассматривал воображение, как необходимую составляющую творчества. Ученый говорил о необходимости понять психологический механизм воображения. Силу творчества, его преобразующий, действенный характер Л.С.Выготский видит в многообразных формах связи воображения с действительностью. Он выделяет четыре формы связи воображения с действительностью. Первая форма - всякое создание воображения всегда строиться из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Вторая форма - в адекватности готового продукта фантазии какому-то явлению действительности. Третья форма связи – эмоциональная связь. Последняя, четвертая форма - созданный человеком новый, ранее не существовавший продукт начинает воздействовать на другие вещи и на самого человека, так как он становиться реальностью. Эта форма связи воображения с действительностью позволяет сделать педагогический вывод о том, что процесс детского творчества не заканчивается созданием продукта творческой деятельности. Их нужно использовать для дальнейшего обогащения воображения и творчества.
В исследованиях ученого доказано, что благодаря этим формам связи воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения, к воплощению продуктов воображения в реально существующие, которые снова воздействуют на человека. Каждой из четырех форм связи воображения с действительностью Л.С.Выготский дает диалектическое определение:
образы воображения строятся из элементов действительности, познанной ребенком;
воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным;
чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство;
продукты воображения реализуются в конкретные результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение ребенка.
Психологи выделяют в характеристике творчества стремление к новизне, возможность самоутверждения и самовыражения, креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность (как генеральный фактор одаренности человека).
Становление детской креативности – это не движение от «нетворчества» к «творчеству». В его основе – конструктивное овладение ребенком всеобщей, совокупной «силой» человеческого воображения и мышления. Отсюда становится возможным оценивать качественную сторону детского творчества путем выявления особенностей и уровней этого процесса, в котором формируется креативный потенциал. В.Т.Кудрявцев рассматривает его как систему способностей, которые формируются не только в творческих деятельностях (игровой, музыкальной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.), но и образуют психологическую основу деятельной жизни ребенка.
Психологи доказывают, что художественное творчество формируется в условиях специально организованного педагогического процесса.
А.В.Запорожец отмечал, что, с одной стороны, необходима определенная основа для того, чтобы у ребенка развивалось творчество, и в этом понимании обучение является его предпосылкой. С другой стороны, никакое глубокое усвоение, овладение человеческим опытом невозможно без творческой активности – и в этом отношении творчество есть условие полноценного развивающего обучения. Чтобы ребенок проявил активность, творчество, самостоятельность, инициативу, необходимо применять методы, способствующие этому.
Данный краткий анализ психологических исследований творчества свидетельствует о недостаточной решенности многих аспектов этой проблемы, прежде всего касающихся изучения процесса творчества, критериев его оценки, развития способностей у детей. В науке существует очевидная потребность в дальнейшей разработке психологической основы творчества в целом, и детского в частности.

2.3. Педагогический аспект
проблемы развития изобразительного творчества дошкольников.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе в свете Федеральных государственных требований (2009г.). Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых – Г.В. Лабунской, В.С. Кузина, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной формулирует художественное творчество детей дошкольного возраста как:
создание субъективно нового (значимого, прежде всего, для ребенка) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра);
создание (придумывание) к известному ранее неиспользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.д.;
применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.);
проявление инициативы во всем.
Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?
Педагог В.Н. Шацкая считает, что в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видам искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.
Исследователь детского творчества Е.А.Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком отражающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.
А.А.Волкова утверждает, что воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить им ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве увиденное.
Детское творчество – это сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе воображения, впечатлений, наблюдений и в отличие от взрослого ребенок создает субъективно новое (по определению Н.А.Ветлугиной). Однако она замечает, что далеко не каждую детскую продукцию можно назвать творчеством. Таким образом, возникает проблема выявления основных показателей, характеризующих детское творчество, признаков детского творчества.
Так, Н.А.Ветлугина в своих исследованиях выделяет следующие группы показателей детского творчества:
В первой группе показателей дается характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.
Вторая группа показателей характеризует качество способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
Третья группа – показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунках, музыкальных играх, драматизациях, в словесном и песенном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
По мнению Н.А.Ветлугиной, в художественной деятельности творчество детей может проявляться:
в исполнении художественных произведений, созданных мастерами искусств, в естественной, выразительной передаче их содержания и настроения;
в создании новой продукции и в стремлении выразить в них свои переживания, отношения (продуктивное художественное творчество).
На каждой возрастной ступени изобразительная деятельность становится все более самостоятельной, свободной, творческой. Изобразительное творчество старших дошкольников характеризуется умением определить последовательность создания образа, умением представить предмет, явление, осуществить взаимосвязь между ними в процессе замысла рисунка, умением адекватно передать замысел в соответствии с требованиями заданий. В отличие от ребенка младшего дошкольного возраста, старшие дошкольники при анализе готовых работ могут выделить наиболее характерные, выразительные особенности изображения предмета, персонажа.
Успех этого процесса зависит от понимания детьми художественного образа, как в произведениях искусства, так и в собственных рисунках, от умения эстетически воспринимать и оценивать предметы и явления действительности; от сформированности изобразительных навыков и умений. В процессе педагогического руководства изобразительным творчеством особое место занимают методы стимулирования творческого воображения, приобщения детей к разным видам искусства и художественной деятельности.
И.Я. Лернер определяет черты творческой деятельности ребенка: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета (объекта); видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности к новым.
И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Знакомя детей с произведениями искусства (изобразительное искусство, литература, музыка), мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, т.е. претворяем в жизнь те цели и задачи, о которых сказано выше – к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразно цветового и композиционного построения.
Л.А.Парамонова выделяет три особенности детского творчества:
Первая особенность – ребенок создает иногда оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих предметов и явлений. Новизна открытий и продуктов творчества субъективна, ребенок делает это для себя.
Вторая особенность – в эмоциональном отклике, стремлении искать, находить, много раз повторять найденный в рисунке, лепке, образ, в увлеченности процессом нахождения и повторения способа изображения, создания сюжетной или декоративной композиции.
Третья особенность – в стремлении ребенка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке, лепке, аппликации. Его деятельность носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер.
При исследовании проблемы детского художественного творчества выделены три основных этапа творческой деятельности ребенка, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:
первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла;
второй этап – процесс создания изображения детьми;
третий этап – анализ результатов деятельности.
Н.А.Ветлугина считает, что в процессе изобразительного творчества дошкольников четко прослеживаются следующие этапы создания художественного образа:
Первый приобретение художественного опыта (впечатлений, образов, предметов, явлений).
Второй самостоятельный выбор средств изображения и материалов для создания образа.
Третий воплощение своих замыслов в разных видах изобразительной деятельности.
Вначале основное внимание обращается на формирование эстетического восприятия предметов и явлений, которое осуществляется в процессе наблюдений, бесед, рассматривания произведений изобразительного искусства, в процессе игр, при выполнении специальных заданий на занятиях.
Само понятие «изобразительная деятельность» вбирает в себя много аспектов, и каждый из них имеет право на глубокое теоретическое исследование.
Прежде всего, изобразительная деятельность включает аспекты:
личностный
познавательный
социокультурный
нравственно-эстетический
творческий
Некоторые из личностных качеств приобретают особое значение для творческой деятельности. Это, прежде всего интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания все более выраженную общественную направленность. Другая существенная группа психических качеств это те индивидуально-психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях. Эти способности развиваются под влиянием воспитания.
Н.А.Ветлугина попыталась выделить доминирующие качества характера, которые особенно существенны для развития художественной деятельности ребенка. Это волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность. Самостоятельные и инициативные действия приобретают особый характер, когда они связаны с художественно-творческой практикой. В той же самой степени инициативность ребенка должна сопрягаться с художественно оправданными действиями. Так, если ребенок при воплощении отрицательного образа допускает применение дисгармоничных красок, какие-то искажения в линейном контуре, нарушения ритма, то подобному «стилю» можно легко найти художественное оправдание. Все сказанное свидетельствует о больших возможностях развития личности ребенка в процессе художественного творчества. Н.А.Ветлугина считает названные качества личности важными предпосылками формирования специальных художественно-творческих способностей.


Таким образом, анализ научных исследований и методических разработок психологов и педагогов, передовой практики ДОУ позволил обнаружить, разные направления в решении проблемы детского творчества. Но разнообразие подходов к рассмотрению проблемы детского творчества позволяет сделать вывод о том, что проблема очень популярна и актуальна, и требует дальнейших разработок в области развития детского творчества.














3. Библиография:
Выготский Л.С. – Воображение и творчество в детском возврате./ Л.С.Выготский. - С-П., Союз, 1997
Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. Материалы городского актива по изобразительной деятельности./ А.А.Грибовская. – М.: МИПКРО, 2001. – 240с.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника./ О.М.Дьяченко. – М.: Знание, 1986. – 94 с.
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество./ Т.Г.Казакова. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 192с.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования»/ Т.Г.Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255с.: 16с. ил.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов./ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 120с.
Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие./ Т.С.Комарова, О.Ю.Филипс. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128с.
Котлякова Т.А., Художественные проекты гармоничного развития дошкольников посредством пластической деятельности: методическое пособие. Лаборатория развития творческих способностей ребенка. Выпуск 2/ Т.А.Котлякова и др. - Тольятти, 2011. – 470с.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Е.Е.Кравцова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160с.: ил.
Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Выпуск 6: «Мир игры». Игровые технологии формирования основ детских культур. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. – 120с.
Неменский Б.М. Педагогика искусства./ Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 2007.- 255с.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ А.И.Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.
Художественные проекты ознакомления старших дошкольников с экспонатами Музея народного творчества: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2006. – 68с.
Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи/ Р.М.Чумичева.–М: Просвещение, 1992. – 150с.

Программы художественно-творческого развития дошкольников:

- федеральные
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет./ Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 128с.
Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов./ Копцева Т.А. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 208с.
Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей./ Куревина О.А., Селезнева Г.Е. – М.: «Баласс», 1999.- 416с. (Программа «Синтез искусств» О.А.Куревиной и учебное пособие к ней «Путешествие в прекрасное»- часть комплекта программ и пособий по дошкольной подготовке в рамках Образовательной системы «Школа 2100»)
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений./ Швайко Г.С. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 0 176с.

- региональные
Истоки гармонии: Программа эстетического воспитания и творческого развития дошкольников Данилова Л.Д., Кулагина Т.Ю., Котлякова Т.А. – Ульяновск, 1996. – 96с.
Кузовок: Программа и методические рекомендации по социокультурному воспитанию детей пятого года жизни с учетом специфики сельской местности./ Захарова Л.М., Кузьмина С.Н., Хлебова О.А. – Ульяновск, 2010. – 84с.
От народных истоков русского фольклора – к детскому творчеству: Программно-методический комплекс./ Т.А.Котлякова, Н.П.Иванова.– Ульяновск: УИПКПРО, 2004. - 68c.
Пленэр в детском саду. Программа по изобразительному искусству для детей 6-7 лет: - Методическое пособие. Тольятти: ТГУ, 2003.- 51с.
Программа по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям Поволжского региона в условиях сельской местности. / Захарова Л.М., Котлякова Т.А. – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – 56с.
Распахни окно в мир прекрасного. Программно-методическое обеспечение духовно-художественного развития дошкольников:
- Выпуск 1 –Ульяновск: ИПКПРО, 1998.– 116с.
- Выпуск 2 –Ульяновск: ИПКПРО, 1999.– 92с.
- Выпуск 3 –Ульяновск: ИПКПРО, 2000.– 96с.
- Выпуск 4 –Ульяновск: ИПКПРО, 2001.– 132с.
- Выпуск 5 –Ульяновск: ИПКПРО, 2003.–116с.
- Выпуск 6 –Ульяновск: ИПКПРО, 2007.–164с.
Секреты симбирских мастеров: Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам: Методическое пособие./ А.Ю.Тихонова.
- Часть I– Ульяновск: УИПКПРО, 2002.–52с.
- Часть 2- Ульяновск: УИПКПРО, 2002.–80с.
Симбирский Венец: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к культурно-историческим ценностям региона./ М.А.Ковардакова, Н.Ю.Майданкина.-Ульяновск:УИПКПРО,2003.- 60с.
Юные волшебники. Программа студии развития изобразительного творчества детей 5-7лет./ Котлякова Т.А., Арефьева Т.И. – Методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2004. – 68с.
























13PAGE 15


13PAGE 142115




15