Занятие для детей старшего дошкольного возраста В гостях у степных жителей

МКДОУ «Детский сад № 21 «Теегин айс" г.Элиста, Республика Калмыкия












Занятие для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у степных жителей»

Составитель: старший воспитатель Байрамукова Т.И.


















Элиста, 2016
Занятие для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у степных жителей».

Программное содержание.
- Закрепить знания детей о диких животных, живущих в степи.
- Развивать речь, мышление, внимание.
- Формировать бережное отношение к природе как важному компоненту экологической культуры детей в процессе усвоения и закрепления правил поведения в степи.
Материал: картины с изображением степных животных; карточки с изображение лекарственных растений; карточки с символами «Правила поведения в природе; разрезные картинки животных; фонограмма «Звуки степи».

Ход занятия.
Под фонограмму «Звуки степи» заходит персонаж - степная Фея.
Фея.
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я – степная Фея. Я пришла пригласить вас на прогулку, а куда, вы узнаете, послушав мое стихотворение (звучит музыка)
Какая ширь здесь и приволье.
Куда ни глянь – полей раздолье!
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь ветры любят песни петь,
А зовется этостепь.(Картина «Степь»)
А я – степная Фея. Мы погуляем с вами в степи и поговорим о правилах поведения в природе.
Фея ведёт детей в зал (степь). В зале выставлены картины животных.
Фея.
- Ребята, вы знаете, что такое степь? (ответы детей). Правильно, степь – это очень большое пространство, на котором растёт много травянистых растений, которые легко выдерживают жару. Деревьев в степи очень мало. Это лесополосы – ряды деревьев, посаженные человеком.
Фея.
- Вы знаете, есть разные правила, например, как вести себя вежливо. Для чего нужны правила вежливости? (Ответы детей). Правила вежливости придуманы для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда вы приходите.
Но вот мы отправляемся на прогулку в степь. Помните: вы там тоже гости. Вы в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт. Там есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать. Сейчас мы узнаем, что ребята знают о степных жителях и о правилах поведения. С некоторыми из них, которые дети не знают, мы сейчас познакомимся, хотя и простыми, но очень важными.
Дети самостоятельно называют знакомые правила поведения: «Звери всякие важны, звери всякие нужны».
Фея.
- Хорошее правило! Это первое правило. (Подводит детей к картине с изображением змей). Кто это? Расскажите, что вы знаете о змеях. (Ответы детей).
Фея.
- В наших степях очень много змей, даже ядовитых, но не трогайте, не убивайте их, помните: они здесь хозяева, а вы – гости. У каждой змеи, даже ядовитой, есть своё полезное дело. Когда вы увидите змею, вы должны остановиться и не шевелиться, пока она не уползёт своей дорогой.

Физкультурная пауза.

Проводится подвижная игра «Змея и дети». Выбирается ведущий – змея, все остальные – дети. Все дети играют, бегают, но вдруг появляется змея, все замирают. Кто пошевелится, того змея выводит из игры.
Фея.
- Второе правило: не лови диких животных и не уноси их домой. В наших степях много животных. Сейчас вы расскажите о них, что знаете.
Фея с детьми рассматривают картины: «Семья хомяков», «Зайцы», «Сайгаки», «Тушканчики».
(Фея добавляет ответы детей). Хомяки делают для себя нору в земле. Она состоит из нескольких «помещений»: в одном – гнездо, в других – кладовые. В них он на зиму запасает зерно, семена. Далеко от норы хомяк не уходит – опасно! В степи у него много врагов – лисы, хищные птицы. Каких степных птиц вы знаете? (Ответы детей – орёл, сокол, сова и др. Фея показывает детям картинки с изображением птиц.)
Фея.
-В наших степях очень много зайцев. От природы им даны быстрые ноги, которые спасают их от опасности. Ещё в степи живут удивительные зверьки – тушканчики. Их называют «земляными зайцами». Почему их так называют? (ответы детей). У тушканчика уши как у зайца, лапки как у какого животного? Как у кенгуру. Днем тушканчики прячутся в норках, а выходят добывать себе пищу вечером, когда стемнеет.
- Еще есть животное -гордость наших степей –сайгаки.(Дети описывают сайгаков - они очень быстро бегают – у них длинные тонкие ноги. У сайгаков большой горбатый нос? ( Фея добавляет, поправляетответы детей). - Их осталось мало – браконьеры истребляют этих животных, поэтому они занесены в «Красную» книгу, их надо беречь и охранять.
Фея.
Фея предлагает прочитать одному из детей стихотворение Г.Кукареки : «Сайгачонок и орлёнок».

Мчится степью сайгачонок,
А за ним летит орлёнок.
Резвы ножки сайгачонка,
Быстры крылья у орлёнка.
Рада мама – сайгачиха,
Рада матушка – орлиха.
Степь волнуется травой –
Край родимый, край родной.

- А сейчас мы изобразим степных животных, кто кого хочет (дети под фонограмму «Звуки степи» имитируют движения животных)
Фея.
- В нашей степи много полезных растений. Люди собирают их для лечения каких-то заболеваний. Следующее правило, которое мы должны запомнить: собирай лекарственные растения, но только те, которых много. Какие? (ответы детей: подорожник, чабрец, ромашка и т.д.).
Фея предлагает поиграть в игру «Угадай и назови растение»
Фея.
- Четвёртое правило: не лови птиц и не уноси их домой, не разоряй их гнёзда. Детёнышей животных тоже. О них позаботятся их родители.
Фея.
- Пятое правило: не оставляй после себя мусор. Не оставляй непогашенных костров. Всё это грозит большой бедой для природы. Почему? (Ответы детей). Бумага, брошенная вами, будет лежать 2 года, консервная банка – более 30 лет, стекло – 1000лет.
Итог.
Степная Фея.
- Давайте ещё раз повторим правила поведения в природе. ( Фея показывает карточки с символами, дети называют правила).
- Помните, ребята! Мы очень верим, что вы наши друзья.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
В нашем крае мы останемся одни.

Фея предлагает поиграть в игру «Собери животное» (дети складывают разрезные картинки животных).
Под запись «Звуки степи» Фея прощается с ребятами.



15