Авторская программа элективного курса по географии «Географическая карта-ключ к познанию географии»


МБОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Авторская программа элективного курса по географии «Географическая карта-ключ к познанию географии»
для учащихся 5-6 классов
Разработала учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ «Альшиховская СОШ»
Гафурова Гульчачак КанафеевнаПрограмма элективного курса по географии «Географическая карта-ключ к познанию географии» для учащихся 5-6 классов.
Пояснительная записка
«Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном лист бумажном…»
(географическая карта)
Каждому из нас приходилось в школе сталкиваться с географическими картами, но далеко не каждый умеет ими пользоваться, а некоторые вообще не знают даже назначения карты. Самое удивительное, что молодое поколение, разбалованное электронными устройствами, считает знание карт излишним, так как теперь даже в мобильном телефоне имеется GPS навигатор с голосовыми подсказками, а значит, нет необходимости разбираться в картах. Географическая карта – это графическое изображение земной поверхности на плоскости, которое выполнено с помощью условных знаков.
Географическая карта - это уменьшенное изображение земного шара, построенное в картографической проекции. Для современного человека главное, уметь пользоваться картами и различать их по типу. Интересен тот факт, что человечество ещё не умело писать, но уже обладало картографическими способностями, имея необходимость ориентироваться на местности и осознавая, что такое географическая карта и для чего она нужна. Об этом свидетельствуют археологические находки, свидетельствующие о существовании карт ещё в древние времена. Причём выполнены они были на скалах, дереве, костяных пластинках, каменных табличках. Древней карте, которая имеет вид современной географической около 15 тысяч лет. Она была найдена археологами на территории Украины.
Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Элективный курс «Географическая карта – ключ к познанию географии» представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь тесной связи с физической географией, знание географической карты находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории и т.д. Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего углубленного изучения географии, при сдаче Единого государственного экзамена по выбору, при поступлении в высшие учебные заведения.
Элективный курс «Географическая карта-ключ к познанию географии» разработан на 35 часов и рекомендована и разработана для учащихся 5-6 классов образовательных учреждений. Актуальность курса в том, что по карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами; иначе говоря, географическую карту можно сравнить с с телескопом и микроскопом, которые, как и карта, помогают видеть изучаемый предмет. Это так. Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником
географических знаний.
Думаю, что приобретённые учащимися знания, умения, навыки сыграют свою роль в выборе будущей профессии.
Цель программы:
формировать знания о географической карте, об истории развития географической карты с древности до нашего времени
развивать умения ориентирования на местности;
научить работать с географическими картами различной тематики
Задачи программы:
1)использовать один из «языков» международного общения – географическую карту и современные геоинформационные технологии и ресурсы Интернета для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
2)создать условия для творческой самореализации и саморазвития учащихся;
3) использовать географические знания и умения в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;
4)знать и любить свою Родину, в том числе и малую Родину;
5) воспитывать в учащихся в духе патриотизма и толерантности;
6)знакомство с методикой творческих, практических работ;
7) создать условия для правильного выбора профессии;
8) способствовать в работе со статистическими данными, дополнительными материалами и литературой.
Учебно- тематический план элективного курса
«Географическая карта-ключ к познанию географии»(35 ч)
№ Тема Методы организационной
деятельности Виды деятельности
учащихся Кол-во
всего
часов Часы
на теорию Часы
на практику
1 Роль географической карты в жизни людей и общества и ее свойства информационный
беседа - 1 1 2 Источники географических знаний эвристическая беседа анкетирование 1 1 -
3 История зарождения географических карт информационный
беседа выставки 1 1 -
4 Самые древние карты. Карта Эратосфена
(300г)
эвристическая беседа выступления с сообщениями 2 1 1
5 Карта мира по Гомеру
9 в.д.н.эчастично-поисковый дискуссии 2 1 1
6 Карта Гекатея Милетского
(5 в. до н. э) работа в группах выступления с сообщениями 1 1 -
7 Древняя Вавилонская карта мира
(ок.6 в д.н.э) информационно-репродуктивный викторины 1 - 1
8 Карта Птоломея(90-168г) и карта Туринского папируса (1300г д.н.э) частично-поисковый защита проектных работ по данной теме 1 1 -
9 Условные знаки географической карты проблемный, частично-поисковый ответы на вопросы, задачи по горизонтали 2 1 1
10
Разновидности географических карт. информационно-репродуктивный, эвристическая беседа
дискуссии, викторины, решение задач по масштабу, 5 2 3
А
Б
В
По охвату территории
По содержанию
По масштабу
1
1
3
-
-
-
1
1
3
11 Карты по назначению
проблемный дискуссии 1 1 -
12 Создание карт
информационно-репродуктивный, проблемный чертежи, практическая работа 3 1 2
12а
12б Картография
Искажения на географических картах 2
1 -
-
- 2
1
13 Картографические приемы частично- поисковый познакомится картографическими изображениями явлений на тематических картах 2 1 1
14 Классификация проекций
проблемный выступления с сообщениями 3 1 2
15 Виды географических карт частично-поисковый выступления с сообщениями 3 1 2
16 Карты иллюстрации, карты карикатуры информационный защита презентаций 1 - 1
17 История картографии в России информационный защита докладов 2 1 1
18 Крупнейшие русские картографы эвристическая беседа защита презентаций 2 - 1
19 Итоговое занятие информационно-репродуктивный защита проектов, презентаций, индивидуальных
работ 1 - 1
Краткое содержание элективного курса
«Географическая карта-ключ к познанию географии»
1 занятие-тема: Роль географической карты в жизни людей, общества и ее свойства.

Карта- важнейшее изобретение человека. Потребность в карте существовала на всех этапах развития человеческого общества. Любое географическое исследование начинается с карты и заканчивается картой, только уже нанесенными не нее результатами. Географическая карта-важный источник знаний, а работа с ней –важнейший метод познания. Она позволяет сопоставлять местоположение объектов(гор, озер, городов и т.д.) и их свойств( высоту гор, размеры озер и т.п.). Только карта позволяет видеть одновременно взаимное расположение и форму материков, океанов, определять чередование на них климатических поясов, природных зон. С помощью карты можно делать выводы о многих процессах и закономерностях нашей планеты. Итак, карта- не просто важнейший источник географических знаний, а особое средство информации, ее нельзя заменить ни текстом, ни живым словом.
2 занятие- тема: Источники географических знаний.
Первым источником информации об окружающем мире для человека были наблюдения. Этот метод применяется и ныне. Результаты наблюдений отражаются в рисунках, графиках, текстах, на картах. Важнейший источник географических знаний- страноведческие описания, которые в прошлом составляли путешественники. Особый источник географических знаний- карта, ее называют « вторым языком» географии. Карты-источник самых разнообразных сведений не только о природе той или иной территории, но и о природных процессах, народах, об использовании земель, распространении болезней, размещении городов, объектов туризма и т.д. Знание карты в наши дни так же важно, как знание грамматики и математики. Вот почему необходимо понимать-как построена карта, научиться ее читать и знать.
3 занятие- тема: История зарождения географических карт.
История зарождения карты уходи в далекое прошлое, когда люди не знали письменности. Об этом рассказывают нам археологические находки, среди которых можно увидеть примитивные рисунки местности на камнях, костяных пластинках, бересте, дереве. Возраст их достигает 10-15 тысячелетий. Совсем недавно, один из таких древнейших картографических рисунков был найден в Черкасской области. Рисунок вырезан на куске бивня мамонта. В сетке беспорядочных царапин специалист различает осмысленную картину местности: спуск с горы, стволы деревьев, дальше река, показанная двумя параллельными линиями, на берегу реки стоят загадочные сооружения. Ученые установили, что это была одна из древнейших карт с возрастом 15 тысяч лет.
4 занятие- тема: Самые древние карты. Карта Эратосфена(300г)

Греческий математик, астроном, географ , филолог и поэт. Ученик  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%85_%D0%B8%D0%B7_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8B" \o "Каллимах из Кирены" Каллимаха, с 235 г. до н. э. — глава Александрийской библиотеки. Первый известный ученый, доказавший, что Земля имеет форму шара. Предоставил достаточно точные расчеты окружности Земли. В тесной связи с астрономией находится работа Эратосфена, состоящая в измерении длины земного меридиана. Краткое изложение этой работы известно нам по трактату  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4" \o "Клеомед" Клеомеда «О круговращении небесного свода»:

5 занятие- тема: Карта мира по Гомеру(9 в.д.н.э)
Кто такой был Гомер точно ничего не известно, как и о его жизни и месте рождения. Его родиной назывались семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Геродот и Павсаний писали что умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Гомер известен миру как автор таких произведений как «Илиада» и «Одиссея».
6 занятие- тема: Карта Гекатея Милетского.
ГЕКАТЕЙ МИЛЕТСКИЙ (лат. Hecateius Miletinus) (pod. кон. 6 в., ум. нач. 5 в. до н. э.) — древнегреческий ученый, историк и географ, сын Гегесандра. Гекатей Милетский впервые обозначил на карте три части света — Европу, Азию и Ливию, подробно описал берега Черного моря, сравнив его очертания со «скифским луком», показал находящиеся к северу от Скифии и вытянутые в широтном направлении Рипейские (Рифейские) горы. Среди дискообразной суши Гекатей выделил область обитаемых земель — ойкумену, вокруг которой расположены непригодные для жизни окраинные части мира. 
Один из первых географических работ страноведческого характера. Это сочинение, видимо, сопровождалось картой с изображением ойкумены (населённой части суши). Карта Г. М. не обнаружена, однако даже частичное воспроизведение её по описанию Геродота и др. авторов и сохранившиеся отрывки (более 300) «Землеописания» позволяют наглядно судить о географических представлениях древних греков.
7 занятие- тема: Древняя Вавилонская карта
Вавилонская карта мира — глиняная табличка поздневавилонского периода из Месопотамии, где изображается карта известного вавилонянам мира, которая содержит как реальные географические объекты, так и мифологические элементы.
Табличка хранится в Британском музее (под номером BM 92687) и является единственной известной сохранившейся картой мира из региона. Исходя из анализа написания топонимов, учёные датируют карту концом VIII — началом VII века до н. э С картографической точки зрения многие реальные географические объекты нанесены небрежно с грубыми ошибками в масштабировании и меньшими ошибками в относительном расположении объектов друг от друга.
8 занятие- тема: Карта Птоломея.
Труды Птолемея были вершиной древнегреческого картографического знания.  Птолемей был сторонником математической географии, и его сочинение представляет собой подробное руководство по составлению атласа мира, с указаниями точных координат каждого пункта. 
После этого сведения лишь обобщались, а в последующие эпохи картографическое знание пришло в упадок.

Туринская папирусная карта — древнейшая сохранившаяся географическая карта в мире.  Изображает 15-километровый отрезок Вади-Хаммамат с указанием деревень, холмов, золотых копей и каменоломни, а также расстояний между ними. Выполнена около 1160 года до н. э. для участников организованной Рамзесом IV экспедиции в тамошние каменоломни. 

9 занятие- тема: Условные знаки географической карты.
Картографические условные знаки — система символических графических обозначений (знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки иногда также называют «легенда карты». Условные знаки могут быть классифицированы по масштабности (пространственной протяжённости объектов). Так, различают:
масштабные условные знаки (площадные и линейные);
внемасштабные условные знаки (точечные);
пояснительные знаки.
Площадные
Площадными условными знаками на карте отображают значительные по двумерной пространственной протяжённости объекты, которые могут быть отображены в заданном масштабе карты.
Примерами таких объектов могут быть: территория государства на карте масштаба М 1:40000000 или земельный участок на плане М 1:500.
Тематика условных знаков
Условные знаки можно разделить на знаки общего применения, используемые для отображения ситуации на местности безотносительно целей и задач карты, и специальные или тематические, используемые для отображения объектов или явлений в какой-то отдельной профессиональной области. К первым можно отнести топографические условные знаки. К тематическим относятся очень большая группа знаков, фактически, отдельные виды знаков для каждой области человеческой деятельности: метеорологические, тактические, экономические, экологические, демографические и т. д.
10 занятие- тема: Разновидности географических карт.
По охвату территории: мировые и полушарий; государств и их частей; материков, океанов и их частей.
По содержанию: общегеографические, тематические.
По масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.
Тематические карты – это многообразные физико- географические и социально- экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления или их сочетания. Например, карты геологические, спортивные, ландшафтные и т.п.
11 занятие- тема: Карты по назначению
Научно-справочные — предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально полной информации;ККультурно-образовательные — предназначены для популяризации знаний, идей;Учебные — используются в качестве наглядных пособий для изучения географии, истории, геологии и других дисциплин;
Технические — отображают объекты и условия, необходимые для решения каких-либо технических заданий;
Туристские — могут содержать: населённые пункты, ориентиры, достопримечательности, маршруты передвижения, места отдыха, ночёвок и других услуг, в зависимости от предназначения по видам туризма;
Навигационные (дорожные) и др.
12 занятие- тема: Создание карт.
Созданием картографических произведений занимается раздел картографии картоведение.
Создание карт выполняется с помощью картографических проекций — способа перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты. Для этого сначала переходят к математически правильной фигурe эллипсоида или пули, а затем проектируют изображение на плоскость с помощью математических зависимостей. При этом используют различные вспомогательные поверхности: цилиндр, конус, плоскость. При этом, практически стандартом сейчас стало расположение сторон света: севера сверху и соответственно юга внизу, запада слева и востока справа, относительно смотрящего.
12а. Картогра́фия (от греч. χάρτης — бумага из папируса + γράφειν — рисовать) — наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества. В более широкой трактовке картография включает технологию и производственную деятельность.
Объектами картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Наиболее популярными плодами картографии являются образно-знаковые модели пространства в виде: плоских карт, рельефных и объёмных карт, глобусов. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
12б. На любых географических картах существуют искажения длин, углов, форм и площадей. Эти искажения разных видов, а их величина зависит от вида проекции, масштаба карты и охвата проектируемой территории. Обнаружить на карте искажения длин вдоль меридианов можно, сравнив отрезки меридианов между двумя соседними параллелями — если они находятся на одном уровне, то искажений длины нет. Об искажении расстояний на параллелях свидетельствует соотношение длин отрезков экватора и параллели 60°-й широты между соседними меридианами. Если искажения отсутствуют, то отрезок экватора ровно в два раза больше, чем отрезок 60°-й параллели.
О характерном для большинства карт искажении углов можно сделать вывод в том случае, когда параллели и меридианы не образуют между собой прямых углов.
Различить искажения формы можно сравнив длину и ширину какого-либо географического объекта на карте и глобусе — если соотношения форм пропорциональны, то искажения по данному критерию нет. Ещё проще различить искажения формы можно сравнив ячейки сетки на одной широте: если они одинаковы, то это свидетельствует об отсутствии искажений формы на данной географической карте.
В зависимости от назначения карт, для них подбирают такие проекции, на которых один из видов искажений может отсутствовать, или быть пренебрежимо малым. По характеру искажений картографические проекции делятся на:
равновеликие — нет искажений площадей;
равноугольные — нет искажений углов;
произвольные — существуют все виды искажений
13 занятие- тема: Картографические приемы.
Как же показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления? Оказывается, и для них картографы придумали много разных способов и премов картографического изображения. К основным способам изображения следует отнести: качественный фон, ареалы, значки. Линейные знаки, изолинии, знаки движения, картограммы и картодиаграммы. На примерах, образцах, приведенных в учебных пособиях, необходимо разобраться с картографическими приемами.
14 занятие- тема: Классификация проекций.
 Классификация нормальных картографических проекций по виду изображений меридианов и параллелей, являющаяся результатом исторического развития теории К. п., объемлет большинство известных проекций. В ней сохранились наименования, связанные с геометрическим методом получения проекций, однако рассматриваемые их группы теперь определяют аналитически.
         Цилиндрические проекции — проекции, в которых меридианы изображаются равноотстоящими параллельными прямыми, а параллели — прямыми, перпендикулярными к изображениям меридианов. Выгодны для изображения территорий, вытянутых вдоль экватора или какие-либо параллели. В навигации используется проекция Меркатора — равноугольная цилиндрическая проекция. Проекция Гаусса — Крюгера — равноугольная поперечно-цилиндрическая К. п. — применяется при составлении топографических карт и обработке триангуляций.
         Конические проекции — проекции, в которых параллели изображаются концентрическими окружностями, меридианы — ортогональными им прямыми. В этих проекциях искажения не зависят от долготы.        
 Азимутальные проекции — проекции, в которых параллели — концентрические окружности, меридианы — их радиусы, при этом углы между последними равны соответствующим разностям долгот. Частным случаем азимутальных проекций являются перспективные проекции.
         Псевдоконические проекции — проекции, в которых параллели изображаются концентрическими окружностями, средний меридиан — прямой линией, остальные меридианы — кривыми. Часто применяется равновеликая псевдоконическая проекция Бонна; в ней с 1847 составлялась трёхвёрстная (1: 126 000) карта Европейской части России.
         Псевдоцилиндрические проекции — проекции, в которых параллели изображаются параллельными прямыми, средний меридиан — прямой линией, перпендикулярной этим прямым и являющейся осью симметрии проекций, остальные меридианы — кривыми.
         Поликонические проекции — проекции, в которых параллели изображаются окружностями с центрами, расположенными на одной прямой, изображающей средний меридиан. При построении конкретных поликонических проекций ставятся дополнительные условия. Одна из поликонических проекций рекомендована для международной (1: 1 000 000) карты.
15 занятие-тема: Виды географических карт.
Общегеографические карты изображают земную поверхность и находящиеся на ней основные природные и социально-экономические объекты. Можно сказать проще: эти карты показывают в основном то, что видно на местности (рельеф), растительность, населенные пункты, пути сообщения, границы и др.).Общегеографические карты: политические карты, геохимические, физические(рельефные), топографические.
Тематические карты содержат сведения о строении земной коры, размещении  природных ресурсов, о размещении населения, о погоде и т. д. Такие карты подразделяют на несколько видов. 1) Изолинейных картах широко используются разные типы линий, которые соединяют точки с одинаковой величиной определенного элемента.2)На синоптических и климатических картах участки с одинаковым давлением соединены изобарами, с одинаковыми температурами – изотермами, с одинаковыми осадками – изогиетами.
Очень важно карту уметь читать, и в том числе понимать, что означают на местности нанесенные на карту условные обозначения.
Например, отсутствие поверхностного стока в дождливой местности, может подсказать географам то, что на карте изображен известняковый ландшафт, а значит, поверхностные воды уходят в подземные пустоты. Выход на поверхность источников, которые расположены в один ряд, говорит о наличии границы между водонепроницаемой и водоносной породой, что задерживает сток грунтовых вод.
Ландшафтная карта — специальная карта, которая представляет собой графические результаты изучения ПТК — ландшафтов разных категорий и любого таксономического ранга.
Топографи́ческая ка́рта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности. Полнота содержания и точность топографических карт позволяют решать технические задачи.
Наукой о создании топографических карт является топография.
Все географические карты в зависимости от масштабов условно подразделяют на следующие типы:
топографические планы — до 1:5 000 включительно;
крупномасштабные топографические карты — от 1:10 000 до 1:200 000 включительно;
среднемасштабные топографические карты — от 1:200 000 (не включая) до 1:1 000 000 включительно;
мелкомасштабные топографические карты — менее (меньше) 1:1 000 000.
Спортивная карта — специальная крупномасштабная схема местности, предназначенная для использования в соревнованиях по спортивному ориентированию.
На спортивной карте отсутствуют координатная сетка, линии истинного меридиана, склонение, точки геодезических привязок и действует особая система точности по плановым, угловым и высотным измерениям в соответствии с требованиями Международной федерации спортивного ориентирования (ИОФ) и Федерацией спортивного ориентирования (ФСО) России, а специальное содержание составляют показ проходимости местности и индивидуальных особенностей изображаемых объектов.На карту, выдаваемую участнику соревнований, наносят пурпурным (допускается красным, фиолетовым) цветом элементы дистанции, соответствующие каждому виду ориентирования.
Спортивные карты издаются согласно Инструкции ФСО России, в соответствии с международной системой условных знаков ИОФ, дополненной национальными условными знаками, утвержденными ФСО России.
Для спортивных карт обычно применяются масштабы 1:5000, 1:7500, 1:10 000 и 1:15 000 с высотой сечения рельефа 5 м. На местности с небольшим перепадом высот на склонах можно использовать высоту сечения рельефа 2,5 м.
Электро́нная ка́рта — картографическое изображение, сгенерированное на основе данных цифровых карт и визуализированное на видеомониторе компьютера или видеоэкране др. устройства (например, спутникового навигатора).
Являясь средством оперативного контроля, каждая конкретная электронная карта существует лишь в определённый момент времени, как правило непродолжительный, пока видна на устройстве отображения. В этом их главное отличие от прочих визуальных картографических материалов, визуализируемых на твёрдой подложке (бумага, пластик) средствами графического вывода (например, принтерами).
Это значение лучше всего согласуется с самим словом «электронная», то есть получаемая посредством движения электронов, что и происходит в работающем электронном устройстве.
Межгосударственный ГОСТ 28441-99 даёт такое определение:
Электронная карта (ЭК) — цифровая картографическая модель; визуализированная или подготовленная к визуализации на экране средства отображения информации в специальной системе условных знаков, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба.
Геологическая карта — карта, отображающая геологическое строение определенного участка верхней части земной коры. На геологической карте изображается распределение на земной поверхности различных геологических образований. Она строится на основании стратиграфического принципа
Академик А. А. Борисяк писал, что венцом геологического исследования страны является составление геологической карты
Геологические карты составляют в ходе полевых съёмок и камеральными методами с широким привлечением данных бурения, геофизических материалов, результатов аэрокосмического зондирования. Эти карты используют, главным образом, для прогноза и разведки полезных ископаемых, оценки условий освоения территорий, строительства, охраны недр.
16 занятие- тема: Карты иллюстрации, карты карикатуры.

Географическая карта уже сама по себе представляет в некоторой степени произведение искусства. Великие художники эпохи возрождения- Леонардо да Винчи, Дюрер и другие – были причастны к картографии. Весьма замечательны карты, созданные Леонардо. Рельефные и красочные, эти карты как бы зарисовки местности сверху, с высоты птичьего полета.
Карта как иллюстрация нашла свое отражение , свое место в приключенческих романах и рассказах. На таких картах изображено не только действие героев произведения, но и показаны окружающие растения, животные, люди. Описываемая местность изображается на карте по всем правилам картографии и в полном соответствии с фактическим материалом произведения. Карта с иллюстрациями может быть составлена по сюжету рассказа, она также может породить и само произведение.
Карты- карикатуры. Присмотритесь к очертанию материков. Они очень причудливы и часто напоминают очертания животных, людей, некоторых предметов. Например, Италия напоминает, сапог с острым мысом и высоким каблуком.
17 занятие- тема: История картографии в России.
Развитие русской картографии в Х VIII — XIX вв.
В начале XVIII в. русская картография стала по инициативе Петра I на путь энергичного научного развития в связи с большими государственными преобразованиями, мерами по расширению промышленности и торговли, изучением внутренних районов и расширением территории страны. Осуществление всех этих и других мероприятий вызывало острую потребность в подробных и точных картах.
Решение задачи необходимо было начинать с серьезной подготовки кадров. По указу Петра I в Москве (1701 г.) была впервые открыта специальная школа, которая стала готовить русских геодезистов (съемщиков); затем их стали готовить в Морской академии в Петербурге. С 1715 г. силами подготовленных геодезистов начались полевые съемочные работы, охватившие обширные территории страны. Съемки выполнялись по уездам. От центра уезда во все стороны до его границ прокладывались съемочные ходы, в которых длины сторон измерялись мерной цепью, а углы поворотов — угломерным прибором с диоптрами. При этом определялись широты центра уезда и конечных точек ходов на его границах.
 Перед советской картографией были поставлены задачи, включавшие обеспечение картами строительства народного хозяйства, культурно-просветительной работы, нужд обороны страны. Еще в тяжелые годы гражданской войны по инициативе В. И. Ленина был подготовлен и принят декрет (15 марта 1919 г.) об учреждении Высшего геодезического управления, преобразованного в дальнейшем в Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР. Этот декрет предусматривал в первую очередь объединение и согласование картографо-геодезической деятельности всех учреждений республики; изготовление топографических и других карт, необходимых для народного хозяйства.
ГИС - это новое мировоззрение и новое мышление, построенное на пространственной идеологии.
Направления современного применения и использования ГИС.
На сегодняшний день в мире разработаны и используются сотни разнообразных ГИС-пакетов, а на их базе созданы десятки тысяч ГИС-систем. Самые мощные – американские. Есть и отечественные, но они к сожалению далеки от совершенства и имеют пока незначительное распространение и применение.
ГИС была создана в первую очередь для географии и под географию, однако сейчас на Западе ГИС используется в огромном числе управленческих структур, в различных фирмах, на предприятиях, в военных ведомствах, в научных и образовательных учреждениях.
ГИС-системы и ГИС-технологии нашли очень широкое применение в многообразных сферах и направлениях территориальной деятельности:
18 занятие –тема: Крупнейшие русские картографы
Красовский, Феодосий Николаевич (1878—1948)
Малыгин, Степан Гаврилович (?—1764)
Менде, Александр Иванович (1798—1868)
Минин, Фёдор Алексеевич (1709—?)
Ремезов, Семён Ульянович (ок. 1642 — после 1720)
Скуратов, Алексей ИвановичСтрельбицкий, Иван Афанасьевич (1828—1900)
Тилло , Алексей Андреевич (1839—1899)
Цингер, Николай Яковлевич (1842—1918)
Шуберт, Фёдор Фёдорович (1789—186519 занятие –тема: Итоговое занятие, выводы по курсу, защита проектных работ, доклады, просмотр презентаций.
Приложение
Формы работы:
эвристические беседы;
работа в группах по определённой теме;
тестовая работа, анкетирование
экскурсии и составление топографического плана местности
решение задач по теме- масштаб, географические координаты
применение ПК в работе, презентации.
Темы проектных работ и сообщений учащихся.
-Великие, русские картографы
-Карты по назначению
-Карты иллюстрации
-Карты- карикатуры
-Самые древние карты
-Условные знаки- это легенда карты
-Источники географических знаний
-Работа с масштабом
Ожидаемые результаты
Учащиеся после окончания курса должны знать и выполнять определённые задачи поставленные перед ними, защитить свою выбранную работу; знать основные термины по курсу программы, работать со справочной литературой; участвовать в творческих проектах( презентация, доклады, лабораторная работа и другие виды), организовывать выставки своих творческих «продуктов»; участвовать в экскурсиях, представить результаты работы в виде таблиц, графиков.
В целом, уметь работать с географической картой, читать ее, решать трудные задачи, выполнять практическую работу, предусмотренную в авторской программе элективного курса ««Географическая карта-ключ к познанию географии»
Методическая часть программы.
Рекомендуемая литература для учащихся:
1.А.М.Куприн «Занимательная картография» -М.: «Просвещение»1989 г
2.А.М. Берлянт «Карта- второй язык географии» -М.: «Просвещение»1985 г
3.Н.В.Андреев «Топография и картография» -М.: «Просвещение»1989 г
4.И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев «География» -М.: «Дрофа» 2003г
5.А.В.Эдельштейн «Как создается карта» -М.: «Недра»1978 г
Использованная литература:
1.А.М.Куприн «Занимательная картография» -М.: «Просвещение»1989 г
2.Т.Г.Галант, Е.М.Гурвич « Практические занятия по землеведению
и краеведению» -М.: « Просвещение» 1988г
3. Журналы «География в школе»2009-2013гг
4.Интернет ресурсы