Урок Растительный и животный мир Казахстана

План - конспект урока физической географии Казахстана.
Тема урока: «Растительный и животный мир Казахстана»
8 класс
Цель урока:
Сформировать у учащихся знания об особенностях распространения растительного и животного мира Казахстана.
Задачи урока:
Обогатить знания учащихся, реализуя межпредметные связи курсов географии и биологии.
Показать особенности взаимосвязи растительного и животного мира в пределах природных комплексов Казахстана. Развивать наблюдательность и речь учащихся, насыщать учебный процесс наглядным материалом.
Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту, стремление охранять и приумножать природные богатства,  пробуждать эстетические чувства.
Средства обучения, наглядные пособия и использованная литература: физическая карта Казахстана, карта растительности Казахстана, карта животного мира Казахстана, Энциклопедии: «По страницам Красной книги Казахстана. Позвоночные животные» Алматы, ОАО «Алматыкітап», 2004г., «Растительный мир Казахстана», научно – популярное издание, Алматы, ОАО «Алматыкітап», 2004г., «Животный мир Казахстана» Ковшарь А.Ф., Ковшарь В.А., Алматы, ОАО «Алматыкітап», 2003г., Иващенко А.А. «Сокровища растительного мира Казахстана. По страницам Красной книги» Алматы, ТОО «Алматыкітап», 2005г., гербарий редких растений, иллюстрации растений и животных, компьютер, презентации, научно – познавательный краткометражный фильм.
Методы и приемы обучения: слово учителя, сообщения учащихся, работа с тестами, творческая работа в группах.
Опорные знания: флора, фауна Казахстана, Красная книга, реликтовые растения и животные, эндемики.
Тип урока: урок комбинированный, с элементами интеграции
Технология обучения: работа в группах
Структура урока:
Орг.момент
Проверка домашнего задания
Сообщение темы и постановка учебной задачи
Работа в группах: выполнение задания творческого характера, сообщения учащихся
Закрепление материала
Выставление оценок, рефлексия, дифференцированное домашнее задание
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой
Добрый день ребята! Улыбнитесь друг другу.
Руку дружбы протяните, (подать руку соседу справа и слева) В глаза друг другу посмотрите, (повороты головой в стороны) Пусть любовь в сердцах всегда звучит, (приложить руку к сердцу) Природа всех объединит! (взявшись за руки, поднять вверх)
На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Проверка домашнего задания (выполнение дифференцированного теста), взаимопроверка
Учитель: цель нашего урока: формирование знаний об особенностях распространения растительного и животного мира Казахстана. Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова Рабиндраната Тагора: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет». Внимательно вдумайтесь в эти слова, мы к нему еще вернемся.
Подумайте, какие задачи мы можем поставить перед собой и решить на этом уроке.
Учащиеся ставят задачи к уроку.
Давайте с вами вспомним такие понятия как флора, фауна, экология, заповедник, заказник
Флора - Совокупность растительных видов данной географической местности.
Фауна - совокупность видов животных, обитающих на определённой территории или акватории.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Заповедники - природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, создаваемые с целью изучения естественного хода природных процессов и явлений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определенных видов живых существ, отдельных биогеоценозов, экологических компонентов
Учитель: в подготовительном этапе нашего урока вам было дано домашнее задание: проработать с дополнительными источниками литературы, энциклопедиями и подготовить сообщение о растительном и животном мире Казахстана, собрать сведения, дать оценку экологического состояния местности, собрать материал о редких растениях и животных, проанализировать меры по охране растительного и животного мира. Класс разделен на 2 группы: растения и животные Казахстана (в каждой команде выбран спикер, который будет непосредственно рассказывать о растительном либо животном мире, ребята подготовили презентации по выбранной тематике, сообщения о редких видах растений и животных, занесенных в Красную книгу).
Слово учителя: рассказ о закономерностях распространения растительного покрова и особенностях распространения представителей животного мира.
Природа Казахстана многолика и неповторима. Любой ее уголок по-своему красив.
Растительный покров Казахстана начал формироваться в конце мелового – начале палеогенового периода, когда значительная часть его территории еще находилась под водой. Всю Туранскую низменность в палеогене занимало море, которое соединялось с Западно-Сибирским морем Тургайским проливом. Он делил казахстанскую часть суши на две части. К востоку от пролива, на Алтае, на мелкосопочнике Центрального Казахстана были распространены в основном широколиственные древесные, вечнозеленые лиственные растения (ангарская флора). На западе от Туранского пролива, в Мугоджарах, на Общем Сырте, Предуральском (Эмбинском) плато произрастали вечнозеленые виды субтропической растительности (полтавская флора). В неогене вода из Тургайского пролива отступила, после чего Западно-Сибирская равнина соединилась с Туранской низменностью. В этот период полтавская флора начала распространяться на восток, к озеру Зайсан. Ангарская флора, наоборот, стала продвигаться на запад. В результате этих процессов в Казахстане сформировалась новая, так называемая тургайская флора, состоящая из разной, но генетически связанной растительности; платан, грецкий орех, дуб, самшит, тополь и др. С отступлением моря в неогене, когда территория стала приобретать континентальные черты, через Иран на территорию Казахстана проникла африканская флора: эфемеры, люцерна, карагана и некоторые другие виды древесных растений. В неогене море отступило, на его месте образовались нынешние озера. Климат стал сухим, субтропические леса сменились лесами умеренного пояса. В антропогене климат стал более суровым, горные районы покрылись льдом. Большинство теплолюбивых растений погибло, но часть их осталась, например, грецкий орех, абрикос, яблоня, Из Сибири распространились арктические и альпийские виды растений. Таким образом постепенно сформировался современный облик растительного покрова Казахстана. На него значительное влияние оказали местные растения и растения сопредельных территорий.
Самостоятельная деятельность учащихся
Ребятам дается время на подготовку своего выступления 3-4 мин. После чего учащиеся сначала группы «Растения», затем группы «Животные» рассказывают о растительном и животном мире, показывая приготовленные ими презентации, показывая на карте растительности и животного мира распределение флоры и фауны по всей территории, показывают иллюстративный материал о редких видах растений и животных.
Слово учителя: По уровню развития животного мира Казахстан входит в палеарктическую зоогеографическую область. Возникновение и становление в ней животного мира похоже на историю развития ее растительного покрова. В неогене в Казахстане обитали тропические и субтропические виды животных. Они были схожи с животными из Индии и Африки. В ледниковый период некоторые виды теплолюбивых животных вымерли, другие переселились в теплые края. Лишь отдельные их виды сохранились в горных областях юго-восточной части Казахстана (Жунгарский Алатау, Заилийский Алатау, Кетмень). Дальнейшее свое развитие они получили лишь после отступления ледников. Эту группу животных и птиц представляют дикобраз, тигр, кабан, марал, белая и красная цапля. В период наступления оледенения с севера в Казахстан проникли морозоустойчивые животные. Отдельные их виды до сих пор сохранились в горных областях: тундровая куропатка, ржанка, совка и др. После отступления ледников в Казахстан стали проникать среднеазиатские виды животных и птиц. Среди них были заяц-беляк, тетерев, дятел, кедровка, которые впоследствии переселились в степную и пустынную зоны.
Выступления учащихся, показ слайдов, связанных с выбранной тематикой
Физминутка. А сейчас отдохнём. «Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем Это к нам птицы летят»
Потрудились – отдохнём Встанем глубоко вздохнём Руки в стороны, вперёд Влево, вправо поворот Наклонились, прямо встали Руки вниз и вверх подняли Руки плавно опустили Всем улыбки подарили.
Учитель: а сейчас, ребята, вернемся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете значение этого изречения? Какой смысл заложил автор в его основу? Как он связан с темой нашего урока?
Творческое задание: «Собери мозаику» (учащимся раздаются пазлы, которые они складывают в единую картинку, группе «Растения» - редкий вид животного(перевязка), группе «Животные» - редкий вид растения – (Канкринелла Крашенникова). После этого ребята рассказывают об этих представителях.
Учитель задает следующие вопросы:
Какие растения и животные встречаются на территории Казахстана?
Какие растения и животные преобладают на равнинах и горных территориях республики?
Каково влияние климатических факторов на распространение флоры и фауны?
Слово учителя: В Казахстане очень уязвимая природная среда. Территорию республики в основном составляют степи, полупустыни и пустыни. В результате антропогенных нагрузок практически на всей территории Казахстана нарушена естественная способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие страны.
Практика сжигания попутного газа в факелах также наносит значительный экологический и экономический ущерб. Повышенный тепловой фон и подкисление компонентов окружающей среды вокруг месторождений при сгорании газа оказывают негативное влияние на почву, растительность, животный мир прилегающих к нефтяным комплексам районов, внося свой "вклад" в увеличение парникового эффекта. Безвозвратные потери газа составляют более 740 млн. м3 в год.
В результате повышения уровня Каспия оказались затопленными более 200 скважин и месторождений нефти, в том числе крупнейших - Каламкас и Каражанбас, что является угрозой не только биологическому разнообразию (в Каспии сосредоточено 90% мировых запасов осетровых рыб, большое количество видов орнитофауны, эндемик - каспийский тюлень), но и всей экосистеме Каспийского моря. За последние 10 лет улов промысловых рыб сократился в 10 раз.
Особую тревогу вызывает состояние лесных угодий, которые, занимая всего около 4% от территории страны, являются местом обитания наиболее ценных и редких видов животных, 90% видов высших растений, известных в республике. Огромный ущерб лесным ресурсам наносят пожары - только в 1997 году сгорел лес на площади более 200 тыс. га.
Интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв, деградация животного и растительного мира, истощение природных ресурсов привели к разрушению экосистем, опустыниванию и значительным потерям биологического и ландшафтного разнообразия, росту заболеваемости и смертности населения. Следствием подобных изменений является снижение качества жизни населения и неустойчивое развитие республики. Управление состоянием окружающей среды осуществляется Правительством РК через его центральные исполнительные органы, такие как Министерство охраны окружающей среды, Министерство экономики и бюджетного планирования, Министерство энергетики и минеральных ресурсов, Министерство сельского хозяйства и Агентство по управлению земельными ресурсами. Правительство и местные органы власти устанавливают порядок охраны и использования компонентов природной среды, утверждают ставки платежей за использование ресурсов, регулируют деятельность природопользователей в соответствии с законодательством, осуществляют мероприятия по воспроизводству биологических ресурсов.
Учитель: с целью сохранения редких животных, птиц и растений созданы 25 особо охраняемых природных территорий, из них 10 заповедников и 10 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Эти природоохранные учреждения находятся в собственности государства (показывается на слайде карта заповедников и заказников Казахстана)
Закрепление материала
Творческое задание: «рассели» представителей флоры и фауны Казахстана в места их обитания, по природным зонам.
Подведение итогов
Рефлексия
Дифференцированное домашнее задание
Уровень А: § 37 пересказ, стр. 154 ответить письменно на вопросы в тетрадь
Уровень В: дать характеристику каждому виду флоры в виде таблицы
Уровень С: дать оценку экологического состояния Карагандинской области, составить анализ








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Ѕђ Заголовок 215