Урок по теме Антарктида-ледяной континент планеты


Антарктида - ледяной континент планеты
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями ФГП и природы материка с правовым статусом Антарктиды; отрабатывать навыки выявления причинно-следственных связей на примерах влияния ФГП Антарктиды на ее природу, на природные особенности антарктических вод; через эмоциональное воздействие(чтение стихов по теме, рассказ о Р.Амундсене и команде Р.Скотта) учить ребят быть сильными, смелыми, волевыми личностями и уважать нелегкий труд и подвиг первооткрывателей и исследователей ( на примере Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева)
Тип урока: урок изучения нового материала. «Устный журнал»
Оборудование: карта материка, фото-материал о природе; детские стихи об Антарктиде, портреты исследователей, атласы, учебники, энциклопедии, иллюстрации.
Ход урока:
Ученик:
Ледяною бронею скована,
Никого к себе не пуская...
Царством холода околдована
И недра свои скрывая...-
Антарктида нас ждет...живая...
Диалог-обсуждение
Учитель:
Ребята, сегодня мы совершим с вами заочное путешествие на один из самых удивительных материков Земли - в Антарктиду, что значит по - гречески «антарктикус» - против севера... (Почему?)
Этот самый холодный материк имеет множество характерных для него названий, например: «полюс холода» (-90°С), «холодильник планеты», «гигантское хранилище пресной воды» (в виде льда). Это материк науки и международного сотрудничества, т.к. более 40 научных баз функционирует здесь круглогодично и среди них есть и украинская научная база - В.Вернадского. И никакому государству эта земля не принадлежит!
Антарктиду величают «погребом льда» и «матерью Айсбергов», дрейфующих огромных участков ледника, отколовшегося от Антарктиды, их более 100 тыс. у берегов материка.
А ученые называют Центральную Антарктиду «Полюсом солнечной радиации», ведь Антарктида получат больше тепла, чем вся Африка!
Антарктида - это еще «самый большой растратчик солнечного тепла на Земле!» (90% - отражается). Вы помните эту способность и поглощать и отражать (альбедо). Это еще и страна морозов и жесткого солнца (можно получить солнечные ожоги). Антарктиду называют «родиной пингвинов», ведь их там до 150 тыс. особей. Еще ее называют «полюсом недоступности», потому что очень нелегко было ее открывать и добраться сквозь скованные льдами моря... Геологи и ботаники говорят о ней как о «Ледяной пустыне», и не зря, ведь это самая обширная и бесплодная область земного шара, где вся жизнь связана исключительно с морем!
Антарктида - это еще и материк ураганных ветров и пурги, скорость которых достигает 250-360 км/час
Ученик 1:
Джеймс Кук, известный английский мореплаватель во время кругосветного путешествия в 1772-1775 годах трижды пересекал Южный полярный круг, но гигантская непреодолимая преграда льда вынуждала повернуть назад:
«Риск, связанный с плаванием в этих неисследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли которые могут находится на юге. Никогда не будут исследованы!» Джеймс Кук.
Ученик 2:
С давних времен существовала легенда про то, что возле полюса находится неведомая «Южная Земля». Но авторитетнейшим образом сказанные слова великого мореплавателя из Англии Джеймса Кука о том, что никто и никогда не сможет до этого материка добраться подействовали на мировое сообщество!
Поиски прекратились и лишь спустя 50 лет в 1819г. В России была организована смелая российская антарктическая экспедиция из 2 военных шлюпов «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева...
В плавании русская экспедиция пробыла 751 день и прошли больше 90 тыс. км! Неоднократно пытались пробиться шлюпы к материку, но ледяной плен мешал, приходилось возвращаться в порты Южной Америки и Австралии.. 28 января 1820 года - день открытия Южной Земли, вопреки словам Д.Кука, честь открытия принадлежит русским морякам и русскому флоту!
Ученик 3:
А затем, началась эра научных экспедиций из Европы 1907- 1908гг - английская экспедиция Эрнеста Шелктона (попытка дойти пешком до Южного Полюса - не увенчалась успехом, до цели не дошли 180 км, повернули назад). Почти через 100 лет после открытия Антарктиды, 14 декабря 1911 года замечательный, мужественный, потомственный викинг и норманн - полярный исследователь Руал Амундсен с 5 санями, 70 собаками- лайками и с четырехмесячным запасом пищи смог достичь Южного Полюса Земли и поднять флаг своей Норвегии.
Ученик 4:
К Южному Полюсу одновременно шли две экспедиции - норвежская и английская Роберта Скотта, молодого английского, решительного и сильного офицера и географа, моряка английского флота, с электросанями, которые быстро заглохли, с лошадьми-пони, которых пришлось пристрелить, с ограниченным запасом пищи... достигли с величайшим трудом Южный Полюс месяцем позже 18 января 1912года... Их ждало горькое разочарование: на полюсе стоял норвежский флаг и надпись «Добро пожаловать».
Это было выше их сил, трагедия шла к развязке. Все участники экспедиции погибли в 18 км от продовольственного склада, замерзнув во льдах Антарктиды, ослабев до изнеможения, имея сильные обморожения, испытывая страшный голод, но не оставляя научной работы... та английская команда покорила весь мир мужеством и силой духа: «Мы знали, что идем на риск. Обстоятельства не благоприятствовали нам; нам не на что жаловаться и остается лишь покориться провидению, решив дождаться конца...Только ради бога, побеспокойтесь о наших близких ...» (из дневника Р.Скотта)
Около Скотта были обнаружены горные породы и минералы, окаменелости, найденные и бережно носимые ими и сохраненные для будущих поколений.
Ученик 5:
Над палаткой, которую спустя время нашли уже много снега лежит... и надпись гласит на огромном кресте из дуба:
«Бороться, искать, найти и не сдаваться!»
Эти слова английского поэта Стивенсона стали девизом всех географов - исследователей, всех мужественных и сильных людей! (читаем стихи про Антарктиду)
Записываем из атласов данные про материк и отмечаем в контурной карте изученные сегодня на уроке географические объекты и научные базы (отмечая звездочками или флажками).
Итоги урока: Комментированное выступление ребят с их сообщениями, ориентация по карте, понимание и выявление причинно-следственных связей (в диалоге с учителем). Выставление оценок.
Домашнее задание: отметить в контурной карте номенклатуру, изучение стр. учебника, поэтическая проба пера (для желающих написать рассказ, стихотворение о материке)
Антарктида.
На Юге средь глубоких льдов
Лежит холодный материк
И на камнях немного мхов
И слышен там пингвинов крик.
Руаль Амундсен там прошел
И южный полюс холодный нашел
И покорил Антарктиду далекую
Дал Норвегии славу великую
Есть там вулкан Эребус
Для ученых он как ребус
Сколько думают, гадают
Ну ничто не совпадает.
Соляная лава вытекает
На морозе не замерзает
Покоится среди снегов
Покрыта толстым слоем льдов
Там выжить нельзя
И ходить одному - это дело зря!
Антарктида.
На каком меридиане?
На какой ты широте?
Неужели у тебя есть айсберг?
Неужели шапка на тебе?
Ты ж прекрасна, как
Невеста в белом платье
Изо льда.
И как снежной королевой
Я тобой покорена!
Антарктида
Антарктида всем известный ледовитый материк,
Там и станции разыщешь:
Первую конечно встретишь
Беллинсгаузен и Моусон,
А затем ты попадешь
В Мирный, Дейвис и Ротеру.
Ну конечно же рельеф
В Антарктиде двухэтажный.
И вулканчик и вулканчик
Не заметный тараканчик
Под названием Эребус,
Не похожий на арбуз.
Если ты туда поедешь,
На «пароходике большом»,
Все, что хочешь ты увидишь,
В «холодильнике» большом.
Антарктида
Антарктида, Антарктида,
Край загадочных животных,
Неизведанных земель.
Край для смелых,
Край для храбрых.
Нет здесь места для заядлых,
Невоспитанных и глупеньких людей.
Антарктида, Антарктида,
Был здесь Лазарев и Амундсен,
Беллинсгаузен и Скотт.
Их поразила красота
Блеска и сиянья льда.
Подрасту- побуду здесь и я,
Вот она мечта моя.
Ледник.
В мире есть всегда бунтарь
И, уйдя с теченьем вплавь
Айсберг маленький совсем
Где-то метров 27.
Уплывал все дальше - дальше
И скажу я вам без фальши
Так скрипел, такой был шум,
Имя заслужил себе ворчун.
А больше глыбы льда
Без верхушки там всегда
Называют их по- разному,
Но в науке - плитообразными
И корабль там обычный
Выглядел бы непривычно
Кто б ему толстые льды всколол?
Впереди всегда ледокол?
Земля эта всех и ничья.
Вот бы увидеть ее, друзья!
В снежки поиграть, накататься бы всласть.
Да очень непросто туда попасть!