МЕТОДТЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА – 1»
ЗАВЕРЯЮ
Директор МАУ ДО
«ДЮСШ-1» г. Усинска
____________ А.А.Сакерин

МЕТОДТЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ
Выполнила:
тренер по плаванию
Вавилова А.Е.

Усинск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ 10-12 ЛЕТ 5
ГЛАВА 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКОРОСТНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 10
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
Ведущие пловцы на современном этапе развития этого вида спорта обладают высоким уровнем развития физических способностей (Логинов С.И., 2013). Данная направленность отчасти связана с введением новых методик подготовки пловцов, начиная с учебно-тренировочных групп и заканчивая группами спортивного совершенствования.
Многие авторы отмечают, что нагрузки, предъявляемые для высококвалифицированных пловцов, имеют очень высокий уровень, но по сведению специалистов в области юношеского спорта данная тенденция становится характерной и для начинающих спортсменов (Морозов С.М., 1983; Топчиян В.С. и др., 1983; Булгакова Н.Ж., 1986; Платонов В.Н., Фесенко С.Л., 1990; Кузнецов А.А. и др., 2006; Костючек И.Ю., 2013).
Наличие высокого уровня физических нагрузок на начальных этапах многолетнего тренировочного цикла может привести к нежелательным последствиям, как для организма спортсмена, а также может привести к снижению спортивного результата, и именно поэтому у пловцов особое место занимает физическая подготовка (Вайцеховский С.М.,1986; Бурханов А.И., 1990).
Физическая подготовка пловцы включает применение комплекса упражнений, как на суше, так и в воде, целью которых является развитие всех без исключения физических качеств (Крылов А.И. Кононов С.В., 2006; Валеев А.М., 2009). Одно из приоритетных качеств, которые развивают на тренировках пловцы – быстрота, потому что именно это качество дает предпосылки для достижения максимально возможного результата в будущем (Викулов А.Д., 2004; Костикова С.Д., 2014).
В физиологии спорта давно известно, что наибольшее внимание, уделяемое для развития быстроты, приходится на возрастной период 9-12 лет. Особое внимание на развитие скоростных способностей в плавании также приходиться на данный период.
Изучение научно-методических основ развития скоростных способностей в плавании на начальных этапах тренировки позволит более качественно создавать методику многолетней тренировки пловцов.
Этим и обусловлена актуальность нашей работы, так как в ней мы рассматриваем методику тренировки пловцов в учебно-тренировочных группах 2-3-го года обучения, развития у них скоростных качеств с помощью различных упражнений в воде и на суше.
Цель исследования – изучение особенностей методики воспитания скоростных способностей пловцов.
Объектом исследования является процесс спортивной тренировки юных пловцов.
Предмет исследования – методика развития скоростных качеств пловцов.
Задачи исследования.
Описать физиологические особенности организма пловцов 10-12 лет.
Выявить физиологические особенности воспитания скоростных способностей.
Выявить особенности тренировки скоростных способностей юных пловцов.
ГЛАВА 1.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЮНЫХ ПЛОВЦОВ 10-12 ЛЕТ
В современном представлении методика подготовки пловцов должна соответствовать закономерностям развития и формирования растущего организма (Соломатин В.Р., 2010).
Эмпирическое решение вопросов тренировки пловца, которое не основывается на медико-биологических и педагогических данных, приводит к слепому экспериментированию на юных спортсменах, что в условиях современного спорта с его огромными нагрузками недопустимо и опасно для их здоровья, также приведет к короткой спортивной карьере.
В возрастной физиологии прописывается, что для детей среднего школьного возраста характерны двигательные возможности, которые приближены к взрослому уровню. Так, дети 8-12-ти лет, которые занимаются плаванием, часто демонстрируют отличное техническое мастерство, отмечая их естественность и пластичность в движениях. При работе с ними специалисты отмечают, что они легко осваивают высокий темп плавания и нередко добиваются хороших результатов (Макаренко Л.П., 1983).
В этом возрасте завершается развитие двигательного анализатора, совершенствуется деятельность центральной нервной системы. На 8-12 лет приходится наиболее интенсивный рост показателей функционального и в данный период может успешно закладываться основа будущих достижений в большом спорте.
Улучшение показателей в спортивных упражнениях определяется также нарастанием мышечной массы и увеличением размеров конечностей. Гормональные сдвиги в организме вызывают ускорение роста скелетной мускулатуры. После 12-ти лет заметно увеличивается толщина мышечных волокон.
По своему строению и функциональности скелетная мышца приближается к уровню, который наблюдается у взрослых людей.
Возможности вегетативных функций увеличиваются вместе с развитием организма подростка. Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин максимального потребления кислорода, развить и поддержать высокую мощность мышечной деятельности. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений.
Например, при одной и той же работе умеренной мощности частота сердечных сокращений в минуту, по данным Р.Е. Мотылянской, равна: у детей – 134; у подростков – 127; у юношей – 123. Частота сердечных сокращений у детей в покое также повышена.
Мышца сердца ребенка благодаря широкому просвету коронарных сосудов и быстрому кровообращению обильно снабжается кровью. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, не высокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому сердце у детей среднего школьного возраста сравнительно выносливо.
При интенсивной мышечной деятельности у подростков нередко наблюдаются ярко выраженные вегетативные сдвиги. Реактивность систем дыхания и кровообращения повышена. Специалисты рекомендуют тренерам, что продолжительное увлечение упражнениями, выполняемыми с предельной и околопредельной интенсивностью, может отрицательно сказаться на развитии юных спортсменов (Соломатин В.Р., 1999; Гоготова В.Л. и др., 2009).
По мере появления вторичных половых признаков и изменений в деятельности желез внутренней секреции, увеличивается возбудимость нервной системы, и как следствие психика подростков становится менее устойчивой.
Часто они болезненно переносят большие напряжения нервной системы: продолжительные соревнования, высокую напряженность тренировок, однообразные длительные упражнения и т.п. Смена средств подготовки, перемена мест занятий, использование игрового метода, воспитание у пловца собранности, сдержанности, волевых черт характера уменьшают влияние больших напряжений. Тренер должен быть особо внимателен к дозированию нагрузки в связи с высокой эмоциональностью подростков и переоценкой им своих сил (Тимакова Т.С., 2006).
Одна из возрастных особенностей – это интенсивный синтез тканевых белков, сопровождающийся значительным поглощением энергии. Даже в состоянии покоя окислительные процессы у подростков протекают напряженнее, чем у взрослых.
Растущий организм щедрее, охотнее откликается на стимуляцию синтеза белка физической нагрузкой (в этом заключается первопричина происходящего омоложения большинства видов спорта), но он попадает в крайне тяжелое положение, если вовремя не восстанавливается от нагрузок. Поэтому тренировки юных спортсменов на фоне не довосстановления (что типично для современной подготовки высококвалифицированных взрослых спортсменов) недопустимы.
Чрезмерная степень энерготрат, распада и разрушения белковых структур может вызвать угнетение процессов восстановления и синтеза, что отрицательно скажется на росте и формировании организма. Для правильного развития детей и подростков нагрузки должны стимулировать тканевый синтез и повышать энергетические ресурсы организма.
Организм юных спортсменов в препубертатный период и разгар пубертатного периода малоустойчив к гипоксии, скоростным упражнениям «до отказа». Увлечение подобными нагрузками может стать причиной перенапряжения, тем более что спортсмены этого возраста отличаются повышенной реактивностью и эмоциональностью, громадным желанием добиться высоких целей в спорте и вместе с тем переоценкой своих сил (Ключникова М.В., 2000). Источником физического перенапряжения на тренировках может также стать инфекция. Нередко это наблюдается у юных пловцов, страдающих хроническим тонзиллитом или заболеваниями носоглотки. После лечения и устранения очага инфекции высокая работоспособность восстанавливается.
Неправильная оценка возможностей юного пловца со стороны тренера также может быть причиной переутомления. Как известно, рост спортивных результатов у пловцов пубертатного возраста происходит скачкообразно и является следствием не столько предшествовавшей спортивной подготовки, сколько бурного протекания биологических процессов. Но некоторые тренеры этот взлет результатов склонны рассматривать только как подтверждение эффективности используемой ими методики тренировки и как возможность дальнейшего существенного увеличения физических нагрузок. Подобная ошибка нередко допускается в отношении пловцов раннего типа развития. Так начинается форсирование подготовки, пагубно отражающееся на общем развитии спортсмена и ведущее к застою результатов в последующие годы.
Работа с детьми выраженного раннего или позднего типа развития требует внимательного анализа динамики их показателей в разнообразных контрольных упражнениях на суше и в воде, соотношения этих результатов со степенью биологической зрелости (Ключников М.В., 2000). Забота об укреплении здоровья, соблюдении гигиенических условий тренировочных занятий, учебы и отдыха, разнообразии средств и методов подготовки имеет важнейшее значение для будущих спортивных успехов пловцов пубертатного возраста.
Лишь тогда, когда в основном завершено формирование юношеского организма и наступает период высокой надежности физиологических функций, когда создан прочный фундамент разносторонней базовой подготовки, может быть оправданно для спортсменов существенное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок
Для пловца очень важно в совершенстве овладеть техникой всех четырех способов плавания, стартов и поворотов. В этом возрасте нужно заложить прочную основу для дальнейшего повышения силы, выносливости и скоростных возможностей, без спешки освоить первые «ступени нагрузок».
В своем исследовании В.Р. Соломатин (2010) установил, что юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического развития, возрастных зонах наибольших темпов прироста, уровнях матурации соматических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания.
ГЛАВА 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В основе проявления качества быстроты лежат индивидуальные особенности протекания физиологических процессов в нервной и мышечной системах (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2005).
Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действия спортсмена.
Физиологическая природа различных проявлений быстроты – скорости перемещения звеньев тела, количества повторных движений в единицу времени (темп), времени латентного периода реагирования на различные сигналы и скорости перемещения в пространстве – весьма сложная.
В основе всех разновидностей проявления быстроты лежит подвижность нервных процессов, сократительные свойства и сила мышц, координация их деятельности.
Латентное время реакции (время от проявления сигнала до начала ответного действия) складывается из нескольких звеньев и зависит от скорости протекания нервных процессов в каждом из них: возникновения возбуждения в рецепторе – передача возбуждения по центробежным нервным путям в центральную нервную систему – «осмысление» полученного сигнала и выработка ответного сигнала в центральной нервной системе – передача сигнала по центростремительным нервным путям к мышце – возбуждение мышцы и выполнения ответного действия.
Латентное время реакции на зрительный сигнал у нетренированных людей обычно колеблется в пределах от 0,20 до 0,35 с. У спортсменов оно значительнее короче (0,10-0,20 с). Латентное время реакции на звуковой сигнал у некоторых известных спринтеров настолько коротко (0,05-0,07 с), что зрителям и даже судьям нередко их старт кажется фальстартом, как это часто случалось с экс-рекордсменом мира А. Хари.
Максимальная частота движений (темп) также зависит от скорости протекания нервных процессов, и в частности от того, насколько быстро в нервных центрах вырабатываются команды к напряжению и расслаблению мышц. Максимальная частота движений с возрастом повышается неравномерно.
У детей отмечаются выраженные индивидуальные различия максимального темпа движений. В пределах одного и того возрастного периода у одних могут наблюдаться весьма высокие показатели, у других – низкие. Однако имеется тесная связь между максимальным темпом движений разных мышц у одного и того же ребенка, что указывает на зависимость данного показателя от функции центральной нервной системы. Очевидно, это обусловлено способностью нервных центров к быстрой смене возбуждения и торможения, т.е. высокой подвижностью нервных процессов.
Н.А. Фомин и В.П. Филин (1972) отмечают, что легче всего скоростные качества развиваются у юных спортсменов. При этом наиболее благоприятным периодом для мальчиков считается возраст 13-15 лет, а для девочек – 11-14 лет. От 10-12 лет темпы нарастания скорости мышечного сокращения увеличиваются. Так, нарастание скорости бега с 8 до15 лет происходит в первые 4-5 с.
Длительность поддержания скорости прогрессивно увеличивается до 13 лет.
В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. У мальчиков от 7 до 9 лет отмечается более прогрессивное его увеличение, чем у девочек. К 10-12 годам прирост темпа движений у девочек и мальчиков выравнивается. Скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным. Произвольный темп движений в 13-14 лет выше у девочек, в 15-16 лет – у юношей. Максимальные его величины в 2-3 раза выше, чем у 7-летних детей.
В темпах прироста скоростно-силовых качеств имеются существенные различия, связанные с возрастом и полом. Наибольший годовой прирост результатов в прыжках в длину с места у девочек наблюдается с 9 до 10 лет (20%). С 10 до 11 лет этот прирост составляет 5%, а с 11 до 15 лет существенного роста результатов в этом виде упражнений не происходит. У мальчиков прирост результатов при выполнении прыжков в длину с места идет до 14-15-летнего возраста. Без специальной подготовки существенных изменений в развитии скоростно-силовых качеств у девочек после 13-15 лет и у мальчиков после 15-17 лет не наблюдается (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2005).
Тем не менее, следует отметить, что физические упражнения оказывают незначительное влияние на элементарные характеристики быстроты у детей. Очевидно, генетический фактор играет в развитии быстроты большую роль. Вместе с тем быстрота сложных движений при ходьбе, гребле, плавании и т.д. зависит от развития двигательных навыков, структуры движений и должной мобилизации вегетативных функций.
С физиологической точки зрения это объясняется тем, что детям такого возраста свойственна большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга. Данную особенность, безусловно, необходимо постоянно учитывать во всех видах спорта, и главным образом в тех, где возможно достижение высоких результатов в юном возрасте (плавание, прыжки в воду, гимнастика и др.).
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
СКОРОСТНЫХ СПОБНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ
Скоростные способности пловца характеризуются умением проплывать короткий отрезок дистанции с абсолютно высокой скоростью (Булгакова Н.Ж., 1996). Удержать такую скорость квалифицированный взрослый пловец может на отрезке не более 75 м, пловец-подросток – на отрезке не более 50 м.
Тренировочная работы должна быть направлена на использование энергии упругой демормации мышц, накопленной в уступающей фазе движения и повышающей эффективности мышечной работы.
В течение первых двух-четырех лет спортивной тренировки у пловцов отмечается наибольший прирост скорости плавания, а ее наивысшие показатели достигаются в основном после 5-11 лет тренировочных занятий, причем увеличение происходит скачками (ступенеобразно) (Ключникова М.В., 2000).
Для развития скоростных способностей применяются нагрузки зоны V – плавание на коротких отрезках (15-25 м) с максимальной мобилизацией сил. Доля подобных нагрузок не превышает в учебно-тренировочной группе 2-3%, а в группе спортивного совершенствования – 4-5% от общего объема плавания.
Скоростная подготовленность спортсменов в значительной степени определяет результат в спорте вообще и в плавании в частности. Известно, что эффективность скоростной подготовки и ее влияние на технику плавания во многом определяется подбором соответствующих тренировочных средств (Костючек И.Ю., 2013).
Как свидетельствует А.Д. Викулов (2004) при задаче ускорения гребковых движений во время выполнения упражнений рекомендуется применять плавные ускорения от умеренного до предельного темпа, а позднее плавать с равномерной, возрастающей от повторения к повторению скоростью. Также продолжительность плавания с около предельной, а затем и с предельной мобилизацией сил в первых попытках от 6 до 20 с. Автор указывает на то, что планировать оптимальные паузы отдыха, которые обеспечивали бы полное восстановление и качество выполняемых движений. Помимо упражнений с нарастанием усилий, по мнению А.Д. Викулова, применяются упражнения с их уменьшением. Пловец, развив высокую скорость, старается ее удерживать, уменьшая усилия и расслабляя мышцы. Такое плавание «на контрасте» применяется с чередованием движений в различном темпе. Упражнения можно усложнять, применяя дополнительные отягощения.
Решающий стимул для развития скоростных способностей – максимальная интенсивность движений. Скоростные стимулы наиболее эффективны при оптимальном возбуждении нервной системы и при условии хорошей разминки мышц и суставов. Так как под быстротой понимается способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени, предполагается, что задание выполняется в короткое время и утомление не возникает (Костючек И.Ю., 2013).
Для плавания, как отмечают многие авторы, наибольшее значение имеет частота двигательных действий, хотя латентное время двигательной реакции и скорость одиночного движения при выполнении стартов оказывают существенное влияние на скорость проплывания соревновательной дистанции (Ганчар И.Л., 1998; Платонов В.Н., 2000).
Кроме того, следует отметить, что максимальная скорость, которая проявляется в каком-либо движении, зависит не только от быстроты, но и от ряда других факторов: динамической силы, владение техникой, гибкостью (Козлов А.В., 1993, 2005). Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которой не превышает даже у квалифицированных спортсменов 20-22 с (у слабо подготовленных – это время еще меньше).
Как было отмечено Т.Г. Фомиченко – для достижения максимальной скорости при проплывании соревновательной дистанции важным фактором является достижения оптимального соотношения между темпом движений и «шагом» пловца. Исследования зависимости между максимальной скоростью плавания и темпом показывают, что она носит сложный и существенно различающийся для разных способов плавания характер. Соотношения между этими параметрами существенно колеблется на различных участках дистанции, но в целом специалисты отмечают высокую положительную корреляцию между спортивными результатами на дистанциях 100 и 200 м в плавании кролем на спине. В брассе многие способны достигать максимально высокой скорости плавания при исключительно высоком темпе и при шаге, составляющем 40-45% от максимально доступного (Фомиченко Т.Г., 2001).
Скорость одиночного мышечного сокращения и способность к быстрому началу движения зависят от пускового числа двигательных единиц, от композиций двигательных волокон. Характерно то, что у квалифицированных пловцов скорость одиночного мышечного сокращения почти в два раза медленнее, чем у тяжелоатлетов, зато порог сокращения мышц у пловцов значительно ниже. Исследования биопсии мышц показали, что пловцы обладают более высоким процентном содержанием медленных мышечных волокон по сравнению со спортсменами, специализирующимися в скоростно-силовых видах спорта (Костючек И.Ю., 2013).
В тоже время пловцы, специализирующиеся в плавании на 50 и 100 м, обладают, как правило, более высоким содержанием быстрых волокон по сравнению с пловцами-стайерами. У некоторых выдающихся пловцов-спринтеров содержание в мышцах плечевого пояса быстрых волокон достигало 70%, в то время как у стайеров содержание медленных мышечных волокон в ряде случаев превышало 80%.
Кроме того, как отмечает В.Н. Платонов, проявление скоростных способностей пловцов во многом зависит от уровня развития взрывной и максимальной силы, гибкости и координационных способностей, совершенства спортивной техники. Велико значение мощности и емкости алактатных источников энергообеспечения работы (Платонов В.Н., 2000).
Следует учитывать, что различные виды элементарных и комплексных скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Важно подчеркнуть, что скорость двигательной реакции в спортивном плавании проявляется во время реакции на старте – от стартового сигнала до начала подготовительных движений. Этот показатель определяется главным образом регуляторными факторами – скоростью и подвижностью нервных процессов, а также текущим состоянием нервной системы (Костючек И.Ю., 2013).
В то же время, показатели времени реакции на стартовый сигнал не связаны с показателями скорости движений при выполнении старта; результативность старта или поворота независима от уровня дистанционной скорости. Это требует дифференцированного подхода к развитию скоростных способностей. Такой подход основан на применении широкого круга средств и методов, направленных на избирательное совершенствование как элементарных форм – времени реакции, скорости выполнения одиночных движений, частоты движений, так и комплексных – уровня дистанционной скорости, способности к быстрому отталкиванию при выполнении старта или поворота и др.
В процессе скоростной подготовки пловцов следует учитывать то, что скоростные возможности в сложных комплексных двигательных действиях (старт, поворот, циклическая работа) определяются многими компонентами, требующими направленного совершенствования. Так, например, максимальная скорость плавания зависит от темпа и шага гребковых движений, уровня силы, развиваемой при выполнении отдельных гребков, совершенства межмышечной координации, техники гребковых движений и согласованности их с дыханием и др. (Костючек И.Ю., 2013).
Необходимо помнить, что элементарные формы скоростных способностей значительно детерминированы генетически и слабо поддаются совершенствованию (Воронцов А.Р. и др., 1989).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения работы было установлено, что скоростные способности являются одним из важнейших факторов, высокий уровень которых, может привести к высоким спортивным результатам.
Физиологические особенности организма заключаются в ярко выраженных вегетативных сдвигах, которые заключаются в усилении реактивности систем дыхания и кровообращения. В отдельных работах отмечается, что юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического развития, возрастных зонах наибольших темпов прироста, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания.
В процессе анализа научно-методической литературы было выявлено, что физиологической основой и как следствие уровень развития скоростных способностей зависит от строения мышечного волокна, особенностей биоэнергетического склада организма спортсмена, а также от других не менее важных факторов. Также стоит отметить, что скоростные способности имеют сенситивный период 9-12 лет.
Развитие скоростных способностей пловца начинается с овладения им техникой спортивного плавания. С этой целью нужно добиться точности, свободы и экономичности движений при проплывании различных дистанций, в том числе и длинных, сначала в умеренном, а потом и в высоком темпе. Развитие скоростных способностей идет параллельно с изучением техники плавания, формированием стиля, повышением выносливости. Также применяются упражнения с уменьшением усилий.
При тренировке скоростных способностей в возрасте 10-12 лет отличительной чертой является применение упражнений скоростной направленности с периодом отдыха до полного восстановления. Также в данном возрастном периоде закладываются основы для высокого уровня не только быстроты на дистанции, но и стартовой реакции, а также поворота и отталкивания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Булгакова, Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов [Текст] / Н. Ж. Булгакова. – М. : Физкультура и спорт, 1986 - 243 с.
Булгакова, Н. Ж. Спортивное плавание [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / Н. Ж. Булгакова. – М. : ГЦОЛИФК, 1996 - 120 с.
Булгакова, Н. Ж. Спортивные способности: диагностика и формирование [Текст] / Н. Ж. Булгакова // Теория и практика физической культуры. 2009 - №9 - С. 49 - 51.
Бурханов, А. И. Физическое развитие школьников в процессе занятий плаванием [Текст] / А. И. Бурханов // Теория и практика физической культуры. 1990 - № 9 - С. 24 - 26.
Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С. М. Вайцеховский. – М. : Физкультура и спорт, 1986 – 312 с.
Валеев, А. М. Влияние мышечных тренировок плаванием на развивающийся организм [Текст] / А. М. Валеев // Теория и практика физической культуры. 2009 - № 10 - С. 20 - 22.
Валеев, А. М. Влияние тренировок плаванием на развивающийся организм [Текст] / А. М. Валеев // Теория и практика физической культуры. 2009 - №10 - С. 20 - 22.
Викулов, А. Д. Плавание [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Д. Викулов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 – 367 с.
Воронцов, А. Р. Научно-методические основы построения многолетней спортивной подготовки юных спортсменов на основе учета возрастной динамики физического развития [Текст]: учебное пособие для студентов институтов физической культуры / А. Р. Воронцов, В. Р. Соломатин, Н. Н. Сидоров. – М., 1989 – 37 с.
Ганчар, И. Л. Плавание [Текст]: теория и методика преподавания: учебник / И. Л. Ганчар. – Мн. : Четыре четверти, Экоперспектива, 1998 – 352 с.
Гоготова, В. Л. Медико-биологические основы отбора в спортивное плавание (литературный обзор) [Текст] / В. Л. Готова, И. Т. Корнеева, С. Д. Поляков // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2009 - № 10 - С. 25 - 36.
Ключникова, М. В. Использование критериев биологического развития в управлении подготовкой юных спортсменов (на примере спортивного плавания) [Текст]: Автореф. дисс. … канд.пед. наук / М. В. Ключникова. – М. : ВНИИФК, 2000 – 23 с.
Козлов, А. В. Многолетняя подготовка юных пловцов [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Козлов. – Спб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005 – 30 с.
Костикова, С. Д. Выявление спортивно одаренных детей для занятий спортивным плаванием [Текст] / С. Д. Костикова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2014. Т. 1.- №1 - С. 88 - 91.
Костючик, И. Ю. Развитие скоростных качеств у юных пловцов [Текст] // В сборнике: Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта Сборник статей и тезисов международной научно-практической конференции / И. Ю. Костючик. – Ишим, 2013 - С. 180 - 184.
Крылов, А. И. Плавание в физическом воспитании школьников [Текст] / А. И. Крылов, С. В. Кононов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006 - № 20 - С. 17 - 20.
Кузнецов, А. А. Особенности влияния систематических занятий плаванием на функциональное состояние и адаптивные возможности организма мальчиков школьного возраста [Текст] / А. А. Кузнецов, Н. В. Богдановская, Н. В. Маликов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2006 - № 3 - С. 53 - 59.
Логинов, С. И. Влияние регулярных занятий плаванием на физическое развитие детей [Текст]: (исслед. в рамках разраб. мед.-биол. паспорта здоровья юного спортсмена) / С. И. Логинов // Теория и практика физической культуры. 2013 - № 6 - С. 89 - 93.
Макаренко, Л. П. Юный пловец [Текст] / Л. П. Макаренко. – М. : Физкультура и спорт, 1983 – 288 с.
Морозов, С. Н. Оценка состояния физической подготовленности пловцов-спринтеров и стайеров в системе управления тренировочным процессом [Текст]: учеб. пособие для институтов физической культуры / С. Н. Морозов. – М., 1983 – 65 с.
Плавание: методические рекомендации (учебная программа) для тренеров ДЮСШ и УОР [Текст] / Под общей ред. А. В. Козлова. – Москва : Комитет РФ по физической культуре и спорту, 1993 – 114 с.
Плавание: учебник [Текст] / Под общ. редакцией В.Н. Платонова. – Киев : Олимпийская литература, 2000 – 493 с.
Платонов, В. Н. Сильнейшие пловцы мира [Текст]: Методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов, С. Л. Фесенко. – М. : Физкультура и спорт, 1990 – 304 с.
Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Олимпия Пресс, 2005 – 528 с.
Соломатин, В. Р. Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов [Текст] / В. Р. Соломатин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010 - № 3 (61) - С. 103 - 107.
Соломатин, В. Р. Особенности воздействия тренировочных нагрузок различной направленности на юных пловцов [Текст] / В. Р. Соломатин // Теория и практика физической культуры. 1999 - № 7 - С. 29 - 32.
Тимакова, Т. С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза [Текст]: методическое пособие / Т.С. Тимакова. – М. : Симилия, 2006 – 132 с.
Топчиян, В. С. Планирование спортивной тренировки юных спортсменов в годичном цикле в скоростно-силовых и циклических видов спорта [Текст] / В. С. Топчиян, П. И. Кабачкова, А. Д. Комарова // Теория и практика физической культуры. 1983 - № 11 - С. 47 - 50.
Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 1980 – 176 с.
Фомиченко, Т. Г. Совершенствование скоростной и технической подготовленности пловцов различных возрастных групп [Текст] / Т. Г. Фомиченко. – М. : СпортАкадемПресс, 2001 – 103 с.