рабочая программа по географии 9 класс под редакцией В.П.Дронова, Рома В.Я


«География России Население и хозяйство» 9 класс
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089); разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии России (8 – 9 классы). Использованы программы по географии 6 – 10 классы под редакцией И.В. Душиной. (М: ДРОФА, 2012г.), государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 22ноября 2012г.№ 2148-р., программа регионального курса «География Ростовской области»; письма Минобрнауки РФ от 19.04.2011 №03-255, основной образовательной программой школы, утверждённой приказом № 115 от 01.09.2014 г.; программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013 г.
. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией В.П.Дронова, Рома В.Я.; Дрофа 2011 гНа основании:
- статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г.
- Устава МБОУ: Побединская СОШ;
- положения о рабочей программе по учебному предмету география, осуществляющего функции введения ФКГСОО за №120 от 01.09.2014
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.
Общая характеристика учебного предмета
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
Место учебного предмета в учебном плане школы
Согласно базисному (образовательному) плану школы всего на изучение географии в 9 классе выделяется 62ч, по 2 часа в неделю.
В программу внесены изменения в связи с выпадением 6 часов на праздничные дни ( 03-04.11;. 23.02; 09.03; 04.05; 11.05). Тема «Население» сокращена на один час, объединены в один «Миграции населения. Расселения населения», тема «Ростовская область» сокращена на два часа: тема «Население Р.о.» включена в обобщающее повторение «Население России», тема «АПК Р.о.» включена в тему « АПК России», объединены темы «Страны ново зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии», «Закавказье и Азиатский Юго-Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии».
Содержание учебного предмета
Раздел. Введение .Особенности географического положения России .
Государственная территория России.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона на Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйственной жизни людей.
История освоения и излучения территории России. Формирования и освоения государственной территория России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деления страны. Федеральное устройство страны. Субъектов федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работа «Геополитическое положение России»
Раздел. Населения России .Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнение с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдаленных территорий. Прогноз изменения численности населения России.
Половой и возрастающий состав населения страны. Своеобразия половозрастной пирамиды в России и определяющий ею факторы. продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов международных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения деления: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское населения. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграции потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособности населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне населения России, факторы их определяющие.
Практические работы.
Анализ карт населения.
Определения и анализ основных статистических показателей, характеризующих населения страны в целом и ее отдельные территории.
Выделение и объяснение территориальных аспектов междунациональных отношений.
Раздел. Экономика России . Межотраслевые комплексы .
Особенности развития хозяйство России. Предприятие - первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структура хозяйства, особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса - важная часть его национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины - традиционная отрасль российской экономике. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
Практические работы.
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Группировка отраслей по различным показателям.
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и охраны окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия:
факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охраны окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важных отраслей. Основные базы, крупнейший химический комплекс. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Раздел. Регионы России . Страны ближнего зарубежья .
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Раздел. География Ростовской области .Раздел. Страны ближнего Зарубежья .
КАЛЕНДАРНО – ТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Требования к уровню подготовки обучающихсяОсновные виды деятельности Формы контроля Практические работы оборудованиее Дата проведения
Раздел. Введение (1 час) . Особенности географического положения России (2 часа).
1 Введение .Место России в мире. 1 Урок изучения нового материала Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Уметь: показывать на карте Объяснение,
Беседа. Фронтальный устный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер 01.09
2 Географическое положение России. ЭГП и транспортно – географическое положение 1 Урок изучения нового материала Индивидуальная работа, объяснение, практическая Фронтальный устный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер 02.09
Раздел. Населения России (5 часов)
3 Политико –административное устройство России 1 Практикум объяснение, практическаяРабота с контурной картой Администр.карта РФатласы,
компьютер 08.09
4 Исторические особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ – многонациональная страна. 1 Практикум Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурс, активное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП Объяснение, беседа, практическая Фронтальный устный опрос Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономных областей, входящих в состав РФ. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего региона. Сопоставление со средними показателями по стране, обозначение на карте городов – миллионеров.
Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, электронный учебник 09.09
5 Миграции населения. Расселения населения. 1 Семинар Объяснение, беседа Анализ карт, фронтальный устный опрос Администр.карта РФатласы,
электронный учебник 15.09
6 Национальный состав.Городское и сельское население. Расселение населения 1 Практикум Объяснение, беседа, практическая Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос Администр.карта РФатласы,
Компьютер. 16.09
7 Рынок труда, занятость населения России 1 Семинар Объяснение, беседа Индивидуальный устный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер, 22.09
8 Населения России 1 Урок повторения и обобщения Индивидуальная работа, Индивидуальный устный опрос
тестирование Администр.карта РФатласы,
Компьютер. 23.09
Раздел. Экономика России (6 ч.) Межотраслевые комплексы (21ч.)
9 География основных типов экономики. 1 Лекция Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем. объяснение Фронтальный устный опрос 29.09
10 России в международной экономике. Экономические системы в развитии России 1 Урок изучения нового материала объяснение Фронтальный устный опрос Администр.карта РФатласы, электронный учебник 30.09
11 Структура экономики России 1 Урок актуализации знаний и умений Объяснение
практическая Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, 06.10
12 Проблемы ресурсной основы экономики России
Научный комплекс – вершина экономики России. 1 Урок актуализации знаний и умений Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, электронный учебник 07.10
13 Роль и значение, проблемы развития машиностроения. 1 Практикум Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер, электронный учебник 13.10
14 Факторы развития отраслей машиностроения 1 Урок актуализации знаний и умений. Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
14.10
15 Роль и значение, проблемы ТЭК. 1 Урок изучения нового материала Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства. Индивидуальная работа, объяснение Фронтальный устный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, 20.10
16 Топливная промышленность 1 самоконтроль Индивидуальная работа, объяснение Фронтальный устный опрос
тестирование Администр.карта РФатласы,
Компьютер. 21.10
17 География машиностроения. Машиностроение Ростовской области. 1 Практикум Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос атласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, 10.11
18 Военно – промышленный комплекс 1 Урок актуализации знаний и умений Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
11.11
19 Электроэнергетика 1 Урок актуализации знаний и умений Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер, 17.11
20 Практическая работа 1 Семинар Фронтальный опрос Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам 18.11
21 Повторение. Топливная промышленность 1 Практикум
самоконтроль Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос
тестирование Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 24.11
22 ТЗК Ростовской области 1 Семинар Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Обозначение на контурной карте крупнейших электростанций России.
Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 25.11
23 Топливно – энергетический комплекс 1 Урок повторения и обобщения (деловая игра) Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
тематическ.интерактив. карта 01.12
24 Состав и значение металлургического комплекса 1 Урок изучения нового материала Практическая, объяснение
Фронтальный опрос
тестирование Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
атласы,
тематическ.интерактив. карта, 02.12
25 Металлургический комплекс 1 Урок актуализации знаний и умений Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос атласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта. 08.12
26 Географии металлургического комплекса 1 Практикум Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест атласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, 09.12
27 Химико – лесной комплекс 1 Урок актуализации знаний и умений Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
15.12
28 География химико – лесного комплекса 1 Практикум Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тестирование атласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 16. 12
29 Комплексы конструкционных материалов 1 Урок повторения и обобщения (деловая игра) Фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер, 22.12
30 Состав и значение АПК 1 Урок изучения нового материала Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства атласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, электронный учебник 23.12
31 Земледелие и животноводство 1 Урок изучения нового материала, самоконтроль Фронтальный опрос, тестирование атласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, 12.01
32 Пищевая и легкая промышленность 1 Семинар Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос атласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта. 13.01
33 Территориальная организация АПК 1 Практикум Индивидуальный опрос тест 19.01
34 Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания. 1 Урок изучения нового материала Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос атласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта. 20.01
35 Роль транспорта. 1 Семинар Индивидуальный опрос, тестирование Хар -ка железнодорожной магистрали по картам атласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 26.01
Раздел. Регионы России (19 ч.) Страны ближнего зарубежья (2 часа)
36 Районирование территории России 1 Урок изучения нового материала Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Обозначение на контурной карте экономических районов России.
Администр.карта РФатласы,
компьютер, электронный учебник 27.01
37 Проблемы экономического районирования 1 Семинар Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер, 02.02
38 Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы 1 Урок изучения нового материала Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйсвенного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные 07.04знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Практическая, объяснение
Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Администр.карта РФатласы,
компьютер, электронный учебник 03.02
39 Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России 1 Практикум Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Изучение внешних территориально – производственных связей Центральной России Администр.карта РФатласы,
компьютер, электронный учебник 09.02
40 Народные промыслы Центральной России 1 Урок – игра Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест Администр.карта РФатласы. 10.02
41 Общая характеристика Северо – Западной России 1 1 Урок – путешествие Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта. .16.02
42 Европейский Север: ЭГП, особенности природно – ресурсного потенциала и населения 1 Практикум Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Сопоставление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, электронный учебник 17.02
43 Хозяйство Европейского Севера 1 Семинар Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
электронный учебник 24.02
44 Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы 1 Урок изучения нового материала Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта. 45 Население и хозяйство района 1 Семинар Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест Администр.карта РФатласы. 46 Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы 1 Урок изучения нового материала Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, 10.03
47 Население и хозяйство района 1 Практикум Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта. 16.03
48 Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы 1 Урок изучения нового материала Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (сопоставление картосхемы). Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 17.03
49 Население и хозяйство района 1 Практикум Учебное исследование по картам, решение географических задач атласы,
компьютер, электронный учебник 31.03
50 Восточный макрорегион – азиатская Россия 1 Урок изучения нового материала Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информации, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер 06.04
51 Западная Сибирь 1 Урок актуализации знаний и умений Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского (или Кузнецко – Алтайского) района для жизни и быта человека.
Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 07.04
52 Восточная Сибирь 1 Урок актуализации знаний и умений Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест Составление характеристики Норильского промышленного узла.
Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 13.04
53 Дальний Восток:особенности развития 1 Семинар Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 14.04
54 Восточная Сибирь 1 Урок повторения и обобщения Практическая, объяснение
Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)
Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, электронный учебник 20.04
55 Особенности ЭГП территории области. География своего региона 1 Урок изучения нового материала Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяжность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии: важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.
Определять: географическое положение.
Описывать: географическое положение (экономико-географическое, геополитическое и др.)
Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населении, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.
Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал региона Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт Определение по картам географического положения своего региона.
Администр.карта РФатласы,
компьютер, атлас Ростовской области 21.04
56 Население и хозяйственное освоение 1 Урок актуализации знаний и умений Особенности природы и хозяйственной деятельности Анализ карт, составление по карте маршрута путешествий, работа по заполнению контурных карт Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.
Администр.карта РФатласы,
компьютер, атлас Ростовской области 27.04
57 Особенности хозяйства. промышленность 1 Исследование Достопримечательности. Топомика. Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Администр.карта РФатласы,
компьютер, атлас Ростовской области 28.04
58 АПК региона 1 Практикум Практическая, объяснение
Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Администр.карта РФатласы,
компьютер, атлас Ростовской области 05.05
59 Особенности транспорта
Социально-экономические проблемы региона 1 Семинар Объяснение, беседа, практическая Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт Администр.карта РФатласы,
компьютер, атлас Ростовской области 12.05
60 Место России среди стран мира 1 Семинар Объяснение, беседа, практическая Учебное исследование по картам, составление таблиц по результатам сравнения карт Составление картосхемы внешних экономических связей России со странами Дальнего и Ближнего Зарубежья. Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта, электронный учебник 18.05
61 Страны ново зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии 1 Урок актуализации знаний и умений Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Объяснение, беседа, практическая Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами атласа Сравнительная экономико-географическая характеристика двух стран Ближнего Зарубежья. Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 19.05
62 Закавказье и Азиатский Юго-Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии 1 Урок актуализации знаний и умений
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами атласа Администр.карта РФатласы,
компьютер, тематическ.интерактив. карта 25.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1 Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012
2.Географический атлас. 9 класс. М.: Дрофа, 2012.
3.Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 9класс. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительная литература:
Алексеев А.А. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2012.
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.
Контрольно-измерительные материалы. География 9 класс. Сост. Е. А. Жижина.- М.: ВАКО, 2012
Требования к уровню подготовки учащихся 9класса В результате изучения географии на базовом уровне ученик должензнать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения страны, отдельных регионов, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность страны и ее регионов, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;
понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения