Родительское собрание в 5-а классе по теме: Развитие внимания и памяти школьников классный руководитель: Чернышева В.Н Многие родители связывают развитие памяти у школьников с неуспеваемостью (плохой учебой) в школе. Это не совсем правильно. Дело в том

Родительское собрание в 5-а классе по теме:
Развитие внимания и памяти школьников
классный руководитель: Чернышева В.Н

Многие родители связывают развитие памяти у школьников с неуспеваемостью (плохой учебой) в школе. Это не совсем правильно. Дело в том, что многие подростки обладают отличной памятью, но при ответе у доски не могут пересказать даже не очень сложный параграф.

В 10–13 лет у школьников происходит расцвет возможностей памяти. Подросток может запомнить текст очень большого объема, даты, иностранные слова, стихи, цифры и т.д. Ключевое слово здесь «может». Он МОЖЕТ, но хочет ли?

Например, мальчишка знает наизусть точные названия и характеристики нескольких десятков мобильных телефонов или марок автомобилей, но не помнит годы правления русских монархов. Почему? Ответ очевиден: школьник не видит, не понимает, не осознает причины, по которым он должен запоминать исторические даты. В этом случае уместно говорить не о развитии памяти, а об обучении школьников различным способам запоминания информации.

С 13 лет начинается самый благоприятный период естественного развития произвольной памяти у школьников. Если в это время научить подростка специальным способам запоминания, то его способности, необходимые для запоминания, сохранения и воспроизведения информации, получат мощный импульс к совершенствованию. Некоторые из способов запоминания текстовой и точной информации представлены на этом сайте в соответствующих разделах.

Однако при некоторых обстоятельствах развитие памяти у школьников является необходимым элементом работы по улучшению успеваемости. В таких случаях необходимо учитывать следующие моменты:
1) одновременно с памятью нужно развивать внимание; способность концентрировать внимание на информации это железобетонный остов памяти;
2) до начала целенаправленной и систематической работы по развитию памяти важно провести соответствующее психологическое тестирование и акцентировать внимание на «отстающих» видах памяти (по сенсорной модальности, по содержанию, по временным характеристикам и т.д.) и на «западающих» свойствах памяти (точность, объём, скорость процессов запоминания и т.д.);
3) выполнение упражнений по развитию памяти школьника желательно обрамлять фоновой музыкой в стиле барокко (Фрескобальди, Гендель, Альбинони и др.) и специальными запахами (аромалампа + масло ели, жасмина, шалфея);
4) универсальный способ развития памяти, внимания и мышления игра в шахматы; в любом возрасте шахматы это тренажер умственных способностей;
5) развитие памяти это физиологический процесс, который опосредован деятельностью организма как единого целого, поэтому нужно постоянно держать в поле зрения режим дня школьника, а также его питание, отдых, физическую активность (подробнее см. здесь);

Самое лучшее, простое и надёжное упражнение для развития памяти у школьников это заучивание наизусть стихотворений по специальной схеме. До изобретения печатной машины благодаря этому упражнению заучивали наизусть Библию, Коран, различные трактаты, летописи и т.д. Суть упражнения заключается в следующем.

В течение месяца каждый день школьник заучивает по одному четверостишью. Стихи можно подобрать из школьной программы либо взять какую–нибудь большую поэму. Главное условие перед тем как выучить очередное четверостишье, нужно повторить всё, что школьник выучил в предыдущие дни. В течение второго месяца каждый день нужно заучивать уже по два четверостишья. В третий месяц можно переходить на прозу, различные правила, теоремы и т.д. Через несколько месяцев дословное запоминание параграфов любого учебника не будет представлять никакой сложности.

Однако следует помнить, что главное условие развития памяти у школьников  это регулярность. Намного эффективнее заниматься по 15 минут в течение пяти дней, чем 3 часа один раз в неделю.