Урок – игра На тему: «Путешествие по Северной Америке».

игра
На тему: «Путешествие по Северной Америке».
«Познания и странствия неотделимы друг от друга».
К.Паустовский

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС ( урок «открытия» нового знания)
Форма урока: урок- путешествие.
Методы: комбинированный (фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа); словесный, наглядный, практический.
Цель урока: Формирование представлений о материке Северная Америка
Обучающая: углубить знания учащихся, полученные при изучении темы “Северная Америка”; создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения;
Развивающая: продолжить формирование умения работать с дидактическим материалом, с творческими заданиями; анализировать настенные карты и карты атласа.
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умение работать в группах; воспитать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, картами для исследования;
- предметные: знать номенклатуру по Северной Америке, рельеф, климат, природные зоны материка. Знать и объяснять причинно-следственные связи.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
-познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
атласы
настенная физическая карта полушарий

Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель: Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Сели правильно, красиво.
Чтоб на урок хватило силы.
Работайте внимательно, дружно и старательно
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
«Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но, какое - же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта Александра Тимофеевича Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – спускаться с места вдаль,
Другой сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. В комментарии к карте говорилось, что капитан Врунгель спрятал клад. Слайд 1.
А отыскать его смогут ребята отважные, любознательные и хорошо знающие карту. Я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны? Путешествие виртуальное, капитаном буду я, а вы юнгами. На палубе нашего корабля 3 каюты, располагайтесь поудобнее.
Для начала давайте вспомним по каким материкам мы совершили свое путешествие? Выйти и показать на карте. (Евразия и Африка)
А чтобы узнать по какому материку мы сегодня совершим путешествие, вам необходимо выполнить первое задание – собрать пазл.
Создание проблемной ситуации, постановка темы и целей урока
- Что получилось (Северная Америка) – Слайд2.
- Что мы знаем об этом материке? Кто сможет показать его на карте?
- Как вы думаете, почему пазл белого цвета? (мы очень мало знаем о Северной Америке)
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую цель мы поставим себе? Слайд3.
- Что нам поможет в путешествии по материку (учебник, атласы, контурные карты)
Правила игры:
В плаванье отправимся мы, дети,
Вот на этом сказочном корвете, Слайд4.
Есть у нас особенный билет
Будет он как поощренье за ответ.(Орден Врунгеля).
(На доске прикреплен рисунок корабля.)
Итак, юные искатели приключений, в путь!
У каждого члена команды есть бортовой журнал. В него вы должны записывать все ваши результаты
В каждой команде есть старший юнга, который следит за выполнением заданий, сообщает об их выполнении, заносит в бортовой журнал все баллы.
Успешно справившаяся с заданием команда награждается «орденом Врунгеля». Слайд5
Награждение проводится после каждого задания.
II. Обобщение, систематизация знаний.
Северная Америка - волшебный материк,
Как много интересного он в себе таит:
На востоке – равнины, на западе – горы,
Есть там реки, моря и озёра.

И как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг.
1. Стартовый тур – «Что лишнее и почему?»: Слайд6.
Собираясь в дорогу мы берем только самое необходимое. Ведь лишнее затрудняет путь. Вот и я вам предлагаю убрать лишнее и объяснить, почему оно лишнее. Кто больше «мусора» оставит за бортом награждается «орденом Врунгеля»!
Мексиканский, Гудзонов, Гвинейский, Калифорнийский (Гвинейский – залив у берегов Африки)
Мак-Кинли, Костюшко, Элберт, Митчелл (Костюшко – гора в Австралии)
Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский (Индийский – не омывает материк)
Маккензи, Миссисипи, Амазонка, Колорадо (Муррей – река в Австралии)
Гольфстрим, Лабрадор, Перуанское, Аляскинское (Перуанское – течение вдоль западных берегов Южной Америки)
Молодцы! Слайд 7. Наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы плывем через Гудзонов пролив, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плаванья падает со стола! От падения все названия перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте.
2. «Картографы». Собрать карту Северной Америки. Найдите соответствия между названиями географических объектов береговой линии материка (нанесите на контурную карту) Крупный залив на юге материка;
Пролив, отделяющий от Евразии;
Море на юго-востоке;
Острова Карибского моря;
Вытянутый полуостров на юго-западе;
Архипелаг на севере;
Море на юге;
Море у берегов Гренландии;
Полуостров на востоке материка;
Море на северо-западе.
а) Калифорния;
б) Карибское;
в) Баффина;
г) Лабрадор;
д) Канадский Арктический;
е) Берингов;
ж) Мексиканский;
з) Большие Антильские;
и) Саргассово;
к) Беренгово. Анализ выполнения работы.


3. Назовите первого путешественника, открывшего Северную Америку: Слайд8. а) Христофор Колумб;
б) Джон Кабот;
в) Америго Веспуччи;
г) Гудзон;
д) Маккензи;
е) Витус Беринг;
ж) Алексей Чириков;
з) Г.И.Шелихов;
и) Норманы. Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть полуостров Флорида. Слайд9.
Ребята, смотрите, что это там за бортом? Слайд10. Какой-то странный предмет! Подождите, это ведь бутылка, а в ней что-то лежит! (в бутылке лежат ребусы. Достаю бумажки). Ребята, здесь еще записка есть: «Здравствуйте, меня зовут Капитан Черный Шмель! Мой корабль потерпел крушение. Мою команду раскидало по материку. Помогите!». Ах, как жаль капитана! Но мы же ему поможем? (Да)
Ваша задача определить, что зашифровано в послании. И отметить на карте.
4. Ребусы
(Куба – остров к югу от материка в Карибском бассейне)

(Флорида -  полуостров на юго-востоке материка)

горы к востоку от Кордильер и западу от Великих равнин)

(Орисаба – вулкан на юге материка в Мексиканском нагорье)

(Ямайка - остров к югу от материка в Карибском бассейне)

(Гурон – озеро из группы Великих американских озер)
Анализ работы: Слайд11. Давайте проверим, что у нас получилось.
Спасибо, вам отважные моряки! Вы спасли команду капитана Черного Шмеля! Но наше путешествие еще не закончено. Внимание, экипаж!
Пираты взяли нас на абордаж (Плен)
Они прислали нам конверт, Слайд12.
В конверте есть и «чёрная метка». На ней написано, что нас отпустят при условии, если мы поможем им разобраться с картой. А вот и ключ к карте.

5. Северная Америка богата внутренними водами. Огромную водную систему образуют Великие озёра. Выберите их названия и найдите эти объекты на карте:
( а, в, г, е, ж) Слайд13,14.
а) Мичиган;
б) Атабаска;
в) Эри;
г) Онтарио;
д) Виннипег;
е) Верхнее;
ж) Гурон;
б) Большое Медвежье.


Мы свободны, можем плыть дальше. От Панамского канала мы движемся на север материка вдоль Кордильер.
Ребята, но на корабле опять возникли проблемы: кончились запасы пресной воды. Придётся причалить к берегу, а он называется берег полуострова Калифорния. Слайд15.
Я получила сигнал с берега. У местных жителей, накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!
Письма – небольшие карточки с записями.
6. От команды выходит один человек и показывает географические объекты. (1 объект – 1 балл)
2.
Озеро Атабаска гора Мак-Кинли
Полуостров Калифорния Баффинова Земля
Гудзонов залив Река Колорадо
Полуостров Лабрадор Мексиканский залив
остров Гренландия Панамский канал
Скалистые горы Остров Куба

3.
Канадский арктический архипелаг
Полуостров Аляска
Река Миссисипи
Карибское море
Калифорнийский залив
Озеро Верхнее

Здоровье сберегающая физминутка:
А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок.

Итак, с заданием вы справились, и мы продолжаем поиск клада. Перед нами полуостров Аляска. Слайд16.
Но где капитан Врунгель спрятал клад?
А вот, кажется, подсказка (свиток). Юнги, это послание капитана. Слайд17.
Узнать название сможет тот, кто прочитает свиток. Но свиток – волшебный, он разворачивается только после разгадки литературных загадок, всех поочерёдно.
Попробуем, юнги?

Остров Виктория у нас впереди,
Попробуй остров Врунгеля найти.
Названье острова откроется тому,
Кто знает – что, зачем и почему.
Литературную загадку отгадай,
И к кладу свой корабль направляй.

7.Загадки:
Рядом, рядом острова
Не один, даже не два,
А десятки, сотни сотен,
Жить в соседстве им охотней.
Все родные как никак,
Значит здесь (Архипелаг).

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги. (Болото).

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт.
И о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад).

В конце списка крупными буквами написано название острова – Виктория. (в переводе с латинского - Победа).
Юнги, теперь мы знаем названия острова и можем найти клад. Слайд18.
Достаю контур Южной Америки (приклеен скотчем за картой).
Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для нас такой подарок – контур Южной Америки? (Будем изучать этот материк на следующих уроках).

III. Подведём итог урока. Слайд19.
Я знала, всё у нас получится,
Америку мы с вами будем знать.
Всем орденоносцам Врунгеля,
В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

IV. Домашнее задание. Слайд20.
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».
Урок окончен. Слайд21.
Раздаточный материал
1. Стартовый тур – «Что лишнее и почему?»:
Мексиканский, Гудзонов, Гвинейский, Калифорнийский.
Мак-Кинли, Костюшко, Элберт, Митчелл.
Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.
Маккензи, Миссисипи, Амазонка, Колорадо.
Гольфстрим, Лабрадор, Перуанское, Аляскинское.

4. Найдите соответствия между названиями географических объектов береговой линии материка (нанесите на контурную карту):

Крупный залив на юге материка;
Пролив, отделяющий от Евразии;
Море на юго-востоке;
Острова Карибского моря;
Вытянутый полуостров на юго-западе;
Архипелаг на севере;
Море на юге;
Море у берегов Гренландии;
Полуостров на востоке материка;
Море на северо-западе.
а) Калифорния;
б) Карибское;
в) Баффина;
г) Лабрадор;
д) Канадский Арктический;
е) Берингов;
ж) Мексиканский;
з) Большие Антильские;
и) Саргассово;
к) Беренгово.


6. Северная Америка богата внутренними водами. Огромную водную систему образуют Великие озёра. Выберите их названия и найдите эти объекты на карте:
а) Мичиган;
б) Атабаска;
в) Эри;
г) Онтарио;
д) Виннипег;
е) Верхнее;
ж) Гурон;
б) Большое Медвежье.



7. От команды выходит один человек и показывает географические объекты. (1 объект – 1 балл)
1.
Озеро Атабаска,
Полуостров Калифорния,
Баффинова Земля,
Гудзонов залив,
Река Колорадо,
Полуостров Лабрадор.
2.
остров Гренландия,
Панамский канал,
Скалистые горы,
Остров Куба,
гора Мак-Кинли,
Мексиканский залив.
3.
Канадский арктический архипелаг,
Полуостров Аляска,
Река Миссисипи,
Карибское море,
Калифорнийский залив,
Озеро Верхнее.



5. Ребусы.
1. остров


2. остров


3. горы


4. вулкан

5. остров

6. озеро




орден Врунгеля орден Врунгеля орден Врунгеля










орден Врунгеля орден Врунгеля орден Врунгеля









орден Врунгеля орден Врунгеля орден Врунгеля









орден Врунгеля орден Врунгеля орден Врунгеля









орден Врунгеля орден Врунгеля орден Врунгеля






15