Урок по географии и биологии по теме Путешествие по Северной Америке


Приводим разработку конкретного интегрированного урока географии и биологии для учащихся 7 класса по теме:
"Путешествие по Северной Америке"Цель урока: используя процесс интеграции наук, реализующийся через межпредметные связи, создать условия для обобщения знаний о Северной Америке, их систематизации;
Задачи:
- способствовать развитию умений применять знания в решении практических задач, устанавливать причинно-следственные связи между природными компонентами и явлениями;
- создать условия для формирования убеждений учащихся о необходимости гармоничных отношений общества и природы.
-способствовать развитию творческой активности учащихся;
Оборудование:
физическая карта Северной Америки,
таблицы,
картины,
атласы,
видеофильм "Каньон Колорадо".
1. ОргмоментУчитель: - Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и путешествиях? “Познания и странствия неотделимы друг от друга”. Эти слова К. Паустовского стали жизненным
кредо многих путешественников.
Ещё совсем недавно такой далекий материк, как Северная Америка был для нас полным загадок. Разнообразные, уникальные природные комплексы этого материка привлекают сюда множество туристов: рощи гигантских секвой, громадные озера, грязевые вулканы и гейзеры, глубочайшие речные долины – каньоны…
Сегодня на уроке работают пять туристических агентств, которые должны продемонстрировать свои знания о Северной Америке, чтобы получить сертификат на право ведения туристической деятельности, подготовки туристических маршрутов на территории этого материка. Ведь разработать хороший маршрут могут только знающие, творческие, ответственные специалисты.
Руководители агентств, представьте свои агентства.
- Вам предстоит выполнить задания, за которые вы будете получать жетоны – красный ("5"), зеленый ("4"), желтый ("3"). А затем вы представите проекты своих туристических маршрутов по Северной Америке.
1. “Конкурс штурманов”
Задание:
1. Какие это острова, если их координаты 650 з. д., 320 с. ш.? (Бермудские)
2. Рыбаки на плоту терпят бедствие, их координаты 1450 з. д., 500 с. ш. В какое течение попал плот? Поможет ли оно людям добраться до берега? (Северо-Тихоокеанское течение, его вынесет к Аляске)
3-6. Чем примечательны для Северной Америки точки с координатами:
720 с. ш., 95 0 з. д. (м. Мерчисон – крайняя северная точка)
70 с. ш.,810 з. д. (м. Марьято – крайняя южная точка)
1680 з. д., 660 с. ш. (м. Принца Уэльского - крайняя западная точка)
560 з. д., 550 с. ш. (м. Сент - Чарльз - крайняя восточная точка)
7. Какова глубина в точке с координатами 800 з. д., 190 с. ш.? В каком море находится эта точка? (7090м., в Карибском)8. Какой остров имеет координаты 1100 з. д., 710 с. ш.? (о. Виктория в Канадском арктическом архипелаге)
9. Какой остров имеет координаты 550 з. д., 490 с. ш.? (о. Ньюфаундленд)
10. Какова глубина в точке с координатами 940 з. д., 140 с. ш.? В каком океане она находится? (6639 м., Тихий океан)
2. Разминка
- Пока штурманы выполняют задание, команды должны найти и исправить ошибки в
тексте. Вопросы задаются по очереди, каждая из пяти команда ответит на 2 вопроса.
Первый вопрос:
1. Северная Америка располагается в северной части западного и восточного полушарий (Только в западном).
2. Она пересекается северным полярным кругом, северным тропиком и экватором. (Экватором не пересекается)
3. Крайняя восточная точка материка – мыс Сент-Чарльз – расположена на берегу Атлантического океана. (Верно)
4. В изучение северо-запада материка большой вклад внесли русские исследователи. Первое русское поселение в Америке основал Алексей Чириков. (Г. Шелихов)
5. Рельеф западной части материка сформировался на платформе, здесь преобладают равнины. (Восточной)
Второй вопрос:
1. На востоке материка расположены невысокие горы Кордильеры. ( Аппалачи)
2. Сглаженные скалы, плоские вершины холмов, нагромождения валунов, вспаханные ледником котловины встречаются в северной части материка. (Верно)
3. В северной части Кордильер поднимается самая высокая их вершина - гора Митчелл высотой 6194 м, покрытая снегами и ледниками. (Мак-Кинли)
4. В Аппалачах много месторождений нефти и газа. (Каменного угля)
5. На Миссисипской и Примексиканской низменностях расположены месторождения руд разных металлов. (Нефть и газ)
Отчет штурманов: доложить, какие объекты определили по заданным координатам, показать их по карте.
3. Конкурс руководителей агентств
- Мы должны проверить вашу компетентность в вопросах растительного и животного мира Северной Америки.
1) Угадать животное. Вам предлагается три подсказки. Угадали с одной подсказки – красный жетон, с двух – зеленый, с трех – желтый.
Овцебык:
1 подсказка. В ледниковое время они водились в Сибири, в Европе и в Америке. Сегодня они сохранились только на северо-востоке Канады, Гренландии и на Аляске.
2 подсказка. Ещё недавно они были на грани выживания. Размножаются медленно – раз в год рождают одного теленка, в апреле – мае, поэтому многие погибают.
3 подсказка. Они стойко привязаны к местам обитания – не кочуют, никуда не мигрируют – ни зимой, ни летом. Длинная шерсть: на спине до 16 см, на шее, боках и брюхе до 60-90см. Короткий хвостик (7-10 см). Разросшиеся на лбу рога, образуют что-то вроде шлема.
Пума:
1 подсказка. В Канаде и в США они уцелели только на западе и кое-где в устье Миссисипи и во Флориде. Числилась в близком родстве со львом, поэтому называли “горный лев”, “серебристый лев”.
2 подсказка. Охотничьи владения велики: до 100 миль в окружности. Кочует, нигде долго не задерживается. Сама никогда не нападает на человека. Индейцы считают её другом человека.
3 подсказка. Пятнами или полосами природа её не наградила, хотя котята пятнисты. Пятнистость исчезает после первой линьки. Зверь крупный. Гоняет оленей, нападает на домашних животных, чего люди ей не прощают.
Бизон:
1 подсказка. Дорогой древнейших переселенцев пришли они в Америку с Чукотки на Аляску и дальше на юг. Когда там объявились европейцы, их в Америке было столько, что даже не верится – около 60млн.
2 подсказка. Они – путешественники. К зиме брели к югу, на лето возвращались в более северные страны. Миллионными армадами переходили замерзшие реки, и лед под ними не выдерживал. Говорят, будто многие острова на Миссури и Миссисипи образовались вначале из куч их скелетов.
3 подсказка. Железные дороги принесли им смерть. Их убивали по 250 в сутки и по 100 тысяч за зиму. Было создано специальное общество спасения. Начали разводить в Йеллоустонском национальном парке. Сейчас их более 20 тысяч.
Ондатра:
1 подсказка. Первое знакомство с нашей страной у неё состоялось на Соловках. Туда она явилась в 1928 году, как эмигрантка из Северной Америки.
2 подсказка. В Америке она обитает от Аляски до южных штатов США. Индейцы называли её младшим братом бобра, но они не родственники.
3 подсказка. Ценный пушной зверек. В год добывают около 5 млн. шкурок, мех используют для пошива шапок и шуб. В настоящее время широко распространена и в России. У неё есть и второе имя – мускатная крыса.
Енот:
1 подсказка. Его родина США, южные провинции Канады, Мексики и Центральная Америка. Ростом с лисицу, буро-серый, на морде “маска” - черные полосы. Когти втяжные.
2 подсказка. Он всеяден, ползает по деревьям и нередко таскает кур. Весёлый, живой, игривый, любопытный и незлобный зверь. Ночами деятелен, днем спит на деревьях. Хорошо плавает. В небольших лагунах и впадинах ловит рыб и крабов.
3 подсказка. У него есть одно прозвище, благодаря его удивительной привязанности к воде, повадке “мыть” пищу и другие предметы, даже своих детенышей, которые после таких купаний нередко погибают.
2) Загадки о растениях.
Хоть чином и не хан –На голове – султан,А с золотом кубышкиЗапрятаны под мышки. (кукуруза)
Висит дом, кверху дномСемьсот каморок и все без запорок.И в каждой жилец – черный жилет. (подсолнечник)
На стебельках белеют чашки,А в них и нитки, и рубашки. (хлопчатник)
В огороде вырастаю, а когда я созреваюВарят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)
Матушкой ласково все называютИ всё семейство её уважают. (тыква)
Дополнительные вопросы:
1. Как называли кукурузу индейцы? Что является главным богатством кукурузы?
2. Почему подсолнечник индейцы считали священным растением?
3. Дайте характеристику плоду хлопчатника.
4. Почему зелень помидора используют для борьбы с вредителями?
5. Какие растения из семейства тыквенных вы знаете?
- Все эти растения пришли к нам из Северной Америки, где расположен Мексиканский центр происхождения культурных растений. (Демонстрация карты, натюрморта)
4. Конкурс кулинарных рецептов
Учитель: - При организации туристического маршрута возникнет необходимость организовать питание туристов. Предлагаем каждому агентству защитить подготовленные рецепты кулинарных блюд с использованием растений-выходцев из Северной Америки.
Представлены рецепты блюд из кукурузы, тыквы, фасоли, подсолнечника, томата.
5. “Архив путешественника”
Учитель: - Готовясь к поездке в Северную Америку, путешественник обнаружил материалы наблюдений, проводившихся в разных районах материка на метеостанциях в пунктах: Упернавик (Гренландия), Принс – Руперт, Сан-Франциско, Канзас-Сити (р. Миссури), Юма.
Однако из-за небрежности архивариуса этикетки папок с материалами метеостанций, на которых были указаны названия, перепутались.
Учтите, что одна папка оказалась с материалами по метеостанции из другого полушария. Потерялись и данные о том, в какой природной зоне находится пункт.
Восстановите порядок в архиве.
На доске таблица, в которой не заполнены два последних столбика. Каждая группа получает для работы карточку, подобную таблице. Название пункта определяем по жребию.
В конце работы представитель группы должен поместить в таблицу карточку с названием пункта и природной зоны.
Ср. t0января Ср. t0июля Годовое количество осадков, ммПункт Природная зона
0 +16 2000-3000 Принс-Руперт Тайга
-24 0 100-250 Упернавик (о. Гренландия) Арктические пустыни
+8 +16 250-500 Сан-Франциско Жестколистные, вечнозеленые леса и кустарники
0 +24 500-1000 Канзас-Сити (р. Миссури) Степь
+8 +24 Менее100 Юма Полупустыни, пустыни
+24 +8 500-1000 Южное полушарие -
6. Знатоки природы
Каждая природная зона имеет свои растительные и животные объекты, на которые необходимо обратить внимание туристов. Просим представителей агентств рассказать о природных объектах: 1) сахарный клен; 2) секвойя; 3) вилорог;4) скунс; 5) кактус.
Сахарный клён:
Мы знаем, что на государственном флаге Канады изображен кленовый лист. Он украшает и форму канадских хоккеистов. Что это за растение, которое стало национальным символом? Это клён сахарный – один из самых высоких видов клёна. Его деревья растут на востоке Северной Америки и достигают высоты 40 метров. Это стройное дерево с пышной кроной, но оно знаменито не своей красотой. Своей славой он обязан тому, что был единственным источником сахара для местных жителей, а потом и для первых переселенцев из Европы. Его делали из кленового сока, который выделялся весной до появления листьев, и добывали его так же, как берёзовый сок в средней полосе России. В 19 веке в Канаде было налажено производство кленового сахара и сиропа. Сейчас его делают только для туристов в юго-западных штатах США.
Секвойя:
Секвойя – это род вечнозелёных хвойных деревьев. Стройный ствол достигает высоты 110 метров и диаметр 6- 10 метров. Живёт до 4-5 тысяч лет. Сейчас растёт лишь вдоль западного побережья США. Секвойей назвал дерево австрийский ботаник в честь выдающегося вождя одного из американских племён. “Ещё никто не видел секвойю, умирающую от старости” - утверждает главный лесничий национального парка секвой. Те же стволы, которые покоятся на земле, упали не из–за возраста, а по причине стихийного бедствия.
Вилорог:
Некоторые копытные животные ещё бродят на Земле, потому что люди, прекратив их истребление, взялись за охрану. К ним относятся животные, обитающие в степях Северной Америки – вилороги. Вилороги самые быстроногие животные, а по выносливости они уступают только гепардам. На исходе лета они собирают себе семью. В одной семье может быть до 15 самок. Вилорогов так назвали из-за характерных крючковатых рогов. Рога есть и у самцов и у самок, но у самок они меньше и тоньше.
Скунс:
Американская вонючка - так в США называют небольшое животное, обитающее в районе Гудзонова залива. Длиной этот зверёк всего 40 см, его мех блестяще-черного цвета с белыми полосами. Живет он в береговых кустарниках, а также любит скалистые местности. У этих зверьков нет никаких средств защиты, кроме подхвостной железы, которая содержит удивительно противную пахучую жидкость. Её запах настолько едкий, что никто не может выдержать его более нескольких секунд.
Кактусы:
Семейство двудольных. Растения с очень оригинальным внешним видом. Лишь два рода кактусов покрыты листьями. Кактусы распространены от 590с. ш. до 520ю. ш. в Северной Мексике. Опунция – род кактусов с плоскими ветвями. Стелющиеся кустарники, реже деревья. У опунций крошечные листья 2-5 мм. Произрастают в саваннах и пустынях. Цветки кактусов опыляются насекомыми или колибри. Плоды ягодообразные, очищенные идут в пищу.
Учитель: - Многие растения и животные стали символами государств Северной Америки.
Орел, сидящий на кактусе и держащий в когтях змею – символ, сохранившийся на государственном гербе Мексики, означает, что добро всегда будет торжествовать над злом.
На флаге Канады – лист сахарного клёна.
На гербах Гренады – броненосец; Содружества Доминики – пальма, лев, попугай; Кубы – пальма.На гербе США изображен традиционный орел: американская разновидность – лысый орёл с коричневым оперением крыльев и редкими белыми перьями на голове. В его когтях оливковая ветвь (символ мира) и пучок стрел (символ войны), в клюве – лента с девизом: “Из многих – один…”.
Каждый штат США имеет свой девиз, свою песню, дерево, цветок, птицу. Так, символом штата Нью-Йорк – одного из садоводческих штатов – является яблоко. Штат Мэн называют “штатом сосны”, Канзас – “штатом подсолнечника”, Миссисипи – “штатом магнолии”.
7. Защита проектов
Учитель: - Вы показали хорошие знания природных особенностей Северной Америки. Все агентства допущены к защите проектов путешествия.
Агентство “American Lines”: Нью-Йорк – Филадельфия – Торонто - Сан-Франциско – Лос-Анджелес – Рашмор – Вашингтон
Агентство “Золотые ворота”: Сан-Франциско – Гранд-Каньон – Коацакоалькос – Новый Орлеан – Луисвилл - Ниагара-Фолс - Чикаго
“Агентство путешествий”: Торонто – Виннипег – Сиэтл - Сан-Франциско – Гранд-Каньон
Агентство “Онтарио”: Оттава – Нью-Йорк – Чикаго - Сан-Франциско - Лос-Анджелес – Мехико
Агентство “Колорадо”: Вашингтон – Ниагара-Фолс – Кингстон – Гранд-Каньон – Калгари
8. Рекламная пауза
Видеофильм “Каньон Колорадо”. Подсчет баллов по жетонам .
9. Подведение итогов
Вручение сертификатов. Объявление оценок.
Заключение
Из данной работы следует, что межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и условие. Они охватывают цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.
Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.
Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании географии, и, наоборот, идущие от географии в другие учебные предметы. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.
Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии, содействуя тем самым раскрытию единства природы - общества - человека. В этих условиях укрепляются связи географии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.