Родительское собрание Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии младшего школьника .Январь. 4 класс.


Тема собрания : «Значение памяти, внимания в интеллектуальном развитии младшего школьника.» (4 класс)  Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей. Вольтер.   Повестка дня1.Значение внимания и памяти для результативности учебной деятельности.2.Методы и приёмы развития памяти и внимания ребёнка. 3.Роль домашнего задания в самообразовании школьников. Оказание помощи при выполнении домашнего задания.4.Разное. Анкетирование учащихся- Легко ли тебе заучивать стихи?- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти? Анкетирование родителей- Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ВИДЫ ПАМЯТИ Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.(запоминать 20 секунд).Записать по памяти. 9 2 W G A R 6 4 C 5 X B ПРОВЕРКА СЛУХОВОЙ ПАМЯТИЗачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды: 2 5 4 7 1 4 1 6 2 35 7 9 3 8 Упражнения для развития памятиЧисловые ряды.Детям предъявляется числовой ряд, записанный на доске. После просмотра предлагается учащимся записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Числа вытираются с доски. Повторяется выполнение задания несколько раз. Ряды: 3, 7, 4, 8, 9, 5 2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8 8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8 5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7 1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2 Анализ типичных ошибок учащихся, связанных с невнимательностью Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам. («жуки» - «зуки») Ошибки, связанные с невнимательностью Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями, да и просто не умеют общаться друг с другом. Совместное чтение и обсуждение прочитанных книг-развивает речь, память и внимание. Чтение воспитывает целые судьбыВ.Шукшин Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:- защищаем его душу;- побуждаем к самосознанию;- содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.- способствуем развитию устной речи, которая является основой умственной деятельности и средством общения. Работа над речью. Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат, речевой аппарат работает вяло, у многих детей наблюдается нарушение дикции. Чистоговорки, скороговорки, загадки можно использовать для исправления такой речи. Ряд следующих упражнений способствует расширению словарного запаса , развивают воображение, наблюдательность, внимание Узнавание предмета по его признакам. (Кудрявая, белоствольная, стройная?) Что это? Работа над речью.Усложняем задание, изменяя вопрос.Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий – (хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья). Подбор к предмету слов, обозначающих действия Ветер – что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.) Работа над речьюПодбор антонимов. Пух лёгкий, а камень - …; река широкая, а ручей… . Подбор синонимов. Сторож (сторожиха) - страж, стражник, караульщик, караульный, часовой, блюститель, дозорный, смотритель, хранитель, оберегатель, конвойный, цербер. Ряд следующих упражнений развивают логическое мышление учащихся и формируют умения строить связное высказывание, выражая законченную мысль, логически развертывая её. Подумай и закончи предложения: - Лена пришла в школу пораньше, чтобы……- У ворот зарычала собака, потому что….- Дети вышли на улицу, когда…… Составление небольших рассказов На этом этапе воспитывается умение правильно подбирать слова, выражения, умение обыгрывать ситуацию.Попросите продолжить такие предложения: - Если бы я был цветком, я бы::- Если бы я был кошкой, я бы:.- Если бы я был книгой, я бы:. Составление описания животных Например, описывая ежа, можно использовать алгоритм: Внешний вид ежа (форма, глазки, лапки, чем покрыто тело, есть ли хвостик и т.д.). Какую форму напоминает тело ежа? (Форму овала.) Какие глазки? (Глазки блестящие, маленькие, как пуговицы.) Какие лапки? (Лапки маленькие, быстрые.) Чем покрыто тело ежа? (Тело ежа покрыто иголочками, мордочка забавная.) Вывод. (Зверёк маленький, быстрый, симпатичный.) Данный вид упражнений не только развивает внимание , наблюдательность, но и учит самостоятельно строить высказывания, составлять тексты-описания. У ребят формируется умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.