РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Национальная культура, праздники и традиции Великобритании» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» Елабужского муниципального района РТ



ОБСУЖДЕНО
Руководитель ШМО
__________________ Л.М. Григорьева

Протокол № _1______
от «26 » августа 2015 г.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_______________ Е.М. Гесс


«27» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________________ Р.Д. Оленева


Приказ № _____
от «28 » августа 2015




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«Национальная культура, праздники и традиции Великобритании»
5 класс
срок реализации 1 год
Шарафеевой Ольги Владимировны, учителя 1 квалификационной категории


Рассмотрена на заседании педагогического совета
протокол № 1
от « 28 » августа 2015 г.

2015-2016 учебный год 1. Пояснительная записка Рабочая программа по английскому языку «Национальная культура, праздники и традиции Великобритании» разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373), на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения).
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем слова родного языка, что перед названиями предмета нужно обязательно ставить маленькие словечки - артикли. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения. Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы. Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа). Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка. Главной целью данного курса является 
-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком позже. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные; - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Задачи: I. Познавательный аспект.  Познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;  познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;  формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках; способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.  II. Развивающий аспект.  Развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;  развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;  приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; развивать технику речи, артикуляцию, интонации; развивать двигательные способности детей через драматизацию; познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.  III. Воспитательный аспект. Способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;  приобщать к общечеловеческим ценностям;  способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);  обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок; прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой . Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения. Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме. Формы проведения занятий Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Виды деятельности: Речевые и фонетические разминки. Игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры). Чтение, литературно-художественная деятельность. Постановка драматических сценок, спектаклей. Прослушивание песен и стихов. Разучивание стихов. Разучивание и исполнение песен. Проектная деятельность. Разучивание диалогов. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения. 2. Общая характеристика программы по английскому языку Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов. Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно-познавательного характера. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию. В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности. 
Цели обучения в 5 классе (внеурочная деятельность):
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых учащимся для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий( звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
В результате изучения данной программы в 5-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования:
Личностные результаты:
Формирование системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Метапредметные результаты:
Освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты:
Усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности 1. развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
5. Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям « Национальная культура, праздники и традиции Великобритании»  В результате реализации данной программы учащиеся должны: Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания; 
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка); 
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников; 
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; 
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки; 
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Воспитательные результаты внеурочной деятельности: Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура). Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий: 
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; 
коммуникабельность; 
уважение к себе и другим; 
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;

Форма подведения итогов: Выставки работ, рисунков, пополнение портфолио учащихся, театрализованные выступления.

6. Содержание программы «Национальная культура, праздники и традиции Великобритании» Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.). Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
Теоретическая и практическая часть присутствует на каждом занятии (в соотношении 50% на 50%)


Название раздела
Виды деятельности
Общее количество часов

1.
Мир игр, песен, рифмовок и стихов
Развитие всех видов речевой деятельности, расширение лексического запаса, чтение и заучивание простых и интересных детских стихов
5 часов

2
Бытовой английский

Развитие всех видов речевой деятельности, владение диалогической формой речи
7 часов

3
Праздники Нового года и Рождества в Великобритании и России 
Овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования
4 часа

4
Наша первая сказка  «Дом, который построил Джек»

Развитие творческого воображения учащихся, расширение словарного запаса, развитие индивидуальных способностей, креативности, повышение их эмоциональной отзывчивости, стимулирование фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащение внутреннего духовного мира
4 часа

5
Приятного аппетита!

Развитие коммуникативных действий, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи
4 часа

6
Моё первое знакомство с Англией 

Развитие познавательных действий, знакомство с традициями и обычаями других стран
9 часов

7
Подведение итогов

Регулирование учебной деятельности

1 час


Итого

34 часа


Календарно – тематическое планирование занятий по английскому языку в 5 классе


Название разделов и тем занятий
Речевой материал
Характеристика деятельности учащихся
Количество часов





всего
теория
практика

1
«Мир игр, песен, рифмовок и стихов»
В мире вежливости. Знакомство с некоторыми правилами этикета в Великобритании.
Диалог «В аэропорту». Песня « Clap your hands together»
Участвовать в элементарном этикетном диалоге
5
2
3

2
Азбука вежливых слов и выражений маленького джентльмена. Из истории возникновения слова – джентльмен. Путешествие в страну знаний.

Приветствие, прощание, благодарение, извинение, просьба, восхищение и огорчение
Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания




3
Королевство Матушки Гусыни. Разучивание стихов, песенок, потешек.
Стихи: «Black sheep», «Humpty – dumpty», «Pussy – cat»
Учить читать и заучивать стихи, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели




4
Развлекательное мероприятие на основе английского фольклора. Драматизация стихотворения «Three little kittens».

Стихотворение
«Three little kittens»
Уметь регулировать свою игровую деятельность




5
В гостях у сказки.
Аудирование английской народной сказки
«Три поросенка».
Сказка «Three Piglets»
Понимать на слух основное содержание сказки




6
«Бытовой английский»
«Мой дом – моя крепость». Знакомство с типичным английским домом.
Пословица
« My home is my castle”
Читать про себя текст, доступный по содержанию и языковому материалу
7
3
4

7
Звездный час «Дом. Квартира».
Лексика по теме «Дом. Квартира»
Читать про себя текст, доступный по содержанию и языковому материалу




8
Знакомство с необычными английскими праздниками. Празднование Дня Святых. День яблок.
Стихотворение
«Five little pumpkins»

Ghost, Witch,
Skeleton, Vampire, Goblin
Учить читать и заучивать стихи, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели




9
Конкурсная программа ко Дню Хэллоуина.
Загадки, игры
Уметь регулировать свою игровую деятельность




10
«Мой дом – моя крепость». Знакомство с типичным образом жизни англичан.
Пословица
« My home is my castle”
Читать про себя текст, доступный по содержанию и языковому материалу




11
Мой милый дом. Формирование монологической речи.
Лексика по теме «Дом. Квартира»
Уметь понимать на слух короткие тексты, составлять рассказ о своем доме или комнате.





12
Знакомство с английскими и американскими праздниками. Сходство и различие.
Названия праздников и даты
Уметь составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии




13
«Праздники Нового года и Рождества в Великобритании и в России» 
Разучивание стихов и песен по теме «Рождество»,
«Новый год».
Father Frost. Merry Christmas. New Year’s Day
Учить читать и заучивать стихи, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели
4
2
2

14
Написание поздравительных открыток с Новым годом с опорой на образец. Конкурс
« Congratulations».
Happy New Year! Happy Christmas! I wish you a very happy New year!
Уметь писать краткое поздравление




15
Новогодний футбол. Игра « Кто хочет стать миллионером» Совершенствование навыков чтения, письменной и устной речи.
Лексика по теме «Новый год. Рождество»
Уметь читать и выполнять различные задания к текстам




16
Новый год в разных странах. Развитие познавательных интересов.

Лексика по теме «Новый год. Рождество»
Уметь понимать на слух речь учителя, одноклассников 





17
«Наша первая сказка» 
Чтение сказки «Дом, который построил Джек», работа с лексикой.
Лексика стиха «Дом, который построил Джек»
Уметь читать, соблюдая нормы произношения
4
2
2

18
Знакомство со сценарием и распределение ролей.
Лексика стиха «Дом, который построил Джек»
Уметь читать, соблюдая нормы произношения




19


Репетиции, оформление спектакля.

There was, there were, many years ago, once there was/were, once there lived,
once upon the time there lived
Уметь представлять свою роль







20
Презентация спектакля.

Сказка «Дом, который построил Джек»
Уметь регулировать свою игровую деятельность




21
«Приятного аппетита!»
Чайный вечер по-английски. Расширение кругозора учащихся о церемонии чаепития в Великобритании.
Стихотворение «Tea or coffee».
Песенка « I am little teapot»
Уметь рассказывать рецепт приготовления чая
4
2
2

22
Творческая мастерская. Изготовление валентинок. Знакомство с историей возникновения праздника «День Святого Валентина».
« Good morning to you, Valentine»
Уметь писать краткое поздравление.
Уметь регулировать свою творческую деятельность




23
Жирный вторник. Знакомство с историей и традицией проведения «Блинного дня».
Стих « Mix a pancake». Песенка-игра «Put your finger»
Уметь регулировать свою игровую деятельность




24
Драматизация диалога «В кафе».
Eating out.
Лексика по теме «Еда»
Участвовать в элементарном диалоге «В кафе»





25
«Моё первое знакомство с Англией» 
Путешествие по Великобритании.
Названия достопримечательностей
Уметь понимать на слух речь учителя, одноклассников 

9
4
5

26
Знакомство с символами Великобритании и их происхождением.
Rose, thistle, shamrock and a red hand, daffodil
Уметь кратко рассказывать о символах




27
Лондон – столица Великобритании. Знакомство с достопримечательностями.
Презентация достопримечательностей
Уметь соблюдать правила произношения и основные интонационные модели




28
В гостях у сказки. Аудирование английской сказки
«The Country Mouse and the City Mouse».
«The Country Mouse and the City Mouse»
Понимать на слух основное содержание сказки




29
Шотландия. Традиции и обычаи.
Стихи Роберта Берна
I’d like to try Yorkshire pudding
Учить читать и заучивать стихи, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели




30
Ирландия. Чтение ирландской сказки.
What do giants do?
About a giant O’Connor

Уметь читать и выполнять различные задания к текстам




31
Англия. Знакомство с королевской семьей.
Названия музыкальных инструментов

Учить читать и заучивать стихи, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели




32
Уэльс и его особенности.
Презентация достопримечательностей

Участвовать в элементарном диалоге




33
Англо - говорящие страны. Викторина.
Повторение изученной лексики по теме «Достопримечательности Лондона»
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности




34
Подведение итогов
Презентация работы кружка. Выставка работ учащихся.
Презентация проектных работ учащихся
Уметь участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера
1


1



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)




Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)
1


Обучение детей английскому языку: занятия , игры, лингвострановедческий материал/ авт.-сост.Е.Ю. Шабельникова.-Волгоград:Издательство «Учитель», 2009г.-127с.:ил.
1


Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. /Е.В.Дзюина. – М.: ВАКО, 2007. – 144с. – (Мастерская учителя)
1


Стихи и пьесы для детей. Сборник на английском языке для учащихся %-8 классов. Средней школы/сост. К.А. Родкина, Т.А. Соловьева.-М.: Просвещение, 2000г.,с. 175.
1


Белоснежка и семь гномов: адаптированный текст на англ. яз. – М.: Прогресс, 1992. – 30с.
1


Детские спектакли на английском языке. Щапова И.А. / Под ред. Е.Л. Заниной – М.: Рольф, 1999. – 96 с., с ил. – (Английский клуб). – ( Школьная мозаика).
1


Страны Соединенного Королевства: Лингвострановед. Справ. / Сост. Г.Д. Томахин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 79с.: ил. – (Язык и культура. Великобритания). ISBN 5-09-010498-0/
1.

Технические средства обучения


Проектор
Компьютер
1
1


3. Оборудование класса


Стенды по страноведению
10


15