презентация методического семинара по музыке Музыкальная культура ребенка как интегративное личностное качество на конкурс Учитель года 2015.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Музыкальная культура ребенка как интегративное личностное качество. Учитель музыки второй квалификационной категории МКОУ ООШ с. Синда Нанайского муниципального района Хабаровского края Гричихина Людмила Львовна Январь 2015 года РАЙОННЫЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2015»  В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры .  Музыкальная культура - это сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально - теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус , способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творческо - исполнительские навыки пения, игры на музыкальных инструментах и т.п. Г.В. Шостак  Оно формируется в процессе систематического, целенаправленного музыкального воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно - ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально - эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах). Радынова О.П. Музыкальная культура ребенка — э то интегративное личностное качество.  Ядром понятия «музыкальная культура» является эмоциональная отзывчивость , которая играет роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, основ вкуса, представлений о красоте.  Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и эмоционально - оценочного отношения к музыке ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать шедевры музыкального искусства. Компоненты музыкальной культуры  эмоциональная отзывчивость, мышление и воображение;  интонационный опыт восприятия музыки;  опыт музыкальной деятельности и развитие способностей;  музыкально - эстетическое сознание (эстетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус, представления об идеале);  эмоционально - оценочное отношение как проявление музыкально - эстетического сознания;  музыкально - творческую активность детей.  Эмоциональная отзывчивость является показателем развития интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, эмоционально - оценочного отношения к музыке, творческой активности, выразительности исполнения.  Диагностируется по внешним проявлениям детей во время слушания музыки — продолжительности внимания, моторно - двигательным реакциям. Методы и приёмы формирования основ музыкальной культуры детей  Система формирования музыкальной культуры предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Метод контрастных сопоставлений произведений :  позволяет заинтересовать детей,  активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно - образного мышления, воображения.  Применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (в дошкольном возрасте контрастные сопоставления наиболее отчетливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов). Методы стимулирования и мотивации учащихся  Погружения.  Соучастия.  Музицирования.  Музыкальный театр.  Проектов. Метод уподобления характеру звучания музыки  предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа  применяются различные виды уподобления звучанию музыки  удовлетворяет потребность детей в движениях, помогает увлечь их, формирует положительное эмоционально - оценочное отношение к музыке, способствует глубине восприятия, развитию творческой активности.  Музыкально - образовательные знания детей определяются по ответам на систему вопросов о музыкальных инструментах, композиторах, самой музыке, жанрах, средствах выразительности.  Проявление воображения диагностируется по образности высказываний о характере музыки, степени выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах музыкальной деятельности . Специально подобранный музыкальный репертуар  Музыкальное движение;  Игры на детских музыкальных инструментах;  Пение;  Дирижирование  Игры - драматизации. Виды музыкальной деятельности: Виды художественной деятельности  Произведения литературы( слушание стихов, прозы);  Произведения живописи (просмотр репродукций, видеоматериалов);  Рисование (изображаем музыку с помощью кисти) Индивидуальная интерпретация музыки зависит:  От общего развития школьника;  От музыкального развития;  От творческих способностей;  От жизненного опыта. МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ  Уровень музыкально - творческого развития проверяется, прежде всего, путем наблюдения за детьми в процессе их общения с музыкой.  Наиболее благоприятными для этого представляются внеурочные формы общения в условиях свободного выбора деятельности. Внеурочная деятельность  Ритмика • Хореографическая студия «Берёзка» Военно - патриотическое воспитание Экологическое воспитание