Программа по летнему отдыху обучающихсяНепоседы

Муниципальное образовательное казенное учреждение
«Гостомлянская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:
Директор МОКУ «Гостомлянская СОШ»
_________/Г.В.Кирюхина»
« »__________ 2016г

Программа
летнего отдыха детей и подростков





Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: лето 2016 г


РАЗРАБОТЧИк ПРОГРАММЫ:
Татаренкова Татьяна Ивановна



с. 1-я Гостомля



1
Полное название программы
Программа летнего отдыха детей и подростков «Непоседы»

2
Цель программы
Организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в летний период.
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

3
Задачи
Пропаганда здорового образа жизни.
Формирование интереса к различным видам деятельности.
Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру

4
Направление деятельности
профилактическое
-спортивно-оздоровительное
-художественно-эстетическое
-экологическое

5
Краткое содержание программы
Программа содержит: мероприятия, реализующие программу;
ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

6
Автор программы
Татаренкова Татьяна Ивановна-заместитель директора по ВР

7
Учреждение
представившее программу
МОКУ « Гостомлянская средняя общеобразовательная школа»
Медвенского района
Курской области

8
Ожидаемый результат
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
Снижение уровня негативных социальных явлений в детской среде.

9
Адрес
307041, Курская область, Медвенский район, с. 1-я Гостомля


10
Телефон

е-mail
Тел. № 8 (47146) 4 –61 – 38

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



11
Место реализации
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием в с. 1-я Гостомля

12
Количество, возраст обучающихся
37 обучающихся
от 7 до 15 лет.

13
Сроки реализации
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.



























Пояснительная записка5-6

Цель и задачи программы7

Концептуальный подход8-9

Методическое сопровождение программы10

Учебно-методическое оснащение программы..10

Механизм реализации программы11
Отрядные дела.12-14

Кадровое обеспечение15-16

Схема управления программой16

Приложения17







Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, - было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Лагерь размещается на базе МОКУ «Гостомлянская средняя общеобразовательная школа. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы «Непоседы» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.









Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.

Задачи: Пропаганда здорового образа жизни.
Формирование интереса к различным видам деятельности.
Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру

Сроки реализации программы:
лето 2016 года
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей; - развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом; - расширение социального опыта; - формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; - вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда; - формирование осознанного отношения к себе как к части окружающего мира.







Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, поддержка физического и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность в смене «Непоседы» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

-Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
-Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.


Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.


Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (апрель-май):
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный (май)
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной:
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями, вожатыми.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск фотодневника.
Образовательная деятельность в рамках смены «Непоседы» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.




№ дня
Мероприятия

1 день
«Детство - это я и ты»

Линейка «Открытие лагеря». Развлекательная программа «День защиты детей».
Проведение инструктажа по ТБ.

2 день «О, спорт, ты – жизнь!»

Оформление отрядных уголков. Выявление интересов. Анкета.
Конкурс «Эмблема нашего лагеря».
Диагностика здоровья. Операция «Мой рост, мой вес». Спартакиада «Сильнее, выше, быстрее».




3 день «День ПДД»

Правила дорожного движения – должны знать все». Конкурс рисунков по ПДД. Дорожная азбука. «Дорожный лабиринт», соревнование велосипедистов.




4 день «День чистоты»

Акция «Отходы в доходы». Уборка территории. Работа мастерских «Поделки из природного материала». Конкурс «Артпроект».




5 день «Час веселых испытаний»

Конкурс пародий.
Весёлый КВН
Костюмированный футбол




6 день «Пушкинский день»

Пушкинский день в России.
Чтение стихов, сказок.
Викторина «В мире сказок А.С.Пушкина».
Инсценировка отрывков из Русских народных сказок.




7 день «День мальчиков и девочек»

Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря».
Интеллектуальный марафон.





8 день «В объективе – МЫ!»»

Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».
Оформление альбома.
Танцевальный марафон.





9 день «День пожарной безопасности»

Беседа – игра о правилах пожарной безопасности. Конкурс рисунков «Против пожара». Конкурс плакатов «Встань на защиту леса».




10 день «День народных традиций», посвящается дню России.

День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа.
Познавательная программа «Русские традиции».
Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!»
Конкурс патриотической песни.




11 день «День героев ВОВ»

Видео-урок «Была война». Посещение сельской библиотеки. Викторина «Великая Отечественная война» - 71 год Победы. Операция «Букет ветерану».




12 день- «В объективе – МЫ!»

Фото-сессия «Как нам вместе хорошо».
Оформление альбома.
Презентация проектов «Фото моего любимца».




13 день «В гостях у сказки»

«В гостях у сказки». Инсценировка отрывков из Русских народных сказок. Конкурс на лучший рассказ «Если бы я был волшебником». Игрища со сказочными героями.




14 день «День родного села»

Беседа «Живи, родник!» Оформление фотоколлажа «Уголки родной природы». Конкурс проектов «Прекрасны малой родины черты».




15 день – День музыки

Поём любимые песни. Операция «От классики до «попсы». Разучивание новых песен. Подготовка к концерту «Ярмарка талантов».




16 день –День таланта

Концерт «Ярмарка талантов». Танцевально-игровая программа «Кто во что горазд», проводится в сельском ДК с приглашением родителей.




17 день «День памяти и скорби»

День памяти и скорби. «Никто не забыт – ничто не забыто». Возложение цветов к памятнику погибших воинов.

18 день – Операция «Чистый родник»


Экологическая сказка «Живи родник!» -встреча с «Родничком»
Сценка «Сказ про то, как Вовка живую воду искал»


19 день – День птиц «Птицы нашего края»

Устный журнал «Птицы- наши друзья»
Птичий КВН «Отгадай чей голос»
Поле чудес «Наши пернатые друзья»

20 день - «В гостях у тётушки Агафьи»
Страничка «Целебное лукошко»- правила сбора лекарственных трав и растений
Сказка «Про лекарственные растения»
Поле чудес «Лекарственные травы»
Встреча с тетушкой Агафьей на лесной полянке
Конкурс «Знатоки лекарственных трав»


21 день -«До свидания, лагерь».

Закрытие лагерной смены.
Праздничная программа «Прощальный огонёк».
«Прощальный автограф»-фото на память. Динамика здоровья. Акция «Что нам лето подарило» (отзывы, пожелания). Оформление чудо-дерева.













Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МОКУ «Гостомлянская СОШ» - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры. Для проведения массовых мероприятий, концертов, различных акций приглашается художественный руководитель СДК и библиотекарь, ответственный за школьный музей.
В мае для педагогов и вожатых проводится семинар «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками, имеющими соответствующее профессиональное образование.
Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря.
5 воспитателей.
учитель физической культуры
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатели проводят воспитательную работу, организуют активный отдых учащихся, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, мониторинга здоровья.
Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.


Программа разработана заместителем директора по ВР. Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 15 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Чудо-дерево, экран настроения»);
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней).


ПРИЛОЖЕНИЕ
Закон «Наше имя – отряд!»
Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
Закон «Здоровый образ жизни!»
Береги свое здоровье.
Закон «Территория»
Запрещается выходить за территорию лагеря без сопровождения педагогов.
Закон чистоты и красоты.
Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
Закон Уважения.
Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим. Будь вежливым в общении с товарищами и взрослыми. Не употребляй нецензурных выражений. Твои действия не должны представлять угрозу окружающим.















На месте не сидится нам -
Непоседы тут и там!
Любим мы играть, смеяться,
Физкультурой заниматься.
Любим петь и рисовать,
Книги разные читать,
Наблюдать и удивляться
И друг другу улыбаться.
Много разных дел у нас -
Мы ребята просто класс!!!







РАЗ, ДВА - НА ПЛАНЕТЕ,

ТРИ, ЧЕТЫРЕ - ДРУЖАТ ДЕТИ,

ДРУЖБА – ЭТО СЧАСТЬЕ ЖИЗНИ,

ДРУЖБА - ЭТО МИР НАВЕКИ.

ПУСТЬ О ЧИСТОМ, МИРНОМ ЛЕТЕ,

ПОМНЯТ ДЕТИ ВСЕ НА СВЕТЕ!





НАША ПЕСНЯ:
ПЕСЕНКА О ЛЕТЕ
Вот оно какое, наше лето, Лето яркой зеленью одето, Лето жарким солнышком согрето, Дышит лето ветерком.
Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля!
На зеленой солнечной опушке Прыгают зеленые лягушки, И танцуют бабочки-подружки, Расцветает все кругом.
Мы в дороге с песенкой о лете, Самой лучшей песенкой на свете, Мы в лесу ежа, быть может, встретим, Хорошо, что дождь прошел.
Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля ля-ля-ля-ля.
Мы покрыты бронзовым загаром, Ягоды в лесу горят пожаром. Лето это жаркое недаром, Лето - это хорошо!
Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля!
















13PAGE 15


13PAGE 14215