Конспект занятия кружка «Смотрю на мир глазами художника» по теме: «Ажурное вырезание»


Технологическая карта занятия.
Ф.И.О. учителя: Барвенкова И.В.
Вид занятия: Кружковое.
Внеклассное занятие.
Кружок «Смотрю на мир глазами художника», художественно – эстетического направления
Класс: 1 класс бТип занятия: Сообщение новых знаний. Практическая работа.
Цель занятия: Формировать знания об искусстве разных народов и их преемственности; способствовать формированию интереса, уважения к искусству разных народов; воспитание толерантного отношения к народам разной национальности; способствовать умению создавать искусные вырезки из бумаги; развитие навыков работы по вырезанию из бумаги.
УУД:
формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной практической деятельности;
знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
оценивание совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий;
принимать участие в работе парами;
контролировать свои действия при совместной работе;
знакомство с древним славянским видом декоративно-прикладного искусства ажурным вырезанием из бумаги;
изучение особенностей ажурного вырезания.
Средства (оборудование):
компьютер;
интерактивная доска;
презентация;
образцы изделий.
Инструменты и материалы:
белая бумага, ножницы.
Литературный ряд: стихи о зиме.
Музыкальный ряд: песня на стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает…», фоновая музыка для создания благоприятной обстановки в классе.
Методы обучения.
Рассказ.
Демонстрация готовых работ.
Беседа с объяснением нового материала.
Показ трудовых приемов.
Самостоятельная работа.
Словарь:
Вытинанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать»),
бумажное кружево.
Структура и ход  занятия:
Организационный момент. 1 мин.
Актуализация знаний учащихся. 3 мин.
Постановка темы и целей. 4 мин.
Вводная беседа с использованием презентации «Ажурное вырезание». 3 мин.
Физминутка. 2 мин.
Инструктаж по технике безопасности. 1 мин.
Демонстрация учителем техники приёма ажурного вырезания. 2 мин.
Творческая (практическая) работа учащихся. 20 мин.
Итог занятия. Оформление выставки. 2 мин.
Рефлексия. 2 мин.
№п\пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
1. Организационный момент. - Наш урок предлагаю начать такими словами:
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что знаем, повторяем!»
Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание;
- самоорганизация.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную работу.
Коммуникативные:
-умение слушать и слышать друг друга;
- высказывать свои мысли.
2. Актуализация знаний учащихся. - На прошлом занятии мы с вами познакомились со свойствами бумаги.
- Что такое бумага?
- Как и когда появилась бумага?
- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
- А теперь подумайте и скажите, что же можно изготовить из бумаги? - Бумага — материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и
т. п., получаемый из целлюлозы: из растений, а также из
вторсырья (тряпья и макулатуры).
- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
- Бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.(Ответы детей.) Познавательные:
- выявлять сходство и различие объектов;
- уметь ориентироваться в системе знаний по данному вопросу.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.
3. Постановка темы и целей.
На фоне музыки поётся песня на стихотворение С.Есенина.
- Ребята о чём эта песня?
- Каким вы представили себе зимний лес?
- Чем покрыты деревья?
- Что так красиво падает на землю?
- Внимательно рассмотрите их, обратите внимание на то, что снежинки имеют 6 граней.
- Определите, чем мы будем заниматься сегодня на занятии?
-Поставьте цели. - О зиме.
- Деревья неподвижны, укрыты снежным покрывалом. Светит солнце, снег переливается в его лучах ослепительной красой.
(Аргументируют свои ответы.)
- Снегом.
- Снежинки.
- Учиться выполнять ажурное вырезание.
- Создавать искусные вырезки из бумаги; развивать навыки работы по вырезанию из бумаги. Познавательные:
- уметь ориентироваться в системе знаний.
Регулятивные
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.
4.
Вводная беседа с использованием презентации «Ажурное вырезание».
-Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте познакомимся с техникой ажурного вырезания.
-По праву можно сказать, что это искусство одно из древних. Ажурное вырезание из бумаги – славянский вид декоративно-прикладного искусства. Народные мастера вырезали также из бересты, ткани, кожи, дерева. Каждому народу присущи свои мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Но вырезание присуще не только славянской культуре. На родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе – силуэтное вырезание.
-В России вырезание из бумаги долгое время было в моде, его даже преподавали в институте благородных девиц, наряду с другими рукоделиями.
-Постепенно вытынанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белорусов, как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.
-Вырезание способствует развитию вашего глазомера, даёт понятие о симметрии рисунка, навык ритмичной работы, приучает к усидчивости, трудолюбию. Вырезание развивает художественный вкус.
«Рейзеле» у евреев, «выстриганки», «выципянки», «вырезанки», «вытынянки» у народов России, Польши, Белоруссии, Украины. Так называется художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его появление связано с изобретением бумаги в Китае. Искусные вырезки из бумаги покорили многие страны: Италию, Испанию, Францию, Англию, Германию, Россию и другие. Они прижились настолько, что их считают своим исконным ремеслом многие народы. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира. По прошествии времени эти радующие глаз произведения народной фантазии кажутся еще более привлекательными и эстетически ценными. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, ими украшали божницы, стены, занавешивали окна. Учащиеся знакомятся с техникой ажурного вырезания.
Познавательные:
- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.
Коммуникативные:
- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.
Регулятивные:
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
5. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише-тише -
Деревцо все выше-выше. (движения руками к себе)
(покачивания поднятыми руками)
(постепенное приседание)
(встать, потянуться на носочках) 6. Инструктаж по технике безопасности. Правила работы с ножницами:
храните ножницы в определённом месте;
кладите их сомкнутыми острыми концами от себя;
передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд. Учащиеся знакомятся с правилами работы с ножницами.
Регулятивная:
- планировать свои действия, самоконтроль.
7.
Демонстрация учителем техники приёма ажурного вырезания. 1.Метод дерево-снежинка. Прямоугольник в верхней части складывается так, если бы мы вырезали снежинку. А внизу оставшееся место остаётся для вырезания ствола.
2. Метод симметричного вырезания. Складываем бумагу вдвое и вырезаем по контуру половину кроны дерева. Затем вырезаем внутри ажурные формы.
Учащиеся знакомятся с приёмами ажурного вырезания.
Коммуникативная:
- проявлять активность во взаимодействии.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.
Регулятивные:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
8. Творческая (практическая) работа учащихся
Учащиеся работают в парах, выполняя разные виды вырезания.
Работа выполняется под тихую мелодичную музыку.
В течение всей работы учащиеся помогает друг другу, учитель в свою очередь контролирует выполнение детьми творческого задания.
По мере выполнения работы, деревья крепятся на доску, постепенно выстраивается лес.
Затем, приступаем к вырезанию снежинок.
Учащиеся выполняют практическую работу.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в творческом процессе в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Личностные:
- проявлять заботливое отношение к друзьям.
Коммуникативные:
- задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Коммуникативная:
- участвовать в обсуждении творческого процесса.
9.
Итог занятия. Оформление выставки.
- Вот и подошло к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
- Ребята, с каким видом изобразительной деятельности мы познакомились?
- Как называется способ вырезания из бумаги у разных народов?
- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на занятии и выполнили очень интересную работу, спасибо вам за совместную работу!
- Что нового для себя вы узнали на занятии?
- Чему учились?
- Что понравилось?
- Как проявились творческие способности?
- Какое у вас сейчас настроение?
- Комфортно ли было на занятии?
- Ажурное вырезание.

(Выслушать ответы.)
(Выслушать ответы.)
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль
- уметь оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме,
- понимать на слух ответы обучающихся- осуществлять взаимный контроль.
10. Рефлексия.
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях или др. предметах, но и в жизни за пределами школы.
- А теперь, постараемся оценить нашу работу. (Самооценка.) Личностные:
- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.