Исследовательская работа «Язык- душа народа»


Исследовательская работа«Язык – душа народа» Выполнили – Хозяинова Эля и Гужева Мария ученицы 7 класс МБОУ «Палевицкой СОШ»РУКОВОДИТЕЛЬ – Попова А. С. Задачи: 1. определить степень владения языком родителей и учащихся Палевицкой СОШ;2. дать оценку общественной значимости коми языка;3. выявить перспективы развития коми языка через ожидания населения и учащихся с 5 по 11 классы. Цель исследования: 1. Популяризация коми языка, повышение интереса к коми языку. 2. Сохранение и пропаганда традиционных и современных духовных ценностей коми народа среди подрастающего поколения;3. Содействие росту творческого потенциала детей. 4. Воспитание уважительного отношения к своей культуре. В основу исследовательского интереса была положена проблема – состояния и путей совершенствования коми языка как государственного. Метод исследования. 1. анкетирование.2. Опрос.3. Изучение литературы. Мой язык мне дорог,Он красив и звучен! Эти строки из стихотворения «Коми язык», написанного основоположником коми литературы поэтом И.А. Куратовым. Судьба народа неразрывно связана с судьбой языка. В свою очередь, язык народа является тем стержневым элементом, на котором основывается культурная самобытность любого народа. Поэтому сохранение языка (живого языка) должно быть приоритетным направлением в сохранении и развитии народа. Что же касается малых финно-угорских народов, проживающих на территории Российской Федерации, то, они находятся на грани исчезновения. С нами можно и поспорить, но мы думаем, надо быть убежденным оптимистом, чтобы не согласиться с этим. В Республике Коми в 1992г. был принят Закон «О государственных языках». С этого момента коми язык имеет статус государственного. Кроме того, была разработана «Программа поэтапного перехода на изучение коми языка в общеобразовательных учреждениях республики до 2005 г.». Большое значение для развития системы национального образования имеет закреплённая в Законе «Об образовании» статья 6, где чётко прописано, что изучение русского и коми языков является обязательным в государственных общеобразовательных учреждениях. Принимая Закон «О государственных языках», правительство имело в виду сохранение национальной культуры, традиций коми народа, в основе которых лежит знание коми языка и дальнейшее его развитие. Предусматривалось приобщение всего населения Республики Коми, а оно составляет около 100 национальностей, к этнокультуре и языку коренного населения. Основные достижения: все законы, постановления Госсовета РК, нормативно-правовые акты Главы РК, Правительства РК, органов государственной власти публикуются на коми и русском языках. На двух языках оформляются выборные бюллетени, наименования населённых пунктов, географических объектов, названия улиц, вывесок. По сравнению с языком середины прошлого столетия коми язык стал более гибким, образным. Об этом свидетельствуют публикации на страницах периодической печати (газет «Коми му» и «Йцлцга», журналов «Войвыв кодзув» и «Арт»), содержание учебников и учебных пособий, передачи телерадиокомпании «Коми гор» и Коми республиканского телевизионного канала, появились мультфильмы на коми языке. Исследовательская работа. В целях выявления языковой ситуации в селе Палевицы было проведено анкетирование родителей и учащихся школы с 5 по 11 классы. В анкетировании приняли участие 61 человек. Для определения степени владения коми языком населением опрашиваемым были предложены следующие вопросы: 1. Какой язык считаете родным? 2. На каком языке общаетесь с родными?3. Владеете ли вы коми языком? (да, нет).4. На каком уровне владеете коми языком? (пишу, говорю, читаю, свободно владею, не владею).5. Где вы освоили коми язык? (в семье, в школе, на курсах).6. Как часто вы читаете коми книги? (постоянно, редко, не читаю).7. На каком языке предпочитаете слушать радио? (на коми, на русском, на коми и на русском, не слушаю радио).8. Поддерживаете ли Вы обязательность изучения коми языка в школе? (да, нет, против, не знаю).9. Перспективы развития коми языка? (равноправный с русским, останется на нынешнем уровне, исчезнет).10. Общественная значимость коми языка? (высокая, недостаточная, низкая).11. Ваш возраст? Результаты опроса дают следующую картину. № Ответы учащихся Количество учащихся % 1. 1. признали родным - коми язык2. считают родным – русский3. считают родным - коми и русский 22 5 6 66% 15% 18% 2. Общаются с родными:1.на коми2. на русском3. на коми и на русском 3 16 14 9 % 48% 42,4% 3. 1.Владеют коми языком2. Не владеют3. Немного 23 3 7 69,6% 9 % 21% 4. На каком уровне владеют коми языком:1. Не владею2. Свободно владею.3. Немного 3 20 10 9% 60% 30,3% 5. Освоили коми язык:В семьеВ школе3. В семье и в школе 18 13 2 54,5% 39,3% 6 % 6. Читают коми книги:ПостоянноРедкоНе читают 3 24 6 9 % 72,7% 18 % 7. Воспринимают телевидение и радио:На русскомНа коми и на русскомНе слушаю радио 11 14 8 33,3% 42,4% 24,2% 8. Поддерживаете ли обязательность изучения коми языка:ДаНетНе знаю 23 4 6 69,6% 12,1% 18% 9. Перспективы развития коми языка:1.Равноправный с русским.2. Останется на нынешнем уровне.3. Исчезнет. 16 13 4 48,4% 39,3% 12,1% 10. Общественная значимость коми языка:ВысокаяНедостаточнаяНизкая 11 19 3 33,3% 57,5% 9 % № Ответы родителей Количество родителей % 1. 1. признали родным - коми язык2. считают родным – русский3. считают родным - коми и русский 18 4 5 64,2% 14,2% 17,8% 2. Общаются с родными:1. на коми2. на русском3. на коми и на русском 8 5 14 28,5% 17,8% 49,9% 3. 1.Владеют коми языком2. Не владеют3. Немного 26 2 - 92,8% 7,1% - 4. На каком уровне владеют коми языком:1. Не владею2. Свободно владею.3. Немного 2 22 4 7,1% 78,5% 14,2% 5. Освоили коми язык:1. В семье2. В школе3. В семье и в школе 12 3 13 42,8% 10,7% 46,4% 6. Читают коми книги:1. Постоянно2. Редко3. Не читают 3 16 9 10,7% 57,1% 32,1% 7. Воспринимают телевидение и радио:На русскомНа коми и на русском3. Не слушаю радио 4. На коми 5 16 3 4 17,8% 57,1% 10,7% 14,2% 8. Поддерживаете ли обязательность изучения коми языка:ДаНет3. Не знаю 23 3 2 82,2% 10,7% 7,1% 9. Перспективы развития коми языка:1.Равноправный с русским.2. Останется на нынешнем уровне.3. Исчезнет. 14 10 4 49,9% 35,7% 14,2% 10. Общественная значимость коми языка:1.Высокая2.Недостаточная3. Низкая 4 14 10 14,2% 49,9% 35,7% Выводы: Однако в целом результаты не столь оптимистичны; половина опрошенных родителей считает общественную значимость коми языка недостаточно высокой и низкой. Зато 33% учащихся считают высоким значимость коми языка. Равноправным с русским отмечают и родители, и учащиеся - 49% и 48%. Традиционно более оптимистично на коми язык смотрят учащиеся 5- 11 классов: 48,4% считают, что коми язык станет равноправным с русским, а среди старшего поколения такого мнения придерживаются 49%. А то, что коми язык постепенно исчезнет, на селе считает только 14 % населения, школьников-12%. В целом результаты опроса показывают, что, несмотря на продолжающиеся ассимиляционные процессы (уменьшение доли лиц с родным языком коми), по некоторым показателям коми язык не сдал свои позиции, а в иных случаях даже укрепил. Несмотря на невысокую оценку общественной значимости коми языка, готовность населения изучать коми язык в качестве обязательного выше, чем ожидалась. Заключение. Не думаем, что кто-то хочет, чтобы его коми язык исчез окончательно, для этого необходимо сохранять и преемственность, т.е. бабушкам и дедушкам передавать родной язык молодому поколению. На наш взгляд, уроки коми языка дают великолепную возможность не утратить язык, сохранить его в нашем селе. Знакомятся с традициями, бытом, традиционными видами деятельности. Приобщаясь к родной культуре, укрепляют связь со своим народом, расширяют кругозор. Спасибо за внимание!