Тенденции развития интернатного образования (общеобразовательного, коррекционного) для детей с особыми образовательными потребностями


Тенденции развития интернатного образования (общеобразовательного, коррекционного) для детей с особыми образовательными потребностями
Статья
Автор: Бырко Алла Викторовна, заместитель даректора по воспитательной работе директор КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»

История создания и возникновения школ-интернатов в Казахстане начинается в 1918г., с принятием "Декларации о единой трудовой школе" и "Положения о единой трудовой школе". Были провозглашены основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Тем самым было положено начало активной работе по преобразованию медресе, мектепов и русско-казахских школ в советские. 99% казахских школ тогда вообще не имели своих зданий, а единых учебных программ, учебников практически не было. Но уже в то время для казахских детей, детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1930 г. был продекларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Сеть интернатов стала активно расширяться и в 1934 г. в них обучалось уже более 24 тыс. учеников, т.к. в условиях кочевого образа жизни казахские дети не имели возможность получать образование. Рост количества школ-интернатов в СССР наблюдался после отчетного доклада Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС (1956 г.), назвавшего школы-интернаты «школами будущего». Было принято решение о строительстве и расширении школ-интернатов как для детей-сирот, так и для детей, чьи родители вели аморальный образ жизни, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда. Следует сказать, что в то время при единой административной системе народного образования игнорировался тип, профиль учреждения, контингент детей, особенности окружающей среды, творческие замыслы педагогов и руководителей. В центре педагогической деятельности стоит развивающаяся личность ребенка с природными задатками, склонностями, увлечениями, потребностями, особенностями жизненного опыта. Особое значение в деятельности школ-интернатов наряду с общеобразовательной подготовкой придается социальной деятельности, смысл которой состоит в воспитании гражданина, социально зрелого, осознающего свое общественное назначение, занимающего активную жизненную позицию.
В настоящее время проблемы, связанные с подготовкой, повышением квалификации педагогов интернатных организаций многогранны. Они вызваны реформированием системы образования Республики Казахстан, ориентацией общества на поддержку и раскрытие личности каждого ребенка, реализацией Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы.
Кардинальные перемены в политической, социально-экономической и культурной жизни глубоко отразились на положении детей. Продолжаются социальная дезадаптация детей, ранняя алкоголизация и наркотизация, увеличивается беспризорность, безнадзорность, "социальное сиротство», неуклонно растет число детей с психическими и физическими отклонениями, а также детей, ставших жертвами преступлений, эксплуатации, разного рода насилия и т.д. Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие, начинает отстаивать свое право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными, что приводит к побегам, девиантным и делинквентным формам поведения. Жизнь детей в кризисных, неблагополучных семьях приобретает настолько тяжелые формы, что приводит к риску для развития самого ребенка и социальному риску. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, что представляет значительные трудности для их социальной адаптации.
Сейчас в Республике сеть интернатных организаций широко развита (школы-интернаты общего и санаторного типа, для детей-сирот и для детей с девиантным поведением, для одаренных детей из сельской местности и детей из малообеспеченных и многодетных семей, с углубленным изучением естественно-гуманитарных, математических и военных дисциплин, пришкольные интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты) в них обучаются около 80 000 детей,
Представительство детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан совместно с Инициативой по демократии и правам человека в Европейской комиссии опубликовало следующие официальные данные по теме: «Право ребенка расти в семье». Всего детей, оставшихся без попечения родителей, - 51 294. В том числе определены в семью под опеку и попечительство 31 305 детей, определен по патронат 1 791 ребенок, определены в различные организации 18 198 детей. Это официально, реальные цифры в несколько раз больше. Одним из главных приоритетов государственной политики РК является улучшение качества жизни детей, защита их прав и интересов. В сравнении с 2001 годом число детских сиротских учреждений в стране возросло на 40 единиц, но и поток брошенных детей не уменьшается. Прежде всего основными причинами названы такие, как снижение роли семьи в нравственно- духовном формировании личности ребенка, снижение ответственности родителей за воспитание детей, материальные и жилищные трудности, особенно молодых семей, недостаточное взаимодействие школы, семьи и общества, слабая пропаганда ценности семьи и семейного воспитания, состояние здоровья детей и родителей, рост внебрачной рождаемости, увеличение числа разводов, рост числа семей, ведущих асоциальный образ жизни, интенсивные миграционные процессы.
К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей тенденцией в развитии и воспитании детей с особыми потребностями является коррекционное образование, предполагающем создание дополнительных специальных условий, помощи и поддержки, облегчающем обучение и воспитание.
В каждой из стран реализуются собственные коррекционно- развивающие модели, что свидетельствует о многовариативности создания оптимальных условий детям данной категории.
Однако существует ряд предпосылок успешной реализации коррекционного образования и воспитания в любой стране. К ним относятся:
-демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;
- финансовая обеспеченность образовательного и воспитательного процессов;
- наличие широкого перечня специальных услуг (медицинских, педагогических, психологических и др.) и особых условий жизнедеятельности детей с особыми потребностями;
- ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора воспитательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования общего и специального образования;
- готовность общества к взаимодействию с людьми с особыми потребностями.
Специфика специального (коррекционного) и, как правило, интернатного учреждения - его закрытость (как пространственная так и психологическая). В таких условиях возникает объективное противоречие между образом жизни, содержанием деятельности детей и их базовыми потребностями в любви, в признании индивидуальности, свободе личности и др. Бедность жизненного пространства приводит к формированию особого типа личности, во многом отличающейся от личности ребенка, воспитывающегося в семье. Отличительной чертой детей из детских домов является присущее им состояние социально-психологической отчужденности от культуры мира, других людей, самих себя. Эта детская отчужденность проявляется в ощущении брошенности, ненужности другим людям, особенно взрослым, чувстве одиночества, незащищенности, в непонимании и неприятии интеллектуальных и эмоциональных ценностей взрослых, в повышенной конфликтности, агрессивности, неумении продуктивно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на усилия педагогов, посвятивших себя этим детям, результат не всегда соответствует ожиданиям, затраченным силам и средствам. Существуют причины и средства, которые трудно устранить в данной системе общественного воспитания. Материнская и социальная депривация, дефицит общения со значимыми взрослыми, отсутствие отношения принятия и другие особенности воспитания приводят к нарушению, искажению взаимодействия ребенка с социальной средой. По данным психологических, социологических и др. научных исследований известно, что при выходе из стен образовательного учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому проблема приобщения ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, всегда была и остается одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. В процессе социализации развитие личности происходит по мере достижения человеком ряда целей, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе. В связи с этим выдвигаются следующие задачи коррекционного воспитания:
формирование у детей элементарных знаний о социальном окружении;
развитие личностно - и общественно значимых потребностей и мотивов в деятельности и поведении ребенка;
развитие и активизация позитивных установок и доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности;
формирование у детей навыков поведения в сложных ситуациях; подготовка детей к интеграции в обществе.
В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что государства признают права неполноценных детей на особую заботу. В статье 23 Конвенции говорится, что государства-участники признают, что «неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». То есть, всем детям с недостатками физического и умственного развития должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасности и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей. Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В последнее время в системе специального образования произошли определенные позитивные тенденции в этой сфере:
· благодаря Закону об образовании, лица с ограниченными возможностями здоровья получили право выбирать место обучения – в специальном коррекционно-образовательном учреждении или в образовательном учреждении общего назначения;
-в практической сфере образования общего назначения заметно появление разнообразных интеграционных форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-активизировалась деятельность общественных организаций, оказывающих помощь лицам с ограниченными возможностями и защищающих их права;
-система профессионального образования начинает создавать условия для получения образования лицам с ограниченными возможностями здоровья;
-высшая педагогическая школа значительно увеличила подготовку специальных психолого-педагогических кадров для обеспечения системы специального образования.
Однако существуют проблемы, тормозящие развитие системы специального образования, это:
-наиболее слабо развита система дошкольной коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая, не являясь обязательной, в отличие от школьной, соответственно не отвечает потребностям и стандартам качества система раннего выявления, ранней диагностики и ранней психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье;
-некоторые категории детей (глубоко умственно отсталые, дети с синдромом Дауна, дети с комплексными дефектами) продолжают считать не обучаемыми, не включая их в образовательное поле и нарушая тем самым права ребенка;
-интеграционный процесс протекает стихийно, в ряде случаев он неоправданно ускоряется (интеграция «вводится» административно-командным способом), без достаточной подготовленности образовательных учреждений общего назначения и их педагогического корпуса;
-практически во всех учреждениях специального образования существует острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования и в высшей педагогической школе;
-молодежь, обучавшаяся в системе специального образования, неконкурентноспособна на современном рынке труда, отсутствуют необходимые условия для получения ею доступного профессионального образования (на всех его уровнях).
Процесс обновления содержания специального образования ставит перед методической службой новые задачи, ее рост - одно из важнейших условий совершенствования учебно-воспитательного процесса в коррекционном образовательном учреждении. Специальная (коррекционная) школа не должна быть вне единого методического пространства, с одной стороны (следовательно, сегодня необходимо говорить о серьезном изменении задач, содержания, форм методической работы); с другой стороны - мы должны говорить о роли методиста - дефектолога, значит, все изменения в методической службе коррекционного образовательного учреждения должны прежде всего отражать специфику изменений, происходящих в данный момент в специальном образовании. Цели и задачи методической службы должны быть тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью всего организма школы. Прежде всего, главное ее назначение - корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного развития процесса обучения, его постоянного самосовершенствования.Поэтому, основными современными тенденциями в развитии специального образования, необходимо отнести:
- изменение и обновление его содержания;
- вариативность;
- гуманизацию;
- укрепление правовых основ;
- более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных /новых/ информационных технологий);
- системный подход к работе учителя коррекционного образовательного учреждения (образовательные технологии) и т.д. необходимо определить цели и задачи методической работы, т.к. определить их - значит определить желаемую результативность
Современный этап развития педагогики характеризуется повышением внимания к разнообразным проявлениям у воспитуемых коммуникации разного уровня и направленности, осуществляемой посредством не только вербального общения и художественной экспрессии, но и иных ее способов и форм творческого самовыражения. Также это касается форм и методов коррекционной (педагогической, психологической) деятельности, направленной на детей с ограниченными от рождения возможностями (детей-инвалидов). Для того, чтобы такой ребенок смог адаптироваться к жизни в обществе, и тем более, ко взрослой жизни (социализироваться), необходима не просто постоянная комплексная реабилитация, но реабилитация как предотвращение и как профилактика, включающая в себя целый ряд специально подобранных форм, средств и методов.
В связи с этим активизируются позитивные тенденции, направленные на:
- все более тесную интеграцию и взаимопроникновение средств и методов воспитания (в т.ч. психокоррекцию);
- использование психологами и деятелями образования при работе с особыми детьми арт-терапевтических , мультимодальных техник.
И здесь, с другой стороны, при внимательном анализе общемировой практики, нельзя не обозначить еще ряд иных тенденций, (которые следовало бы определять как негативные):
- изолированность, в самом широком смысле, подобных учреждений: начиная от архитектуры и планировки зданий, их пространственного расположения, и, заканчивая слабой информированностью большинства населения о подобных учреждениях, их функциях, целях, структуре работы, нуждах; сюда же относится и изолированность пациентов (как постоянных, стационарных, так и патронажных) воспитательных учреждений закрытого типа, изолированность только бытовая для тех из них, кто страдает глубокими органическими поражениями головного мозга, и социальная, эстетическая, интеллектуальная, коммуникативная и культурная для детей с иными ограниченными возможностями.Система специального образования, построенная на тенденциях изоляции, неизбежно ведет к поляризации оценочных критериев в отношении детей, формирует антигуманные настроения людей, калечит общественное сознание.
-существующая система специального образования, несмотря на многолетний опыт, не удовлетворяет в полной мере разнообразные потребности детей с теми или иными нарушениями развития, что является определяющим при оценке эффективности ее, так как для ребенка важно не место, а количество и качество оказываемых услуг. Сформированная система специального образования предполагает, что необходимые услуги могут предоставляться индивиду в процессе коррекционно-направленного обучения по единым учебным планам и программам, при этом забывается тот факт, что каждый ребенок сугубо индивидуален, прежде всего, и только затем он становится особенным Проблема заключается не в том, чтобы увеличивать количество специальных учреждений, но в расширении услуг, в полном удовлетворении особых потребностей Эмпирический опыт последнего времени показывает, что практическая реализация идей реформирования специального образования идет по наиболее простому пути, нередко повторяя старые ошибки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тенденции к гуманизации системы образования, стремление к отходу от устаревшей модели дифференцированной сети специальных учреждений к интегрированным моделям, являются позитивными тенденциями с одной стороны, и недостаточная разработанность организационно - педагогического инструментария трансформации системы специального образования, направленной на удовлетворение особых нужд детей с отклонениями в развитии, с другой стороны, указывает на существующие проблемы в данном вопросе и нуждается в устранении негативных тенденций изоляции в самом широком смысле этого слова.