Конспект урока по биологии 7 класс, школа 8 вида Тема: Соцветие, виды соцветий.


Класс___7_____
Дата проведения___________2015 г.
Тема урока: Виды соцветий.
Цели:
1. Познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое
значение в жизни растений.
2.  Развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие,
анализировать, обобщать и делать выводы.
3. Расширить кругозор учащихся, об соцветиях растений.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Оргмомент:
-Здравствуйте ребята, проверьте все ли готово к уроку на парте, присаживайтесь.
Повторение ранее изученного материала:
Парная работа по дидактической карточке: Строение цветка.
Подготока учащихся к активности и сознательности усвоения знаний:
Перед вами два растения (вывешиваются иллюстрации тюльпана и ландыша). Скажите, как они называются?
- Посмотрите внимательно на их цветки, скажите, чем они отличаются? (У тюльпана - одиночный цветок, а у ландыша цветки собраны в группы).
- Как вы думаете, почему у одних растений цветки одиночные, а у других собраны в группы? (Учащиеся высказывают предположения).
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).
- Сегодня на уроке вы узнаете, как называются цветы у ландыша и других подобных растений.
- Тема урока «Соцветия». Запишите в тетрадь дату, тему.
- В ходе урока мы ответим на проблемные вопросы (вывешиваются вопросы).
Прочитайте.
Что называется соцветием?
Какое значение имеют соцветия?
Какие бывают типы соцветий?
Изучение нового материала:
На одной цветоножке у разных растений бывает разное количество цветков. Так у мака, розы, на одной цветоножке только один цветок. У других растений- ландыша, одуванчика, клевера- на одной общей цветоножке несколько цветков. Они образуют соцветие. Как правило, в соцветии отдельные цветки собраны в определенном порядке. Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. . Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием.  Число цветков в соцветиях разных растений различаются.
Биологическая роль соцветий.
Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
Обеспечивают рассеивание пыльцы.   
По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.Итак, у каждого растения соцветие имеет свою форму. Ученые долго сравнивали все соцветия и выделили несколько групп. Давайте их рассмотрим.
- Внимательно посмотрите и послушайте и постарайтесь запомнить их названия.
- Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках или сидячие (Схема).
Кисть: характеризуются удлинённой главной осью и цветками на хорошо выраженных цветоножках более или менее одинаковой длины.  Такие соцветия у черемухи, ландыша (показ на слайдах).
Колос: цветки расположены друг за другом на общей оси, без цветоножек, сидячие.  Такие соцветия у подорожника, пшеницы (показ на слайдах).
Зонтик: цветоножки одинаковой длины выходят из вершины оси. Такие соцветия у вишни, укропа (показ на слайдах).
Корзинка: В корзинках мелкие сидячие цветки плотно располагаются на поверхности плоской или конусовидной оси соцветия . Такие соцветия у одуванчика, ромашка (показ на слайдах).
Головка: мелкие, сидячие цветки на круглой оси соцветия. Такие соцветия у   клевера, чеснока (показ на слайдах).
Щиток: цветки расположены поочередно один за другим на общей оси, но на одном горизонтальном уровне. Такие соцветия у боярышника, тысячелистника (показ на слайдах).
Початок:  соцветие, с толстой мясистой осью и общим кроющим листом.
Вывод. Итак, какие типы соцветий запомнили? (ответы детей).
ФизминуткаПервичное закрепление изученного материала:
Ребята, мы с вами изучили все вопросы урока, а сейчас проверим, как вы усвоили материал.
1. Фронтальная работа
- Какие же типы соцветий у этих растений, определите? (показ слайдов с изображением разных соцветий, дети называют соцветия, опираясь на схемы).
2. Лабораторная работа (работа в парах)
Определите виды соцветий, выполнив лабораторную работу, полученные результаты занесите в таблицу на карточке (Учащимся раздаются иллюстрации растений и схема простых соцветий ).
Выполнение детьми работы.
Давайте проверим, что у вас получилось (показ слайдов растений, определение соцветия).3. Игра «Третий лишний»
А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?
Пшеница, черемуха, ландыш.
Пшеница, рожь, черемуха
Клевер, морковь, укроп.
Морковь, подсолнечник, астра.
Итог урока:
Давайте ответим на вопросы урока.
- Что называется соцветием?
- Какое значение имеют соцветия?
- Какие бывают типы соцветий?
Рефлексия: Смайлики
Информация о домашнем задании: прочитать текст учебника на стр. 19-20, ответить на вопросы.
Выставление оценок.
Простые соцветия.


Кукуруза
Василек луговой
Примула лесная
Подорожник

Ландыш
Спирея
Клевер


Лабораторная работа по теме «Виды соцветий»
Рассмотрите картинки и заполните таблицу
Название растения Вид соцветия Рисунок соцветия
Например
Рогоз широколистный
Початок

Например, Рогоз широколистный

Дидактическая карточка: Строение цветка.
Рассмотрите рисунок строение цветка, дайте название всем частям цветка указанным под цифрами?
1
6
5
4
3
2

Какая часть цветка окрашена в разные цвета?