Конспект по математике на тему Связь между компонентами сложения и вычитания (1 класс)


Урок математики в 1 классе.
Тема: Связь между компонентами сложения и вычитания.
Цель: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «СВЯЗЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ», ЧТО СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
Оборудование: учебник, тетрадь с печатной основой, карточки с цифрами и примерами, картинки с героями сказки «Колобок», карточки с названием компонентов действий, мячик.
Ход урока.
Мотивоционно –целевой этап.
Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Сегодня у нас будет урок – сказка. Любите сказки? А знаете их?
- Итак, отправляемся в сказку «Колобок».
Жили – были дед и баба. Попросил дед испечь Колобок. А пока бабка муку собирает, с тестом возится, да Колобка печёт, давайте и мы делом займёмся: наведём порядок в числовом ряду.
Устный счёт.
Работа с числовым рядом:
Какие числа пропущены?
Назовите соседей чисел 3, 8, 5.
Назовите предыдущее число 2, 4, 9.
Назовите следующее число 2, 4, 9.
Прочитайте числа в прямой последовательности (по возрастающей).
Прочитайте числа в обратной последовательности (по убывающей).
- Испекла бабка Колобок, положила остывать на окошко. А Колобок лежал , лежал… С окошка на лавку, с лавки на травку, с травки на тропинку, да и в лес покатился. А чтобы он быстрее докатился, надо ему дорогу расчистить.
Решение числовых выражений. Приложение № 1.
- На какие 2 группы можно разделить выражения?
- Как можно прочитать эти выражения?
- Посмотрите внимательно на выражения 1 группы и сравните с выражениями 2 группы. Что вы заметили? Почему?
- Действия сложения и вычитания - взаимообратные.
Тема: Связь между компонентами сложения и вычитания.
Цель: Научиться устанавливать связь между компонентами действий сложения и вычитания.
Операционно – деятельностный этап.
- Катится, катится Колобок, а навстречу ему Зайчишка – трусишка. Ребята, надо спасать Колобка, выполнить Зайкино задание.
Работа по учебнику с 40 № 1 , 2.
- Катится, катится Колобок, а навстречу ему …. Волчок – серый бочок. Он тоже не отпустит Колобка просто так.
Физминутка «Колобок».
- И покатился наш Колобок дальше. А навстречу ему Мишка – косолапый. Давайте, ребята, спасать Колобка от медведя.
Составление и решение взаимообратных выражений у доски и в карточках.
Приложение № 2.
4+2=6 5+3=8
2+4=6 3+5=8
6-4=2 8-5=3
6-2=4 8-3=5
- Вот вроде и всё, можно и домой возвращаться. А кто там из кустов рыжий выглядывает? Лисичка – хитрая сестричка. От Лисы просто так не уйдёшь.
Работа с учебником с 41 № 4 (логическое задание с использованием связи между компонентами).
Самостоятельная работа по карточке (раскраска с примерами). Приложение № 3.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Оцените свою работу.
У кого всё получилось, раскрасьте Колобка жёлтым цветом, у кого были затруднения – оранжевым. Кому было очень сложно на уроке работать – красным цветом.
Динамическая пауза.
- Колобок, благодаря вам, ребята, вернулся к дедушке с бабушкой и жили они долго и счастливо. А вам я предлагаю поиграть.
Игра «Перестрелка» (решение выражений).
Ученик называет одноклассника и задаёт ему выражение для решения. Названный ребёнок решает выражение устно и говорит ответ. После этого называет следующего ученика.
Например:
Иван выбирает Олю и задаёт ей вопрос: 9-1=. Оля говорит ответ: 8 и вызывает следующего ребёнка.
Игру можно проводить с мячом или без него. Очень важно поддерживать быстрый темп игры.
«Перестрелку» можно использовать на устном счёте, при заучивании и закреплении материала.
Игра «Назови компонент».
Проводиться аналогично игре «Перестрелка». Задаётся название компонента и даются выражения, из которых и надо назвать заданный компонент.
Например:
- Назовите 1 слагаемое. 5+3=8, 1 слагаемое – 5.
Приложение № 1.
9-4 5+4
7-3 3+4
8-5 5+3
6-3 3+3
Приложение № 2.
4 + 2 = 5 + 3 = 2 + 4 = 3 + … = … - 4 = … - 5 = … - 2 = … - … = 4 + 2 = 5 + 3 = 2 + 4 = 3 + … = … - 4 = … - 5 = … - 2 = … - … = Приложение № 3.

Приложение № 4.






Приложение № 5.
СУММА
2+1=3
1 слагаемое значение
2 слагаемое суммы
___________________________________________
РАЗНОСТЬ
3-1=2
3 - уменьшаемое
1 - вычитаемое
2 – значение разности