Конспект урока по теме Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания

Тема: Класс Земноводные.
Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
ТЦУ
1. Образовательные:
Закрепить основные понятия по теме “Класс земноводные”;
Изучить особенности внешнего строения лягушки связанные со средой обитания.
2. Развивающие:
Формировать умения сравнивать на основе анализа и синтеза.
Развивать логическое мышление посредством решения проблемных задач.
Развивать познавательный интерес к предмету через реализацию предметных связей, этимологию терминов.

3. Воспитательные: Формировать экологическую, эстетическую и нравственную культуру.
Результаты обучения (с точки зрения компетентностного подхода).
Развитие уровня следующих компетенций:
Компетентность разрешения проблем:
Ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения.
Отбирать приемы, адекватные поставленной задаче (в данном случае различные приемы сравнения), четко следовать им.
Осуществлять рефлексию и самооценку своей деятельности и ее результатов
Информационная компетентность:
Принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Планировать и осуществлять познавательную деятельность для решения учебной задачи.
Самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать
Обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства),
Коммуникативная компетентность:
Выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета.

 Тип урока: изучение нового материала.
ФОПД:
Фронтальная.
Парная 3. Индивидуальная
Методы: (по характеру деятельности учащихся)
1. Объяснительно-иллюстративные;
2. Проблемно-сообщающие;
3. Частично-поисковые.
I Введение.
На предыдущих уроках вы изучили таких животных как рыбы, чтобы перейти к новой теме я предлагаю выполнить следующее задание.

Флипчарт №1
Задание : на доске перечислены особенности рыб и неизвестного животного. Выделите только те, которые характерны для представителей класса Рыб.
Кожа покрыта чешуей; глаза имеют веки; 3-х камерное сердце; тело состоит из подвижной головы, туловища и конечностей; кожа голая, всегда влажная; есть грудные и брюшные плавники; среда обитания - вода, суша; дышат жабрами; есть боковая линия; органы дыхания – кожа, легкие; 2 круга кровообращения; имеется среднее ухо; среда обитания вода; 1 круг кровообращения; орган слуха – внутреннее ухо; 2-х камерное сердце.


?

Кожа покрыта чешуей
глаза имеют веки

есть грудные и брюшные плавники
3-х камерное сердце

дышат жабрами
тело состоит из подвижной головы, туловища и конечностей

есть боковая линия
кожа голая, всегда влажная

среда обитания - вода
среда обитания - вода, суша

1 круг кровообращения
органы дыхания – кожа, легкие

орган слуха – внутреннее ухо.

2 круга кровообращения

2-х камерное сердце
имеется среднее и внутреннее ухо


По признакам во втором столбце нетрудно догадаться, о каком животном идет речь.
Земноводные
II Активизация познавательной деятельности.


Флипчарт №2
Видеофрагмент с голосом лягушки.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Какие ассоциации возникают у вас когда вы слышите и видите этих животных?
Как правило, такие ассоциации касаются признаков, которыми обладают земноводные.
А хотели бы вы узнать, за что природа наградила этих животных такими признаками?
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращение, как земноводные. Это переходная форма от водных животных к типично-наземным, они освоили новую среду обитания – сушу. И это не могло не сказаться на их внешнем и внутреннем строении.
Флипчарт №3
Тема: Класс Земноводные
Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
Цель нашего урока – изучить особенности внешнего строения земноводных, которые являются приспособительными к жизни в воде и на суше.
Первая особенность этих животных заключается уже в названии класса. Попробуйте дать определение этому понятию.

Флипчарт №4
Земноводные - слово русское , происходит от названия среды обитания этих животных.
И второе название этих животных «Амфибии».
«Амфибии» - греческое слово переводится как «двоякоживушие», впервые было предложено К. Линнеем в 18 веке.
III Изучение нового материала.

1. Среда обитания, размножение и развитие.

Лягушки населяют почти всю территорию нашей земли. Однако их нет за Полярным кругом, в высокогорьях и жарких пустынях.

Вопрос Чем это можно объяснить?

Ответ: постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности окружающей среды. При понижении температуры окружающей среды они впадают в оцепенение. (Следовательно: распространение лягушек ограничивает сухость воздуха и температура внешней среды.)
Амфибии сумели освоить сушу и все же не порвали связь с водой.

Вопрос. Какую роль играет вода в жизни этих животных?

Ответ. В воде они размножаются, питаются, прячутся в минуту опасности. А почему размножение их возможно только в воде вы узнаете, просмотрев видеоролик и интерактивную модель размножение и развитие земноводных



Флипчарт №5
Задание: работая по картинке, сравните взрослую лягушку с головастиком и заполните таблицу.



















Признаки
Лягушка
Головастик

Место обитания
Вода, суша
Вода

Способ передвижения
Конечности
Хвост

Части тела
Голова, туловище, конечности
Голова, хвост

Органы дыхания
Легкие
Жабры

Строение сердца
3-х камерное
2-х камерное

Кровообращение
2 круга кровообращения
1 круг кровообращения

Боковая линия
Нет
Есть

Хорда
Нет
Есть


Проанализировав данные таблицы сделайте вывод. ( о родстве земноводных с современными рыбами)
2. Особенности внешнего строения связанные со средой обитания

Прочитайте в учебнике статью «Внешнее строение Земноводных» S 45 (стр. 121-122) и выполните следующее задание.
Флипчарт №6
Задание: а) вставьте в текст пропущенные слова;

Лягушка имеет _____________________________ форму тела. Тело состоит из подвижно сочлененной ______________, _____________________, __________________________. Передняя конечность состоит из ___________________, ____________________,_______________. Задняя конечность из _________________,____________________,____________. Пальцы на задних конечностях имеют ___________________________________. Кожа лягушки ____________________ и ___________________, принимает участи в процессе ___________________. На голове имеются ___________ - это органы дыхания и обоняния, пара ________________________глаз - органы зрения и ________________________ ________________ведущая в среднее ухо. Размножение и развитие происходит в ____________.

Флипчарт №7
б) обозначьте части тела на рисунке;








Флипчарт №8
в) изучив особенности внешнего строения, отметьте признаки приспособленности к жизни


1 вариант в воде 2 вариант на суше.



Приспособления к водному существованию
Приспособления к наземному существованию.

Обтекаемая форма тела
Перепонки между пальцами задних конечностей.
Кожа всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделения кожных желез.
Глаза выпучены, ноздри на верхней стороне головы (при погружении в воду остаются снаружи).
Конечности – передние и задние, снабженные пальцами. Задние ноги длиннее передних.
Кожа голая. Служит не только покровом тела, но и органом дыхания.
Тело состоит из подвижной головы, туловища, конечностей.
Глаза выпучены. Имеются веки: верхние – кожистые, нижние – прозрачные.
Ноздри – орган обоняния и дыхания. Дышит атмосферным воздухом.
По бокам головы – барабанные перепонки. Появляется среднее ухо.



Вывод: Таким образом, земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.


IV Закрепление пройденного материала.
Флипчарт №8
Задание: в левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом – в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.
Задняя конечность удлиненна и представляет собой сложный рычаг.
Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.
Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.
Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.
Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.
Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.
Возможность быстрых и дальних прыжков.
Средство защиты от хищников.

Добывание подвижных насекомых.








VI. Домашнее задание.
Флипчарт №9
1. Работа с текстом учебника, конспектом
2. Творческие и поисковые задания.
1 группа. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?
2 группа. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие в их защиту.
3 группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.
VII. Подведение итогов и выставление оценок. Рефлексия.


























Тема урока: Класс Земноводные.
Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.






13 EMBED Photoshop.Image.7 \s 1415

13 EMBED Photoshop.Image.7 \s 1415



Root Entry