Физическая игра в 9 классе. Повторение раздела Кинематика


МБОУ «Апраксинская СОШ»






ФИЗИЧЕСКАЯ ИГРА
В 9 КЛАССЕ







Повторение раздела «Кинематика»






Ученикам раздаются листы, на которых нарисована карта Острова Сокровищ, и листы с заданиями-описаниями в виде задач, правильные решения которых позволяют определить координаты точек, в которых «зарыты клады». Это своеобразная самостоятельная работа по решению задач, но в форме игры. Она составлена в двух вариантах, «путешествие» начинается в одной и той же точке, но заканчивается в разных. Ученики должны определить координаты клада и сообщить их учителю.






































1 вариант


Вы находитесь в точке А на материке, вдали виден Остров Сокровищ. Вам нужно по описаниям пирата, спрятавшего клад, попасть на остров и найти этот клад, т.е. сообщить учителю координаты соответствующей точки.
Моряк, спрятавший клад, так описал свой путь:
«1. Мой парусник стоял у берега в точке А. Я ждал западного ветра, так как знал, что остров омывается теплым течением, идущим строго с юга на север. Скорость течения vт.=3 м/с. Как только подул западный ветер с постоянной скоростью vв.=4 м/с, я отправился в путь, двигаясь относительно воды со скоростью ветра. Сколько плыл, не помню, но на остров высадился».


Построением определите точку на карте, куда попал моряк. Рассчитайте, с какой скоростью он плыл.

«2. Высадившись на остров, я оставил парусник и пошел точно на восток со скоростью, в 10 раз меньшей, чем скорость парусника. Пройдя ровно час, я понял, что иду слишком медленно, поэтому стал двигаться равноускоренно, увеличивая свою скорость на 0,001 м/с за каждую секунду в течение 10 минут. Затем остановился на отдых».


С какой средней скоростью моряк двигался от парусника до точки отдыха? Какой путь он прошел за это время? Построением найдите точку отдыха.

«3. Отдыхал я немного, около часа. Затем мой путь лег на север. Я подсчитал, какую среднюю скорость я имел в пути от парусника до точки отдыха. Придерживаясь этой средней скорости (округлив ее величину до десятых долей), я шел еще 2 часа. Затем остановился и зарыл клад».


Принимая точку отдыха за начало координат, направление к паруснику от точки отдыха (горизонтально) за ось абсцисс ОХ, а направление на север за ось ординат ОY, определите координаты клада.

Решение.
1. На карте острова (рис. 1) строим прямоугольный треугольник, стороны которого являются векторами скорости vт. и vв.. Из этого треугольника по теореме Пифагора определяем результирующую скорость. Это и есть средняя скорость парусника vп.. Вектор скорости определяет не только величину, но и направление движения. Продолжив это направление, получим точку на берегу острова, куда приплыл парусник.




Рис. 1


2. Вычислим скорость равномерного движения от места остановки парусника до точки изменения скорости движения:
v1=18 км/ч:10=1,8 км/ч=0,5 м/с.
Так как моряк шел ровно 1 час, то s1=1,8 км.
Далее моряк двигался равноускоренно и увеличивал свою скорость за каждую секунду на 0,001 м/с. Следовательно, а=0,001 м/с2.
Путь при равноускоренном движении:
S2= v1t + at2/2 = 0,5 м/с*600с + 0,001 м/с2*6002с2/2=480 м.
Весь путь, пройденный моряком пешком:
s1;2= s1+s2=1800 м+480 м=2280 м.
Средняя скорость на этом участке движения:
Vср.= s1;2/t=2280 м/(3600с+600с)=0,5 м/с
3. Определим путь от места отдыха до точки, где зарыт клад:
s3=0,5*3600*2м=3600м=3,6 км.
Координаты клада: 0; 3,6 км.



























2 вариант


Вы находитесь в точке А на материке, вдали виден Остров Сокровищ. Вам нужно по описанию пирата, спрятавшего клад, попасть на остров и найти этот клад, т.е. сообщить учителю координаты соответствующей точки.
Зарывший клад моряк так описал свой путь:
«1. Мой парусник стоял у берега в точке А. Я ждал юго-западного ветра. Как только он подул, я отправился в путь. В пути я все время следил по компасу, чтобы парусник плыл в нужном направлении – точно по ветру. Ветер крепчал, скорость парусника на всем пути увеличивалась за каждую секунду на 0,1 м/с.


Зная масштаб карты, определите, за какое время парусник доплыл до острова. Рассчитать с какой средней скоростью он плыл.


2. Высадившись на берег, я оставил парусник и пошел на восток. Первую половину пути я шел со скоростью, равной 1/6 средней скорости парусника, а вторую – со скоростью, равной 1/9 средней скорости парусника. Мой путь в этом направлении продолжался ровно 1 час. затем я остановился на отдых.


Определите среднюю скорость движения.


3. Отдыхал я немного, затем мой путь лег на север. Придерживаясь средней скорости, с которой я шел от парусника до точки отдыха, я прошел еще полчаса. Затем остановился и зарыл клад.


Определите путь, пройденный моряком после отдыха. Принимая точку отдыха за начало координат, направление к паруснику от точки отдыха (горизонтально) за ось абсцисс ОХ, направление перемещения от точки отдыха до клада за ось ординат ОY, определите координаты клада.


Решение.

1. Используя линейку с миллиметровыми делениями, определяем расстояние от точки А до острова, учитывая направление движения. Получаем точку В на берегу, находящуюся на расстоянии
2 км от точки А (рис.2). Так как движение парусника равноускоренное и а=0,1м/с2, то путь парусника
sп=at2/2,
а время его движения



200 с





Рис. 1

Средняя скорость парусника:
vср.п.=2000м/200с=10м/с=36 км/ч
2. Так как 1/6 vср.п.= v1=6 км/ч, а 1/9 vср.п.= v2=4 км/ч, то средняя скорость движения на пути s1;2 от точки В до точки отдыха равна:


3. Так как средняя скорость движения от парусника до места отдыха vср.=4,8 км/ч, то пройденный путь равен:
S3= vср* t3=4,8 км/ч*0,5 ч=2,4 км=2400 м.

Координаты клада: 0; 2400 м.

ОСТРОВ СОКРОВИЩ15