Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Комплексная работа с текстом при повторении темы «Деепричастие»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №2 имени Баки Урманче Нижнекамского района города НижнекамскаУрок русского языка в 7 классеКомплексная работа с текстом при повторении темы ДеепричастиеПодготовила учитель русского языка и литературы высшейквалификационной категорииНабиева Светлана Ирековна город Нижнекамск 2015 год




Цель урока: развитие предметных умений и творческих способностей учеников при обобщении темы «Деепричастие».Задачи урока:  повторить изученные орфограммы и пунктограммы; обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте;.
 выработка практического умения находить и выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; развитие эстетического вкуса у детей, доброжелательных отношений друг к другу; воспитывать любовь к урокам русского языка, к искусству и художественному слову; проверить умение использовать указанные конструкции в связной речи
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,Летит кибитка удалая;Ямщик сидит на облучкеВ тулупе, в красном кушаке.Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив;
Этимологическая справка.Дро′вни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.Киби′тка – крытый экипаж, повозка.Сала′зки – маленькие деревянные ручные санки Са′ни – зимняя повозка на полозьях.По′лоз – гладкая, скользящая, загнутая спереди пластина или брус.
Кушак – пояс, обычно широкий матерчатыйОблучо′к – толстая, деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозкиЯмщик – возница на ямских лошадях (тот, кто правит лошадьми);Дворовый мальчик (дво′рня) - домашняя прислуга в помещичьем доме (только при крепостном праве)
Дровни- это сани без короба или кузова, для возки дров, леса и тяжестей. Потому и называются дровнями, что на них возят дрова. Низкие, широкие, без стенок- бортов, чтобы было удобно наливать дрова или другой груз.
Кибитка- телега (для лета) и сани (для зимы) с верхом, покрытая повозка. Произошло это слово от родственного старинного слова кибить, означавшего дугу-выгнутое на пару дерево для изготовления лука: на кибить натягивали тетиву.
У кибитки и крыша полукруглая, на дугах. Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.
Ямские (ямщик!) – раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, почтальонам меняли лошадей.
Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком, а летом ямщик был одет в красную рубаху.
Карточка №1.1. Разберите по составу:лошадка, торжествуя, обновляет, пушистые (указать части речи);2. Вставьте пропущенные буквы: останови..ся в лесу, лес..ница, причас..ный оборот, стр..лы, ул..тевший в небо, ноч..ной.
style.rotation Карточка №2.1. Сделать фонетический разбор слова почуя.2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:(не)здорови..ся, одеват..ся, ореш..к, урага(н-нн)ый ветер, маши(н-нн)ый, песча(н-нн)ый, выть (по)волчьи.
Работа в парах.1 пара – найти орфограммы в тексте и объяснить их;2 пара – подобрать к выписанным глаголам добавочные действия, обозначить суффиксы и вид деепричастий;3 пара – морфологический разбор любых двух деепричастий;
4 пара – найти деепричастные обороты, указать границы и определяемые слова;5 пара – полный синтаксический разбор последнего предложения, составить схему, дать характеристику;
Зи̲ма!.. Кре̲стьянин, то̲ржест̲в̲уя,На дровнях о̲бно̲вляе̲т путь;Его ло̲шад̲ка, снег̲ по̲чуя,Пле̲тёт̲с̲я рысью как-̲нибудь;Браз̲ды пуши̲стые вз̲рывая,Ле̲тит ки̲бит̲ка удалая; Ямщик си̲ди̲т на о̲блуч̲к̲е В тулупе̲, в красно̲м кушаке. Вот бегае̲т дво̲ровый мальчик,В са̲лаз̲ки жуч̲к̲у по̲са̲див Се̲бя в ко̲ня пре̲о̲бразив , ;1 пара Проверка работы в парах.

2 пара Плестись - почуя̲, несов.в. Лететь - взрывая̲, несов.в. Бегать - посадив̲, сов.в., преобразив̲, сов.в. Обновляет - торжествуя̲, нес.в. .
3 пара 1. Посадив (бегает) - что сделав? , деепричастие –особая форма глагола, образовано от глагола посадить, обозначает добавочное действие.2.Морфологические признаки.Постоянные: сов.в.Непостоянные: нет.3.Синт.роль – обстоятельство образа действия


4 пара Зи̲ма!.. Крестьянин,|торжествуя,|(одиноч. деепр.)На дровнях обновляет путь;Его лошадка,| снег почуя,| (ДО)Плетётся рысью как-нибудь;|Бразды пушистые взрывая|, (ДО)Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке.Вот бегает дворовый мальчик,|В салазки жучку посадив|, (ДО)|Себя в коня преобразив|; (ДО)
5 параВот (мест.нареч.) бегает(глагол) дворовый(прил.) мальчик(сущ.),В салазки жучку посадив, (ДО) Себя в коня преобразив (ДО).(повеств., невоскл., простое, распр., двусост., осложнено ДО)
Список использованной литературы.1.А.С.Пушкин. Сочинения в трёх томах.- М.: Художественная литература, 1986г.2. Последний год жизни Пушкина.- М.: «Правда», 19903. Анненков П.В. А.С. Пушкин Материалы для биографии и оценки произведений.- М., 1985
Использованные материалы и Интернет – ресурсы.1. Зима на полотнах художников ( www.liveinternet.ru);2. Иннокентий Смоктуновский читает роман в стихах «Евгений Онегин», глава пятая (www.art-sluza.info>2011/10/13/onegin);3.Репродукция картины О.А. bКипренского «Портрет А.С. Пушкина»;4.Репродукции картин А. Саврасова «Зимний пейзаж». В. Воробьёва «Зимняя сказка». (www.art-sluza.info)