Конспект урока русского языка в 7 классе «Комплексная работа с текстом при повторении темы «Деепричастие»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» имени Баки Урманче
Нижнекамского района города Нижнекамск

Конспект урока русского языка в 7 классе
«Комплексная работа с текстом при повторении темы «Деепричастие»


Подготовила
Набиева Светлана Ирековна,
учитель русского языка и
литературы


город Нижнекамск
2015 г.
Методическое сопровождение
Конспект урока и презентация к нему предназначены для учителей, работающих в 7 классах. Цель - систематизация и обобщение знаний по теме «Деепричастие»
Комплексная работа с текстом направлена на выработку практического умения находить и выделять знаками препинания деепричастия и деепричастные обороты, а также учить использовать указанные конструкции в связной речи. В разработке презентации использованы репродукции картин русских художников и Интернет-ресурсы.
Цель урока: развитие предметных умений и творческих способностей учеников при обобщении темы «Деепричастие».
Задачи урока: (Слайд 2-3)
повторить изученные орфограммы и пунктограммы;
обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте;
выработка практического умения находить и выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
развитие эстетического вкуса у детей, доброжелательных отношений друг к другу;
воспитывать любовь к урокам русского языка, к искусству и художественному слову;
проверить умение использовать указанные конструкции в связной речи.
Оборудование:
раздаточный материал, распечатанные листы с отрывком из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (глава пятая), репродукция картины О.А. Кипренского «Портрет А.С. Пушкина», толковые словари, репродукции картин известных художников о зиме (А. Саврасов «Зимний пейзаж», В. Воробьёв «Зимняя сказка»), иллюстрации с изображением кибитки, дровен, интерактивная доска.


Ход урока
1.Организационный момент
2. Вступительная беседа Актуализация знаний учащихся
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать в парах над одним связанным текстом. Мы подошли к заключительному этапу нашей работы по одной из наиболее трудных тем в русском языке «Деепричастие».
3. Постановка учебной задачи
Нам предстоит обобщить, систематизировать свои знания, подвести итоги нашей работы, показать свои знания и умения в конкретной работе с текстом. (Записывается тема урока)
У всех на партах есть текст с уже известными для каждого строками из бессмертного произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Послушаем эти строки в исполнении Иннокентия Смоктуновского (слушается отрывок из произведения - А.С. Пушкин «Евгений Онегин», глава 5-я): (Слайд 4-5)
Зи̲ма!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Природа – источник вдохновения для поэтов, художников, музыкантов.
Перед нами репродукции картин известных художников о зиме. (На экране ребята видят репродукции картин А. Саврасова «Зимний пейзаж», «Зима», К. Коровина «Русская зима», В. Воробьёва «Зимняя сказка», Г. Аванесова «Хрустальный ручей» и др.)
Какой предстаёт перед нами зима на полотнах художников? Поделитесь чувствами. (Словесное рисование картин)
(Ответы учащихся: снежная, морозная, суровая, удивительная в своей величавой красоте, волшебная, сказочная, чародейка) А теперь закройте глаза, мысленно нарисуйте в своём воображении картину зимы, которая предстаёт перед вами после прослушивания бессмертных строк А.С. Пушкина.
Почему крестьянин торжествует? (крестьянин рад зиме, морозу, чудесному дню)
Почему лошадка, а не лошадь? (автор с любовью называет её лошадкой, он понимает как ей тяжело, трудно)
Почему лошадка плетётся, а кибитка летит? (лошадка и крестьянин никуда не торопятся, а кибитка мчится, летит, потому что нужно быстрее довезти пассажира или почту)
Почему бразды – пушистые? (снег новый, только что выпал, рыхлый, пушистый)
Словарная работа (работа со словарями)
А теперь мы с вами проведём интереснейшую работу над словами.
Вопросы:
Назовите слова, обозначающие средства передвижения
(дровни, кибитка, салазки, сани);
А что же эти слова обозначают? Взгляните, пожалуйста, на экран. (Слайд 6)
Дро′вни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.
Киби′тка – крытый экипаж, повозка.
Сала′зки – маленькие деревянные ручные санки.
Са′ни – зимняя повозка на полозьях.
По′лоз – гладкая, скользящая, загнутая спереди пластина или брус.
Почему кибитка летит, а не плетётся кое-как?
На экране - этимологическая справка. (Слайд 6-12)
Ямские (ямщик!) – раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и почтальонам меняли лошадей. Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху. Лошади возили почту, грузы, пассажиров: чем больше перевезёт ямщик, тем больше получит денег, так что ему плестись нельзя.
Назовите глаголы движения (это глаголы синонимы). Запишем их в порядке возрастания (плестись, бегать, лететь), определите лексическое значение данных слов;
Ещё какие слова с непонятным лексическим значением остались?
(ямщик, облучок, кушак, дворовый мальчик)
Кушак – пояс, обычно широкий матерчатый;
Облучо′к – толстая, деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки;
Ямщик – возница на ямских лошадях (тот, кто правит лошадьми);
Дворовый мальчик (дво′рня) - домашняя прислуга в помещичьем доме (только при крепостном праве).
Работа в парах.
Попрошу за первую парту двух учеников, они будут работать индивидуально по карточкам (по карточкам работают наиболее слабые ученики).
Карточка №1 (Слайд 13)
Разберите по составу:
лошадка, торжествуя, обновляет, пушистые (указать части речи);
Вставьте пропущенные буквы:
останови..ся в лесу, лес..ница, причас..ный оборот, стр..лы, ул..тевший в небо, ноч..ной.
Карточка №2 (Слайд 14)
Сделать фонетический разбор слова почуя.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
(не)здорови..ся, одеват..ся, ореш..к, урага(н-нн)ый ветер, маши(н-нн)ый, песча(н-нн)ый, выть (по)волчьи.
Задание парам: (Слайд 15-16)
1 пара – найти орфограммы в тексте и объяснить их;
2 пара – подобрать к выписанным глаголам добавочные действия, обозначить суффиксы и вид деепричастий;
3 пара – морфологический разбор любых двух деепричастий;
4 пара – найти деепричастные обороты, указать границы и определяемые слова;
5 пара – полный синтаксический разбор последнего предложения, составить схему, дать характеристику;
Даётся 5-7 минут. В это время проверяются индивидуальные задания на карточках.
Проверка пар (Слайд17-21)
1 пара – называет и объясняет орфограммы, класс на выбор записывает несколько слов Зи̲ма!.. Кре̲стьянин, то̲ржест̲в̲уя,
На дровнях о̲бно̲вляе̲т путь;
Его ло̲шад̲ка, снег̲ по̲чуя,
Пле̲тёт̲с̲я рысью как-̲нибудь;
Браз̲ды пуши̲стые вз̲рывая,
Ле̲тит ки̲бит̲ка удалая;
Ямщик си̲ди̲т на о̲блуч̲к̲е В тулупе̲, в красно̲м кушаке.
Вот бегае̲т дво̲ровый мальчик,
В са̲лаз̲ки жуч̲к̲у по̲са̲див,
Се̲бя в ко̲ня пре̲о̲бразив;
2 пара
Плестись - почуя̲, несов.в.
Лететь - взрывая̲, несов.в.
Бегать - посадив̲, сов.в., преобразив̲, сов.в.
Обновляет - торжествуя̲, нес.в.
3 пара - один ученик отвечает устно, другой – письменно у доски. Класс записывает и разбирает в тетрадь одно деепричастие.
Посадив (бегает) - что сделав?, деепричастие - особая форма глагола, образовано от глагола посадить, обозначает добавочное действие.
Морфологические признаки.
Постоянные: совершенный вид
Непостоянные: нет
Синтаксическая роль – обстоятельство образа действия.
4 пара
Зи̲ма!.. Крестьянин, |торжествуя|,(одиноч. деепр.)
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, |снег почуя|, (ДО)
Плетётся рысью как-нибудь;
|Бразды пушистые взрывая|, (ДО)
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
|В салазки жучку посадив|, (ДО)
|Себя в коня преобразив|; (ДО)
5 пара
Вот (мест.нареч.) бегает(глагол) дворовый(прил.) мальчик(сущ.),
В салазки жучку посадив, (ДО)
Себя в коня преобразив (ДО).
(повеств., невоскл., простое, распр., двусост., осл. ДО) Обобщение темы.
Таким образом, мы провели комплексную работу над текстом. В целом, если так можно выразиться, мы расчленили, разделили текст. Мы посмотрели на этот текст с лексической и грамматической точки зрения. Вы справились, молодцы.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: для чего же в художественном произведении нужны деепричастия?
На данном примере мы ещё раз убеждаемся в том, что употребление деепричастий вносит в текст красоту, выразительность, динамику.
Употребление деепричастий делает нашу речь более чёткой, ясной, лаконичной и конкретной, красивой и живой.
Пушкинские строки – неиссякаемый источник. Мы с вами сделали лишь шаг к познанию.
Список использованной литературы.
А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. - Москва: Художественная литература, 1986г.
Последний год жизни Пушкина.- Москва: Правда, 1990.
Анненков П.В. А.С. Пушкин. Материалы для биографии и оценки произведений.- Москва, 1985.
Использованные материалы и Интернет – ресурсы.
1. Зима на полотнах художников ( www.liveinternet.ru);
2. Иннокентий Смоктуновский читает роман в стихах «Евгений Онегин», глава пятая
(www.art-sluza.info>2011/10/13/onegin);
3.Репродукция картины О.А. Кипренского «Портрет А.С. Пушкина»;
4.Репродукции картин А. Саврасова «Зимний пейзаж», В. Воробьёва «Зимняя сказка».