«Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»


«Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»
Цель: расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми в детском саду; 2. Рассмотреть методы и приемы работы с агрессивными дошкольниками в условиях ДОУ; 3. Проиграть с педагогами упражнения, направленные на позитивные способы выражения гнева, коррекцию и профилактику агрессивных тенденций дошкольников.

"Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале! Хочу начать наш мастер-класс со слов Эриха Фромма:
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли».
Сегодня мы с вами рассмотрим психологический портрет агрессивного ребенка, методы и приемы в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников, а во второй части нашего семинара мы освоим игры и упражнения.
Все мы с вами помним фильм Ролана Быкова «Чучело».
- Вспомните, чем была вызвана агрессия со стороны детей к девочке Лене? (она взяла вину другого ученика на себя, её считают предателем)
- Как объясняет автор фильма поведение каждого подростка? (у одной девочки были проблемы с матерью - та ей постоянно лгала; кто-то из ребят хотел таким образом самоутвердиться; у кого-то из детей были проблемы в семье между родителями)
- Какие формы приобретает в фильме агрессия детей? (избиение, угрозы, запугивание, оскорбления)
- Откуда же дети «приобрели» такой опыт общения?
Получается, что в агрессивном поведении детей виноваты мы - взрослые. Давайте попробуем найти причины детской агрессивности. Агрессивное поведение станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии.

Агрессивность – нарушение поведения ребенка, она не является симптомом психического заболевания.
Говоря о психологическом портрете агрессивного ребенка, можно выделить следующее. Агрессивный ребенок нападает на других детей, обзывает, бьет их, отбирает, ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения, он очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такой ребенок часто подозрителен и насторожен, любит сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, они имеют низкий уровень эмпатии (умение сопереживать другому человеку). Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.
Причины появления агрессии разнообразны: 1)ребенку не хватает родительской любви (агрессивный ребенок чувствует, что он недолюблен!); 2)если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности; 3)если требования родителей несогласованны – у ребенка нет четких норм поведения; 4)пренебрежительное и попустительское отношение к ребенку; 5)слабость родителей (например, беспомощная мать и уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка. Часто агрессивные дети у неуверенных родителей; 6)родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения, например, лишняя У-хромосома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола обязательно будут способствовать агрессивности. 7)влияют на поведение и различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 мес. Специалистами выделен "синдром трудного темперамента". Ребенок выражает свой гнев либо прямо, либо в косвенной форме.
Наша задача, задача педагога: задержать отрицательную эмоцию до момента ее поступления, не давая возможности ей развиться.
Позитивные способы выражения гнева:  1)высказать словесно свои чувства, эмоции, используя «Я - высказывание» (детей нужно учить этому, не обвинять другого!!!!) 2)использовать вежливость при общении, развивать культуру эмоциональной сферы 3)стремление найти конструктивное решение (есть дети в группе пассивно-агрессивные!) 4)чтение и обсуждение литературы, сочинение собственных сказок (и обязательно поощрять выражение ребенком своих чувств словами!) Коррекционные методы и приемы работы педагогов с агрессивными детьми: беседа; социометрия; психологические игры для снижения агрессии у детей: «Клубочек»; «Дружба начинается с улыбки», «Выбиваем пыль» (использовать игрушку, которую можно поломать, использовать подушку, которую можно побить), «Уходи злость, уходи!», «Воробушки и Ворона», «Два барана», рвать бумагу;
рисунок как самовыражение ребенка («Я в детском саду», «Я дома», «Моя семья», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Кем я хочу стать», «Что было бы со мной самое плохое и хорошее»); сказкотерапия; релаксация, или мышечное расслабление; сжимать в руке игрушку и рассматривать отпечаток(например, от киндер-сюрприза); использовать "стаканчики для криков". Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения заключается в следующем: 1.Необходимо доносить информацию до родителей. 2.Нужно обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. 3.Необходимо обучать высказываться ребенка о своем гневе. 4.Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (через упражнения, психологические игры, тренинговые занятия) 5.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (большая роль родителей в обговоре этих ситуаций!!!) 6.Формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям. Уровень агрессивности и аутоагрессии среди детей растет, необходимо работать с этими качествами личности как можно раньше, систематично, совместно с родителями и педагогами.
Как помочь агрессивному ребенку? Пример игры
Думаю, что в  каждой группе  детского сада  (или  почти в  каждой) есть хоть один ребенок, который проявляет агрессивность. Агрессивность мешает  не  только окружающим, но и самому  ребенку, но справиться самостоятельно с ней  маленький человечек  просто не  может.
Что делать? Как  помочь? Безусловно, необходима работа в разных направлениях: и с  родителями, и с  самим ребенком. Я  расскажу, как можно поработать с  ребенком. Даже  дома  родители  могут проводить такую работу. Потребуются: карандаши, фломастеры и  другие  изо материалы, картон.
· Сперва,  нужно обвести ручки ребенка тем  карандашом, который нравится  ему. Важно:  всегда  спрашивать мнение ребенка: "Какой  цвет берем?". Такой  прием позволяет показать значимость ребенка для  взрослого несмотря  ни на  что, повысить его самооценку.
Затем полюбоваться  ручками.
-Смотри, какие  у  тебя  ручки! Просто  прелесть!  Такие  красивые, сильные!
-А  давай  их оживим! Нарисуй глазки, ротик...
-Думаю, что твои ручки умеют столько  всего доброго делать! Правда?
-А  давай напишем эти добрые  дела!
Взрослый  еще раз восхищенно читает все  то, что умеют делать ручки.
- Думаю, что такие  ручки достойны  стать украшением. А  давай сделаем  рамку  для твоей  работы,   дома  можно  повесить  эту  картину и  любоваться. Такой  прием (рисование  полосочек  на  достаточно  большой  поверхности) развивает произвольность (умение  регулировать свое  поведение) ребенка. Это поможет ребёнку  справляться  со своим агрессивным поведением, поможет научиться  контролировать себя. Цвет  линий ребенок  вновь выбирает сам.  
Посмотрите, сколько доброго ребенок  смог рассказать о себе! Первое, что он назвал: Хорошо себя вести. Видимо, это и есть одно заветных желаний ребенка...А  это последний  штрих:  наклеивание  ручек  на  картон. Получился  шедевр! 
Есть много способов, мне хочется  поделиться с вами терапевтическими сказками  для  агрессивных детей.

«Могучий дуб и маленький  кабанчик»
Сказка для детей, которые  проявляют физическую агрессию по отношению к  родителям

«Крокодильчик» 
(Сюжет сказки для детей, проявляющих  словесную агрессию)

А сейчас перейдём к практической части
Коммуникативная игра «Найди пару» Цели: способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга. Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом. На прогулку косолапый вышел мишка погулять. Участники расходятся по комнате. По тропинке громко топал, друга он пошел искать. «Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!» Двигаются по комнате произвольно. Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить». Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку. Мишка с другом покружился Кружатся. Он в лесу устроил бал. А потом остановился, По головке гладить стал. Гладят друг друга по голове. Спины звери почесали Поворачиваются друг к другу спинами. Вправо, влево, вверх и вниз. Трутся спинами. И немного потолкались. Слегка толкаются. Крепко-крепко обнялись. Обнимают друг друга.
 Упражнение «Маленькое приведение» Цель: отреагирование гнева  Ход игры: «Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (психолог приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывает: «У-у-у!». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем педагогами. (в эту игру можно играть с детьми)
 Игра с мячом «Обзывалки» Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков. Ход игры: В эту игру с мячом можно играть с детьми. Перед началом игры можно провести с ними беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться. Далее педагогам предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик; «А ты, Лешка-картошка!», «А ты, Иришка – редиска!», «А ты, Вовка - морковка! и т. д. Предупреждаю, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно нужно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка!», «А ты, Леночка – солнышко!». Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Упражнение «Солнышко» Цель: показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка. Материалы: 3 листа ватмана; маркеры и краски (для каждого участника). предлагаю педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей со стажем работы 15-20 лет, вторая группа со стажем 5-10 лет, третья группа молодые специалисты. Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения).  Задача членов каждой подгруппы дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать можно маркерами, карандашами, красками.)  Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы:  «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя иногда агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что» Затем группы представляют свои работы. 
Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением. Далее проводится обсуждение: Почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного поведения?  Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.
ПРИТЧА «О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ»
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал: «Всё в твоих руках».
Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.


15