Искусство управлять собой занятие с элементами тренинга

Цель:  Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.
         Задачи:
обучить навыкам саморегуляции
развивать внимание, мышление
воспитывать уважение, терпимость к окружающим
Форма работы: Занятие с элементами тренинга
Ход занятия:
Огранизационный момент
Основной ход занятия
Вступительное слово:
- Все мы понимаем, что никто не застрахован от раздражения. Но как научиться «властвовать» собой в этих ситуациях, чтобы не портить настроение другим? Ответ прост: научимся относиться к собственному раздражению спокойно, не делать из этого трагедии, не лелеять свое плохое настроение. 
Сегодня мы с вами потренируемся успокаивать свой гнев, свое плохое настроение. Что же предпринять, чтобы успокоится? Как же научиться управлять собой?
Приемы саморегуляции.
- Что такое саморегуляция?
Первый шаг – попробуйте останавливать себя на грани выплеска эмоций и чувств. Давайте самому себе команду: «Стоп!»  Второй шаг – смотрите себя со стороны: зачем? стоит ли? С первого раза этот маневр вряд ли удастся, но потренируйтесь, и удовольствие от своей сдержанности, терпимости, умения взять себя в руки будет значительно большим, чем разрядка от ссоры.
Третий шаг- не забывайте о чувстве юмора. Можно все превратить в шутку и сразу гнев пройдет.
Иногда после ссоры долго человек не может отойти от гнева. Поможет прием контрастного душа или теплой ванны, также мальчики могут пойти в спортзал. Направить энергию в нужное русло, выплеснуть все плохое. Раздражение накапливается почти с неизбежностью, но воспитанный человек старается управлять своим состоянием, «не срывать зло» на окружающих, а если проявляет несдержанность, то осознает это как свой недостаток.
Обучение навыкам саморегуляции
Упражнение 1 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)
 Сядьте спокойно в комфортной позе.
 Закройте глаза.
 Медленно расслабьте мышцы.
 Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
Вы лежите на горячем песке, слышится крик чаек, теплые волны окатывают ваши ноги. Жизнь прекрасна.
 Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.
Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут. Можно представлять любое место, где вам нравится.
Упражнение 3 «Домик».
 Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.
 Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
 Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.
Упражнение 4 «Кнопка».
 Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.
 Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
 Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
 В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
 Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
3.Что делать в ситуации напряжения?
Все вы помните какое волнение и тревожность охватывает при сдаче экзаменов. Что чувствует человек, какое состояние у детей?
 – Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях.
Рекомендации:
1) Успокойтесь.
 «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.
 Не бывает безвыходных ситуаций.
2) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.
 Медленно сделай глубокий вдох.
 Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
 Медленно выдохни.
 Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.
3) Мышечное расслабление.
 Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
 Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
(Выполнение упражнений с детьми)
4.Сила воли.
Волю, как и тело можно тренировать. Вот несколько упражнений, которые могу вам помочь.
Упражнение «Прогулка».
Выйдя из дома, вернуться ровно через час ( ошибка должна составлять не более одной минуты). Это упражнение требует точного расчёта времени, поэтому оно не такое легкое, как может показаться на первый взгляд. Время может меняться (от 40 минут до 2-х часов).
Упражнение «Телевизор».
Отметьте в недельной программе 1-3 передачи, которые можете посмотреть до конца. Зато другие передачи имеете право смотреть не более 7 минут (можно меньше). Опыт показывает, что для некоторых это самое трудное упражнение.
Упражнение «Письменный стол».
Это трудное упражнение – привычка, но оно самое важное.
Следует четко обозначить время, когда вы сядете за уроки ( скажем, в 16.00 или в 17.00 с колебаниями в 1-3 минуты). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут.
Если упражнение не получается, то проанализируйте его по схеме:
- какова ошибка во времени в момент начала упражнения;
- соблюдаются ли временные рамки, есть ли отвлечения;
- каков общий объём сделанной работы.
Научитесь делать не любимые дела, договариваться самим с собой.
Выберите предмет в школе, который вам не нравится, представляется скучным и неинтересным. Подготовьте по нему доклад или сделайте какую-то другую самостоятельную работу.
Не хочется помогать родителям по дому, а надо; не хочется делать зарядку, а всё равно не отступайте. Вскоре вы увидите, что не только смогли преодолеть себя, но и окружающие стали к вам относиться с большим уважением и любовью.
Сильная воля помогает человеку преодолеть любые невзгоды. И ещё очень важно то, что сильная воля может обуздать не лучшие черты человека, например, вспыльчивость, нетерпимость.
Послушайте сказку.
Орёл и пустыня.
В угрюмой бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые зыбучие пески- ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орёл высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орёл: « Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады.»
И решил орёл преобразовать свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.
Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орёл говорил себе: « Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса.
И каждое новое утро опять заставало орла за работой.

Вопросы.
Какую цель поставил себе орёл?
Можно ли назвать цель орла высокой?
Какие качества развивает стремление к высокой цели?
Есть ли у вас высокая цель? Как вы стремитесь её реализовать?
Какие качества нужны для реализации цели?
Что нужно чтобы достичь своей цели?
Чтобы достичь поставленной цели, нужно представлять себе, как вы будите это делать, иными словами, иметь план действия.
Каждый человек может разработать для себя положительную программу внутренней настройки, используя самопознание. Но самое главное, чтобы у вас сформировалось положительная система действий, поступков. Если вы только говорите о том, что хотите стать лучше, и ни чего не делаете для этого- результата ни когда не добьётесь.

5.Заключение.
Да, действительно, нам необходимо смотреть и на себя со стороны: не слишком ли мы раздражительны и угрюмы, неприветливы. Может быть, мы говорим чересчур громко, нервозно? Не утомляем ли окружающих своими поучениями? А самое главное – всегда ли выполнимы наши требования к окружающим и следуем ли мы им сами? Ну как? Есть над чем задуматься? Прошу вас поразмышлять над этими вопросами. Попытайтесь отнестись к своим недостаткам серьёзно, оценивая себя при этом с юмором. Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу воздушные подарки.