«Формирование у детей и подростков умения адекватно оценивать свои возможности»


Тема педсовета: «Формирование устойчивости личности в окружающей среде»
Тема доклада: «Формирование у детей и подростков умения адекватно оценивать свои возможности»
Хорошо известны основные нравственно - этические, профессиональные заповеди медиков, соотносимые с предостережением великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн Сины (Авиценны): «Не навреди ». Они выражены в клятве Гиппократа (4 век до н. э), которую дают выпускники медицинских вузов. Возникает вопрос, существуют ли в педагогике профессиональные заповеди, которые определяют характер и эффективность педагогического воздействия? В качестве таковых можно назвать следующие:
уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению);
передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своём самообразовании.
Следование им с учётом всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздействия способствует выполнению основной задачи образования - развитие и становление личности ученика, способного к самореализации и самоопределению, готового брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.
Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая объективная самооценка. « Познай самого себя »- учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать своё поведение, последствия своих поступков. Ещё более сложно объективно оценивать своё место в обществе, свои возможности, т. к. психофизиологический потенциал во многом определяется врождёнными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально - волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на своё духовное, нравственное развитие. Самовоспитание – процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.
Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй… умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые. Он вспоминает, как десять лет назад ему нахамили в троллейбусе, как в прошлом году ходил к начальнику просить отпуск и … лишился прибавки к зарплате, как двадцать лет назад на уроке физики пытался пересказать параграф по термодинамике и как весь класс смеялся, слушая реплики физички по поводу его умственных способностей.
Каждый человек в какой-то момент ощущает неуверенность в собственных силах. Неуверенность в себе может проявляться по- разному: одни стараются быть незаметными, сутулятся, избегают яркой одежды (им кажется, что это не для них). Очень переживают, как отнесутся к их словам и действиям окружающие, правильно ли поймут коллеги и знакомые. Настоящей трагедией становится необходимость публичного выступления. Неважно, доклад ли это на сорок минут или несколько фраз на общем собрании. Оказаться в центре внимания для такого человека - настоящая пытка. Ведь с детства он привык отождествлять внимание окружающих с упрёком, порицанием или насмешкой. Поэтому неуверенный в себе человек бессознательно сопротивляется успеху. Ведь успех – это внимание, а внимание причиняет боль. (В каждой смене есть дети, которые так и не поучаствуют в мероприятиях.) Но есть и другое проявление неуверенности. Такие люди не сутулятся. Наоборот, с осанкой у них всё в порядке. Высокомерный взгляд и презрительная усмешка дополняют их внешний облик. Они сумели приспособиться к этому миру, так и не решив своих внутренних проблем, а просто уверовав в формулу: чтобы тебя любили, нужно быть лучшим или, по крайней мере, казаться таковым.
Интерес ребенка к своему “я” - к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” - говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей.
“Кто я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” - спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: 'Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие'. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценки развитие способность к оцениванию вообще, чрезвычайно сложен. Иногда. Прожив целую жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря о понимании окружающих. Тем более сложна эта задача для него в то время. Когда он, как личность, ещё проходит процесс своего становления. Подростковый возраст интересен тем, что он находится на границе между эпохой взрослости. По сути, самой важной психологической характеристикой подростка является то, что он одновременно ещё ребёнок, но уже «становящийся взрослым» Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Так, для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.
Завышенная самооценка подростка характеризуется переоценкой своих данных, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежение мнением других. Правильная (адекватная) самооценка характеризует знание себя, правильное отношение к другим. Заниженная самооценка – недооценка своих возможностей, неуверенность, чувство тревоги. Самооценка подростка также во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых.
Есть ещё одна важная составляющая самооценки подростка – самооценка внешности, когда биологическое созревание организма ведёт к резким изменениям внешности. Поскольку он не овладел своей новой внешностью, она занимает значительное место в его самосознании, он постоянно оценивает её, причём чаще всего недоволен ею. Но поскольку внешность, чрезвычайно значимая часть «Я», открытая для оценки со стороны окружающих, то подросток постоянно ждёт такой же отрицательной оценки, причём не только внешности, но и всей личности в целом. Отсюда – специфическая подростковая застенчивость. Внешность, качества собственного тела оцениваются как с точки зрения привлекательности, так и эффективности его использования для активного действия, причём у девушек преобладает первое, а у мальчиков другое.
Избыточный вес, функциональная слабость (в частности, связанные с бурным ростом) ведут к значительным переживаниям, связанным с образом тела, физическим «Я». Это проявляется, в частности, в отношении к занятиям физкультурой, в санатории – ЛФК. ЛФК нередко оказывается источником отрицательных переживаний. Ведь сравнения себя с другими – основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он значим и силен. (Этот касается детей излишне полных, закомплексованных или с серьёзными изъянами.) Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников. А главное – несовпадение с неформулируемыми прямо, но вполне очевидными для подростковой группы эталонами имеет громадное значение для самооценки подростков. Оно особо значимо ещё и потому, что является очень важным аспектом приобретения популярности у сверстников. Значение и роль самооценки в том, что она решающим образом влияет на формирование характера. В процессе обучения и воспитания складываются условия, стимулирующие постоянное сравнение одного ребёнка с другим. В процессе этого сравнения достижения и неудачи каждого становятся известны всем остальным. Постоянное подчёркивание недостатков одних детей и достоинств других неблагоприятно сказывается на личностном развитии детей. Утех, кого учитель или воспитатель всегда демонстрирует, как образец, возникает чувство превосходства над другими. У тех детей, на которых чаще ссылаются как на пример того, «как не надо»,- теряется вера в себя.
Отношение педагога к детям влияет на их отношение друг к другу. Иногда педагог своими непродуманными замечаниями и оценками невольно вызывает недоброжелательность к тому или иному ребёнку. Сравнение детей не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует применять как важнейший способ воздействия на учебную деятельность и личностное развитие детей, со строгим учётом их индивидуальных особенностей, в, частности, способностей и отношения к учению. Сравнивать детей надо так, чтобы не возвышать и не принижать других, стимулировать детей к достижению лучших результатов и совершенствования своей личности.
Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений является соблюдение следующих правил:
Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой);
Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;
Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём;
Ставить перед ребёнком только конкретные цели;
Не надо ставить перед учеником несколько задач;
Формула «Опять ты не …» - верный способ вырастить неудачника;
Начинать практику оценочной безопасности учителю необходимо с собственной самооценки.
Практически в каждом заезде нам приходится работать с детьми из школ – интернатов. Подростки из интернатов имеют низкие показатели самооценки. Они описывают себя как малоинициативных, неустойчивых, чаще с подавленным настроением, недовольных своим телом, внешностью, семейными и социальными отношениями, не способных успешно преодолевать трудности повседневной жизни. Эти дети часто испытывают чувство вины, страхи, тревогу, неуверенность в себе, ощущение собственной неполноценности, изолированности и беспомощности. Но правильное педагогическое воздействие помогает многим раскрыться, проявить все стороны своего внутреннего мира. На нашей эскадре это Таня из Лозовской школы – интерната. Если в начале февральского заезда в журнале медико – педагогических консультаций читаем: «Девочка замкнутая, необщительная, трудно идущая на контакт». Она так и прожила всю смену одна в 12 кубрике. В мартовском заезде это уже очень коммуникабельный, общительный человечек. Сегодня она командир флотилии, незаменимый помощник в работе с малышами.
Обобщая, можно сказать, что образ «Я» в подростковом возрасте ещё не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «Я» весьма непросто, но с помощью родителей, учителей, педагогов это возможно.
Список литературы:
Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности.// Начальная школа. – 2012.- № 8. – С. 41-45
Гафаров Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания.// Воспитание школьников. – 2010. - № 9. – С. 3-7.
Голева М.А. Духовно-нравственное воспитание. Клуб «Истоки» (1-4 кл.).// Методист. – 2012.- № 5. – С. 10-15.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.// ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2011.- № 4 (178). – С. 15-24.
Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников.// Воспитание школьников. – 2010.- № 9. – С. 8-11. (есть список литературы).
Каршинова Л.В. Духовное и нравственное развитие личности в образовательном пространстве.// Эксперимент и инновации в школе. – 2010.- № 6.- С.48-53.
Куревина О.А. Воспитание основ духовности и нравственности.// Начальная школа: плюс До и После. - 2010.- № 9.- С. 3-5.
Курцева З.И. Духовно-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа: плюс До и После. - 2010.- № 9.- С. 6-9.
Сапрыкина Т.А. Формирование духовно-нравственной культуры современного подростка.// Дополнительное образование и воспитание. – 2011.- №8.- С 22-24.
Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности.// Воспитательная работа в школе. – 2011.- № 8. – С. 13-22.
Созонов В.П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания.// Народное образование. – 2011.- № 4. – С. 195-204.
Топоркова Н.И. и др. Сопровождение деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию личности.// Воспитательная работа в школе. – 2011.- № 8. – С.23-28.
Тюляева Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски. // Методист.- 2010.- № 7. – С. 7-12.
Устюжанина С.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Дорога добра».// Практика административной работы в школе. – 2012.- № 4. – С.46-62.
Хаманова Н.В. Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в современной школе.// Методист. – 2012.- № 5. – С. 33-37.