Родительское собрание на тему: Психологическая готовность ребёнка к школе


Родительское собрание на тему:
«Психологическая готовность ребенка к школе».

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе), их причинами и способами коррекции.
- Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
 1. Организационный момент ,
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
2. Введение в тему разговора
 - С каким настроением вы пришли на наше мероприятие?
- Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам расскажу.
С чего все начинается, что ваш ребенок- первоклассник? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди В глазах появляется растерянность, и хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку А теперь откройте глаза
Деловая игра: «Скоро в школу»
Вы получили листочки с определенным цветом, сядьте за столы, где лежит лист такого же цвета.
Желтый листок – вы будете в роли «детей». Чего вы ожидаете от школы и от учителя?
Зеленый – в роли «учителей». Каких ожидаете учеников и родителей?
Голубой в роли «родителей». Чего вы ожидаете от учителей и школы?
- Давайте посмотрим совпадения, что почти все определили одно ожидание. (Чтобы ребенок был успешным.)
3. Сообщение темы и цели собрания
- Чтобы ребенок хорошо учился и был успешным.
- А что для этого нужно?
- Вот на эту тему мы с вами и поговорим.
- Определим
- Подумаем
- Обсудим
4. Работа по теме собрания
- Что значит успешный ребенок?
 Что мы вкладываем в понятие «успешный ребенок»:
- способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой;
- способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);
- высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
- способность использовать полученные знания в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
- положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
- позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
- позитивные отношения с одноклассниками;
- хорошее физическое и психическое здоровье;
- позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
- чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.
 Итак, успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.
- Посмотрите, как ваши дети думают « Кто такой ученик?» (показ видеоролика
« Интервью»)
- Что, по-вашему, должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе?
1) Физическая готовность определяется:
Физическим развитием, которое соответствует возрасту ребенка(состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений)
Физическое развитие включает:
1)  Антропометрические и биометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки и т.д.);физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие).
2)  Антропометрические и биометрические показатели:
Рост. При поступлении в школу рост ребёнка желательно должен равняться 122-126 см. Масса тела. При поступлении в школу вес ребенка должен быть в пределах 23-25 кг. Высота головы. Померьте высоту головы от подбородка до макушки. Этот показатель индивидуален, показательно его отношение к общему росту ребенка. Высота головы ребенка / рост ребенка = 1/6. Если показатель выше (например, 1/5), это свидетельствует о том, что ребенок физически еще не готов к школе. Смена зубов. К поступлению в первый класс у ребенка должны смениться на коренные как минимум два молочных зуба. Длина рук. Ребенок должен через голову доставать правой рукой до левого уха.
Прежде всего, важна психологическая готовность.
Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
2)Мотивационная готовность
Давайте представим, что вы решили устроиться на работу или поменять место работы. На что вы ориентируетесь? Что вас заставляет это делать?
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль роль школьника.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Но бывает, что иногда не хочется идти на работу. Какие могут быть причины?
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался
А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.
3) Интеллектуальная готовность предполагает:
развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать:  (должен уметь рассказать о себе)
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.
Без дефектов речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
4) Волевая готовность предполагает наличие у ребенка умения прилагать усилияк определённому виду деятельности.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Пример: Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда»
Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные, где есть правила.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Например, ребенок играет в строительную игру. Его цель - постройка замка. Попросите его рассказать, что нужно сделать, чтобы замок получился прочным и красивым, это и будет планом действий. Если что-то у ребенка не получается, он будут много раз переделывать, пока не добьется результата, тем самым проявляется волевое усилие для достижения цели. В конце игры попросите его объяснить, что в постройке у него получилось, а что нет, таким образом, он самостоятельно оценит результат своей работы.
5) Развитие речи
Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы.
6) Коммуникативная готовность
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
( видео «Варежки», «Игры»)
7) Мелкая моторика
Одной из важнейших задач подготовки детей к школе является подготовленная рука ребёнка.
Подготовку к последующему обучению письму необходимо начинать с развития силы руки, её ловкости, с формирования умения правильно удерживать орудие письма и последовательно менять тонус мускулатуры руки.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо.
Для того, чтобы подготовить ребенка к школе – приучить руку к письму, научить держать ручку, координировать движения, необходимы прописи без букв. Такие, в которых требуется обводить узоры, палочки и закорючки. Отличная подготовка к школе (умение вести тетрадь, умение выполнять задание, усидчивость, и, собственно, умение вести ровную линию «от сих до сих», в том числе линии, необходимые в написании букв). Мы предлагаем вам несколько прописей, по которым можно заниматься дома.



5. Итог
Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе.
6. Рефлексия
Х-хорошо
И-интересно
М-мешало
С-с собой возьму