Методический семинар для педагогов на тему: Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Методический семинар
1 слайд. Меня интересует проблема психологической подготовки обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации. Актуальность проблемы подготовки к экзаменам обусловлена тем, что в настоящее время государственная итоговая аттестация, призвана обеспечивать объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. В большинстве случаях считается, что учащимся достаточно пробного экзамена и четкой инструкции по правилам проведения. На уроках в образовательном учреждении идет отработка учебного материала. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников. Особенно это касается итоговой аттестации в форме ОГЭ для девятиклассников.
2 слайд. Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
3 слайд. Таким образом, в школе должна быть создана система комплексного психолого-педагогического сопровождения, определяющаяся в соответствии с подходом Марины Р.Битяновой (1998) как целостная системно-организованная деятельность, в процессе которой будут созданы социально-психологические и педагогические условия для успешного прохождения каждым обучающимся государственной итоговой аттестации.
4 слайд. Какие трудности могут возникнуть у обучающихся в период подготовки и сдачи экзаменов?
Марина Юрьевна Чибисова, автор книги «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями» выделяет три типа трудностей, это: когнитивные, процессуальные и личностные трудности.
Когнитивные трудности представляют собой особенности психического развития, связанные с особенностями переработки информации, развития мнемических процессов, логичности мышления.
Процессуальные трудности – отсутствие полной и четкой информации по самой процедуре сдачи экзаменов, которое не позволяет выпускнику быть более собранным во время экзамена и подготовиться к возможным трудностям в процессе прохождения ОГЭ и ЕГЭ.
Личностные трудности связаны с личностными особенностями развития выпускника – эмоциональная стабильность, организованность работы, уровень тревожности и т.п. В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, направленных на ликвидацию данных трудностей обучающихся.
5 слайд. В соответствии с этим мною были определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности по направлениям: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, профилактическая работа, консультирование и просвещение учащихся, педагогов, родителей по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения выпускника. Каждое из этих направлений деятельности включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
6 слайд. В нашей школе психологическая подготовка к ГИА организуется на уровне всех субъектов образовательного процесса: учащихся 9,11 классов, учителей-предметников, классных руководителей, родителей.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена.
7 слайд. С этой целью была разработана модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, которая представляет собой взаимосвязь направлений моей работы со всеми участниками образовательного процесса.
8 слайд. Если рассматривать поэтапно реализацию модели психологического сопровождения, то на первом этапе проводится тестирование учащихся с целью выявления интеллектуальных и психологических особенностей, для построения дальнейшей коррекционной работы. Затем составляется программа коррекционной работы и программа психологического сопровождения. Проводятся групповые развивающие занятия по программе «Искусство сдавать экзамены», просвещение через групповые консультации, содержащие информацию о правилах и нормах процедуры ЕГЭ и ОГЭ. Реализуется информационная поддержка: выпуск буклетов, памяток, оформляется информационный стенд для учеников и родителей. На втором этапе вырабатывается индивидуальная стратегия поддержки для учащихся «группы риска» через индивидуальные консультации, коррекционные занятия, составление рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей по результатам психологических исследований. На третьем этапе проводится работа с родителями: групповые консультации на родительских собраниях «Как помочь своему ребенку при подготовке и во время итоговой аттестации», индивидуальные консультации по возникшим психологическим проблемам. В период проведения ЕГЭ и ОГЭ на четвертом этапе проводится работа с педагогами в форме педагогического совета, совещания с рекомендациями по психологическому сопровождению процесса подготовки к итоговой аттестации, индивидуальных консультаций. Также осуществляется психологическая поддержка учащихся непосредственно перед экзаменом. И на 5 этапе проводится анализ возникших психологических проблем при проведении репетиционного экзамена и определение путей работы по психологическому сопровождению учащихся на следующий учебный год. Я в своей работе делаю акцент на проведение практических психологических занятий по формированию социально-психологических компетенций учащихся. 9 слайд. Результатом творческого поиска стала программа «Искусство сдавать экзамены» программа занятий по психологической подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ. Действительно, сдача экзаменов – это искусство, и мы обязаны обучить этому искусству детей. Ведущей психолого-педагогической идеей программы является отработка стратегии и тактики поведения обучающихся в период подготовки к выпускным экзаменам и выполнении заданий итоговой аттестации.
10 слайд. Методика многомерной оценки детской тревожности Е.Е.Ромицына позволяет провести не только самодиагностику уровня тревожности в ситуациях проверки знаний, но и мотивировать учащихся на решение своих проблем при подготовке к итоговой аттестации. Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности.
11 слайд. В организации занятий я применяю не только традиционные техники и технологии, но и инновационные: информационно – коммуникационные (слайд-шоу и презентации, фототерапия, видео- и аудио-релаксации); здоровьесберегающие технологии с использованием образовательной кинезиологии, простейших релаксационных техник (аутотренинг, медитация); изотерапия, музыкотерапия как арт-терапевтические техники, игровые и тренинговые технологии.
Основной формой работы с обучающимися является занятие с элементами тренинга по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), выработке индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).
12 слайд. На практических занятиях по формированию психологических компетенций я использую следующие методы: тренинговые упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, «мозговой штурм», диагностики и самодиагностики, методы эффективного запоминания, арт-терапии, методы саморегуляции (мышечная, дыхательная релаксация), ролевая игра (моделирование ситуации), кинезиологические упражнения.
13 слайд. Тренинговые упражнения.
14 слайд. Элементы групповой работы: групповые дискуссии, «мозговой штурм».
15 слайд. Арт-терапия, релаксация, аутотренинг, кинезиологические упражнения. Для повышения эффективности занятий и закрепления полученных навыков создается «коллекция полезных советов» используются памятки «Как подготовиться к сдаче экзаменов», «Памятка для снятия нервно-психического напряжения во время подготовки к экзаменам» и другие. Также готовятся памятки для родителей и педагогов, например такие (раздать памятки).
16 слайд. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку, но и школа хороша, когда в ней хорошо каждому педагогу. Поэтому считаю важной последнюю рекомендацию в памятке. Можно помочь себе и детям в стрессовых ситуациях, выполнив элементарные упражнения: слегка помассируйте кончик мизинца, представьте, что в вашей левой руке находится целый большой лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Почувствуйте, как напряглась ваша рука и ладонь, когда вы ее сжимаете. Теперь сожмите лимон еще сильнее. Прилагайте все силы. Расслабьте руку медленно. Теперь возьмите крупный лимон в правую рукуЭто упражнение целесообразно повторить по три раза на каждую руку. Успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации. Сделайте медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха. Учитель сначала должен освоить упражнения для расслабления и снятия напряжения сам, а затем обучить этому детей, включая в структуру урока. Спасибо за внимание!
15