Методика подготовки выпускников школы к Единому Государственному Экзамену по физике.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕКАРАЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГРИБАНОВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ





Методика подготовки
выпускников школы
к Единому Государственному Экзамену по физике.




Подготовил:
учитель физики
Беликов Александр Николаевич.




Методика подготовки выпускников школы
к Единому Государственному Экзамену по физике

Школьные выпускные экзамены – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался 11 лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого дня школьной жизни, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самый ответственный и трудный для школьника 11 класс. За этот год ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и настроить себя на экзамен, на ту степень сконцентрированной ответственности и свободы в поиске ответа, решения, которая способна обеспечить успех. Кроме того, очень важно определиться с перечнем предметов, которые выпускник решит сдавать по выбору. Это очень серьезное решение, и принимать его необходимо, будучи в полной мере уверенным в своих силах. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Цели, содержания и процедура ЕГЭ регламентированы в специальных документах, с ними можно ознакомиться в Интернете и в пособиях по подготовке к ЕГЭ. В соответствии с положениями ЕГЭ учащийся за строго ограниченное время должен выполнить максимальное число заданий. Для этого он должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий, уметь распределить общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики. Именно такого ученика надо подготовить, организуя специальные уроки, домашнюю работу и консультации. Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику ориентировку в этом материале, следует привести эти знания в определенную систему, то есть систематизировать теоретический материал. Это удобно проводить с опорой на таблицы – системы знаний, которые объединяют базовые элементы физических знаний по той или иной теме.
Задания экзаменационной работы делятся по уровню сложности и содержанию физического материала. Для заданий разного уровня сложности (базового, повышенного или высокого) можно выделить общие приемы выполнения, не зависящие от содержания знаний и умений, связанные с конкретным физическим материалом. Задания базового уровня требуют либо воспроизведения формулировки какого-либо элемента знаний, либо его применение в известной учащемуся (стандартной) ситуации. Каждое такое задание проверяет известный набор элементов физического знания.
Казалось бы, что при подготовке к выполнению каждого из заданий базового уровня необходимо вспомнить формулировки соответствующих элементов знаний и решить задачи на каждый элемент, причем, чем больше, тем лучше. Однако это означало бы повторное изучение курса физики. Разумно, приступая к решению задач базового уровня, выделить общий план поиска решения задач на применение отдельных элементов знаний. После этого решить по одной задаче на каждый элемент, и таким образом установить, какие элементы знания усвоены недостаточно. И уже, исходя из этой информации, подобрать задачи для индивидуальной тренировки.
Задания повышенного и высокого уровня сложности требуют применения системы знаний о физических явлениях или объектах. Сами задания представляют собой задачи на расчет величин, описывающих одно физическое явление или их цепочку. Подготовка к выполнению этих заданий требует выделения системы знаний о явлении, объединяющей элементы содержания, необходимые при решении задач. В каждом разделе ("Механика", "Молекулярная физика и термодинамика", "Электродинамика", "Квантовая физика",“Атомная и ядерная физики”) можно выделить ограниченное число систем знаний о явлениях. Таким образом, одним из этапов подготовки к выполнению заданий повышенного и высокого уровней – это выделение или повторение систем знаний о физических явлениях, изученных в определенном разделе школьного курса физики.
Задания повышенного уровня входят как в часть А, так и в часть С. Они отличаются охватом проверяемого материала. Каждое задание части В соответствует целому разделу школьного курса физики. Задания части А соответствуют отдельным темам раздела. При подготовке к выполнению заданий части А следует вспомнить типовые задачи по соответствующей теме и методы их решения. Поэтому целесообразно сначала провести подготовку к решению задач повышенного уровня части А, а затем части С. Задачи повышенного уровня представляют собой задачи на расчет величин, описывающих какое-то одно явление. При решении задач учащийся вспоминает модель явления и его законы и применяет их к описанной ситуации. Процедура применения имеет общие и специфические для разных явлений действия. Поэтому при подготовке к выполнению того или иного задания повышенного уровня по какой-либо теме необходимо вспомнить и выделить метод решения задачи на расчет величин, описывающий конкретные явления. После чего потренироваться в решении задач данного типа. Задания высокого уровня представляют собой задачи на расчет величин, описывающий несколько явлений, возможно разной природы. При решении таких задач целесообразно применять обобщенный метод поиска решения. Соответственно при подготовке к выполнению заданий части С ЕГЭ можно выделить этот обобщенный метод и тренироваться в решении задач этим методом.
Единый Государственный Экзамен по физике проводится, начиная с 2001 года. Единый государственный экзамен призван оценивать подготовку выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений с целью государственной итоговой аттестации и отбора выпускников для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.

Подготовка к Единому Государственному экзамену
делится на 4 этапа:
Первый этап подготовки заключается в интенсивном повторении материала, который учащиеся изучали в седьмом, восьмом, девятом, десятом классах. Каждую неделю в течение одного часа учащиеся занимаются решение задач по тестам. Материал для тестирования подбирается из дидактических материалов.
Второй этап подготовки заключается в работе с тренировочными материалами для подготовки к ЕГЭ. Весь материал разбит на различные тематические блоки, например: "Кинематика", "Динамика", "Законы сохранения", "Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика", "Электродинамика", "Квантовая физика".
Работа с тематическими блоками ведется до того раздела курса физики, который еще не пройден в 11-м классе. Каждый тематический блок содержит 20-25 заданий – тестов. На данном этапе также используются контрольно-измерительные материалы, изданные в 2010 году, издательство "Просвещение", авторы-составители: В. А. Орлов, М. К. Ханамов. В данном издании имеются тематические подборки контрольно-измерительных материалов по различным разделам курса физики. Имеются задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.
Третий этап подготовки заключается в том, чтобы тренировать учащихся в работе с тестами, которые были в прошлые годы на ЕГЭ по различным разделам. Берется несколько вариантов тестов, из каждого варианта выбираются задания по определенной теме, например: "Механика", "Молекулярная физика" и т.д.
На каждую тему дается примерно 20-24 задания, выбранных из 3 вариантов полных тестов.
Важнейшей частью 3-го этапа подготовки является работа с заданиями тип В и Тип С.
При повторении этой части необходима строгая система, объединяющая каждый выделенный раздел. Задания объединяются в одну систему и ведется планомерная отработка решения этого вида задач. То же самое необходимо делать по всем перечисленным разделам. Задания берутся из сборников ЕГЭ предыдущих лет и группируются по 10-15 задач и прорешиваются.
Последний, 4-й этап подготовки к ЕГЭ заключается в том, чтобы учащиеся работали непосредственно с тестами, которые предлагались в предыдущие годы. Большое значение имеет демонстрационные варианты заданий ЕГЭ с 2009 по 2011 годы.
Чтобы учащийся смог выработать собственную стратегию на экзамене, необходимо в процессе подготовки по отдельным заданиям зафиксировать время решения задач, определить среднее время выполнения каждого здания и сделать вывод о реальности получения предусмотренных за данное задание баллов. Следовательно, подготовка к ЕГЭ включает в себя повторение и систематизацию теоретического материала, решение задач разного уровня сложности, решение вариантов ЕГЭ и выработка стратегии выполнения заданий на экзамене.
Таким образом, подобный подход к подготовке к Единому Государственному Экзамену должен способствовать успешной сдаче Единого Государственного Экзамена по физике.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15