Литература Анализ стихотворения К Симонова `Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..`( 6 класс)

6 кл.`Ты помнишь,Алеша, дороги Смоленщины..`

Отрабатывая часть С   ЕГЭ в 10 классе, я пригласила учеников в гости к 6 классу на урок анализа стихотворения К Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» в связи с 65-летием со Дня Победы. Анализ стихотворения был построен по критериям оценки части С
   Ученики 10 класса только что прочитали роман Л.Н.Толстого «Война и мир» .Они сделали небольшой экскурс в историю, рассказали о дорогах Смоленщины для российской армии под руководством Кутузова, о жителях, ушедших в партизаны, вооруженных вилами и топорами, терпящих бедствия, но не сдавшихся на милость французов, об армии Наполеона, которая не дождалась ключей от Смоленска и вошла в сожжённый жителями город, а скоро   была изгнана из России по этим же смоленским дорогам.
 От 1812 года обратились к 1941.Опять враг движется к столице нашей Родины. Взволнованный голос участника событий слышится в строках стихотворения. Читаем, затем построчно анализируем. Нам важно понять автора, и мы делаем это опять через средства выразительности.
 
Шестиклассники рассказывают, что обращение «Алеша» использовано не для создания доверительных и задушевных интонаций, что такой элемент жанра послания говорит о тяжести переживаемого, которую просто невозможно вынести одному. Сердце разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет отступающая армия. В эпитетах «бесконечные, злые дожди» сама природа против происходящего, и чувствуется скрытая метафора: бессильные., злые   слезы. Самое страшное –мужские слезы, непролитые, скупые, в окаменевших от горя сердцах,   ведь   защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и детей на поругание врагу. И.эти женщины, покидаемые отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком, скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот   величие души русской женщины- солдатки. В таком ракурсе первая строка стихотворения звучит,   как крик душевной боли. И 6 класс, и 10 класс это поняли. Эпитет « усталые женщины» подчеркивает трагизм происходящего, усталые не от работы, какая работа в прифронтовой полосе, усталые от безнадежности ситуации, от горя. Сравнение кринки несли, « прижав, как детей, от дождя их к груди»- это взгляд солдата, это память о жене и ребенке, от которых оторвала война,   это страх и боль. В бою не так страшно. Страшнее оставить беззащитное мирное население на растерзание озверевшим фашистам, невыносимо  больно и горько видеть доверчивые детские глаза.
 И вдруг среди печальных строк появляется эпитет «великая Русь». Дети говорят о времени написания стихотворения: 1941год. Симонов был участником войны,   он не мог знать о победе в то время,   но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа. Дети заметили антитезу, противопоставление в стихотворении.   Стал понятен замысел автора,   к антитезе «горькое сегодня и великое в исторической памяти»   стали подбирать из текста средства выразительности.
 В настоящем слезы  и смерть. Это подтверждают   эпитеты « злые дожди, усталые женщины, не верящие в Бога внуки (объясняю, что ни молитвой, ни крестом дети себя защищать не хотели, что было тяжело верующим старикам), вдовьи слезы, по мертвому плачущий девичий крик, слезы украдкою, седая старуха», гипербола «слезами   измеренный тракт»,сравнение «как на смерть одетый старик», инверсия «только пожарища по русской земле раскидав позади», «умирают товарищи», «пули пока еще милуют». Заклинанием звучит анафора: «Мы вас подождем!» В каждой строфе суровая,  горькая правда. Что этому противопоставить, где взять силы, веру?
Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Появляются эпитеты «великая Русь», «русские околицы», «кресты на русских   могилах», «русские обычаи, русская земля, русская мать, русская женщина», «песня женская» (инверсия подчеркивает значимость этой песни от рождения до смерти русского человека), «милая горькая земля», метафора «Россия на погостах сошлась, крестом рук ограждая живых». Любой,   прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и   не даст врагу хозяйничать на русской земле.
После анализа средств выразительности ученики поняли позицию автора и легко сформулировали основные проблемы : нравственно-психологическая- душевное состояние людей во время отступления, духовность русского человека, муки совести, чувство ответственности за происходящее, проблема исторической правды- война бесчеловечна, противоречит всяким законам   жизни, проблема исторической памяти- о чем не следует забывать, философская проблема –значимость человека на земле при жизни и после смерти, неразрывная связь поколений.
Аргументы дети подбирают легко, говорят об автобиографичности стихотворения, подтверждают это строкой «трижды поверив, что   жизнь уже вся», где К.Симонов упоминает о ранениях на передовой, где он был в качестве военного корреспондента.
Вспоминают стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», где описываются события 1941 года, связанные с дорогами Смоленщины. Говорят о том, что первая дивизия из Омска в 1941 году была отправлена под Смоленск, где один на один пришлось встретиться с вооруженными до зубов фашистами. Тогда по приказу Сталина пришлось
отступать пешком до Ржева. Двое суток на ногах без малейшей передышки. В том месте, где располагалась дивизия,   установили мемориал в память обо всех сибиряках, участниках тех боев. Ветеранов на открытие собралось всего 12 человек
Таким образом, средства выразительности произведения не только помогают понять позицию автора., проблему, но и вызывают отклик на описанные события в душах наших учеников.