Конспект урока литературы Ты помнишь,Алёша, дороги Смоленщины

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
ТЕМА: К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».

Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны.
            А.Прокофьев
Льется свет по ночам из мерцающих чаш.
Колыбели плывут в тишине.
Начеку,
словно мира спасенного страж,-
Наша память о прошлой войне.
Расул Гамзатов.
 
 
Цели урока:
Обучающие:
Знакомство со стихотворением К. М. СИМОНОВА «Ты помнишь,Алеша,дороги Смоленщины» периода Великой Отечественной войны;
 показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями;
 Развивающие:
развивать познавательные способности учащихся;
коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
 способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
 воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
 
Используемые учебники и учебные пособия: 
1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2007г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.
Используемая методическая литература: 
1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2004
2. Литература в таблицах 5-11 класс.АСТ "Астрель" Москва
3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2004
4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2006
Используемое оборудование: 
1. Компьютер
2. Проектор
3.Экран 
 Электронная презентация
Краткое описание: 
 Данный урок для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией К. Симонова, анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа стихотворения,выделяют лексические и изобразительно-выразительные средства языка.
ХОД УРОКА.
1 Вступительное слово учителя
1СЛАЙД. Звучит музыка  ( тихое звучание песни «Священная война»). Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии Вов.
 
Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.
 

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало  война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.(1915-19789).
 
2 СЛАЙД(биография и фото К.М.СИМОНОВА) II. Выступления учащихся
1. К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.
2. К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...» и

  3 СЛАЙД (ФРАГМЕНТЫ ВОЙНЫ).
 3. Учитель. Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии.
“Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище  эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен”.
Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».
27 июля  бои под Смоленском и отступление под Житомиром.

29 июля  новоржевское направление... И  как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.

4. Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Словарная работа(УСТАРЕВШИЕ СЛОВА)
кринка  глиняный удлинённый горшок для молока;
тракт  большая проезжая дорога;
погост  кладбище;
салопчик  женская одежда.
3. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.
 

 Сколько частей в стихотворении?
(В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...”)
 К кому обращается К.Симонов?
(Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны.)
Учитель. Алёша  это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка» (обращаем внимание учащихся на портрет А.Суркова).
1ЧАСТЬ Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?
. Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.)
что такое эпитеты?(Художественное,образное определение) НАЙТИ В 1ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО. - Какие эпитеты передают настроение поэта?
(“Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” и др.)
 Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?
(Ответ на этот вопрос даёт поэт строками:
                                ...всё-таки Родина  Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены...)
 Какой видится Родина поэту?
(Это “...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”.)
2ЧАСТЬ  Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?
(Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)
ЧТО ТАКОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ(ТРОП,КОТОРЫЙ НЕОДУШЕВЛЕННОМУ ПРЕДМЕТУ ПРИПИСЫВАЕТ КАЧЕСТВА ЖИВОГО СУЩЕСТВА)  Найдите олицетворения, усиливающие эту веру.самостоятельно.
(“Мы вас подождём!”  говорили нам пажити. // “Мы вас подождём!” говорили леса.)
 Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?
(“...седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.)
 Как меняется образ солдата к концу стихотворения?
(Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”.)
 Чей образ предстаёт в последней строфе?
(Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)
 Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?
(Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)
4 слайд.
 
Учитель: Какой период войны описан в данном стих – ии?
- Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны.
Учитель: Какую проблему открывает нам автор?
-Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг. Учитель: К чему призывает читателя автор? -Верить в победу. УЧИТЕЛЬ: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? НА ДОСКЕ:
Тревогу
Сострадание
Радость
Страх
Восхищение                                      Я чувствую
Горе
Боль
Тяжесть испытаний
Сочувствие
V. Заключительная часть.

Учитель. Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» обращено и к нашей памяти. Более шестидесяти лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца или брата на фронт...
Весь под ногами мир земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою
Д.з: отрывок наизусть. Оценки.
15