Некоторые аспекты работы в классе фортепианного ансамбля


Некоторые аспекты работы в классе фортепианного ансамбля
Методическое сообщение с показом учащихся
Уважаемые коллеги! Сегодня наше методическое сообщение будет посвящено фортепианному ансамблю. Ансамблевое исполнение на фортепиано особенно излюбленным видом музицирования было в 19 веке. Практиковалась игра не только в 4, но и в 6 и 8 рук. А 1853г. 16 пианистов на 8 роялях исполнили увертюру к опере «Семирамида» Россини. Потом достаточно долгое время фортепианная дуэтная музыка в нашей стране считалась забытым жанром. И только в наши дни этот жанр опять приобрел необычайную популярность. Проводятся конкурсы фортепианных ансамблей не только на школьном уровне , но и международном, всероссийском уровнях. С чем это связано?
Очень часто ученики-пианисты , имеющие средние способности, а таких к сожалению большинство, заканчивают школу так и не сыграв на фортепиано достаточно серьезных, ярких , концертных произведений , которые им просто не доступны, т.к. имеют проблемы в разборе текста, с трудом разбираются в фортепианной фактуре, выучить концертное произведение, в котором технические трудности, сложные гармонии, большой объем им недоступно. Они заканчивают школу , так и не познав  огромные возможности фортепиано, которое не зря называют инструмент – оркестр. 
Струнники , народники, духовики, посещая предмет «оркестр», участвуют в коллективном творческом процессе. Партия каждого участника оркестра не очень сложная, а вместе звучит ! получается здорово. Поэтому ученики любят играть в оркестре. Пианисты этого лишены. НО хотя бы в фортепианном ансамбле, где происходит разделение нотного материала на две части, что облегчает в какой- то мере исполнение, ученики имеют возможность поиграть достаточно сложные интересные фортепианные произведения, доступные им в плане фактуры, разбора текста. Такие произведения хорошо слушаются  на концертах. Один ученик не смог бы так выступить и сыграть произведение такого уровня, а вместе получается. Эти слова – ответ моих учеников на вопрос : «Почему они с большим интересом занимаются ансамблем?».Поэтому ансамбль – это предмет, который помогает нам удерживать детей в школе, заинтересовать их игрой на фортепиано,  все мы знаем как нелегко детям осваивать этот инструмент. К сожалению у нас в школе в Торжке нет двух концертных роялей и мы не имеем возможности играть ансамбли для двух фортепиано, не имеем возможности играть восьми ручные ансамбли, но будем надеяться на перемены в этом плане. 
Конкурс ансамблей «Творческие встречи в Торжке», который уже второй раз проводился в нашей школе, преследует цель удержать интерес детей к обучению на музыкальных инструментах через коллективное музицирование.
 Я хочу подробнее рассказать о конкурсе, в котором принимают участие  инструментальные , вокальные и фортепианные ансамбли. Фортепианные ансамбли представляют отдельную номинацию и  делятся на три группы: младшую возрастную- до 10 лет, среднюю – 11-13 лет, старшую 14-16 лет. Требования конкурса казалось бы не очень сложны – одно концертное произведение. Дело в том, что в нашей школе отличный концертный зал, где постоянно проводятся концерты разного уровня и нужны концертные номера, соответствующие этому залу. И это всегда оказывается большой проблемой. Найти яркое концертное произведение, которое слушается и доступно по исполнению нашим ученикам оказывается не просто. Поэтому и решили проводить этот конкурс, чтобы как-то подстимулировать педагогов в этом плане. При подведении итогов жюри в первую очередь учитывает концертность номера, и конечно исполнительский уровень. Нет смысла везти детей в младшей группе, которые мало что умеют, играют произведение на 3 строчки. Концертность номера предполагает определенный объем, уровень фактуры, технической подготовки учеников. 
Третий конкурс будет проходить в 2015 году – это след. учебный год. Решено проводить конкурс через год. 2015год – это год 70 –летия Победы в Великой Отечественной Войне. Конкурс будет посвящен этой дате и предполагает исполнение произведений военной тематики. На фортепиано это сложнее всего, поэтому обязательного исполнения произведений военной тематики не будет, но репертуар надо продумать и желательно , чтобы это была классика.  Прошедшие конкурсы прошли успешно и получили очень доброжелательные отзывы.  Приглашаю  вас принять участие в  конкурсе на след. учебный год. 
А сейчас я хочу представить фортепианный ансамбль Шамина Полина 5 класс и Лобанов Иван 7 класс. Этот ансамбль существует 3 года, является лауреатом 1 степени двух конкурсов ансамблей «Творческие встречи в Торжке», лауреатом 2 степени всероссийского конкурса  «Белые ночи» в СПб., и совсем недавно участвовали в открытом межзональном конкурсе «Вдохновение» в ДШИ г.Конаково, стали Лауреатами 1 степени. 
В исполнении ансамбля вы услышите 3 произведения: Штраус «Полька»;   Медведовский  «Приглашение к танцу» (Вариации на известную тему);  Гаврилин «Тарантелла».
Ансамбль всегда начинается с подбора партнеров. Это нелегкая задача.т.к. желательно, чтобы они соответствовали друг другу по исполнительскому уровню, технической подготовке, особенно если собираешься готовить их к конкурсу. Часто так бывает , что достойного партнера можно найти только в классе коллеги. Так получилось и с этим ансамблем: Полина ученица Семеновой М.Н., Лобанов И. ученик Лобановой Л.И. В моем классе и в классах моих коллег почти все ученики играют с кем-то в ансамбле, хорошо когда это одноклассники, или сестры, брат с сестрой такие варианты тоже были. Очень помогает, когда дети , играющие в ансамбле дружат, имеют возможность приезжать друг к другу в гости, сыгрываться. Педагоги должны способствовать такой дружбе, не унижать, не оскорблять детей, когда что- то не получается; подбирать репертуар, учитывая интересы и вкусы обоих партнеров; распределяя по партиям учитывать специфические особенности каждого ребенка.: музыкальность, техническую подготовку, объем руки. В данном ансамбле 1 партию исполняет Полина, т.к. она более эмоциональна, чисто физически более хрупкая и больше подходит для исполнения партий в верхнем регистре, у нее хорошая техническая подготовка. А Иван имеет большие руки для басов и аккордов, хорошо держит ритмическую основу. Именно в сочетании с Полиной он больше подходит для 2 партии. Но он играл 1 партию с другой партнершей ( играли марш Радецкого) и  они добивались хороших результатов.   Желательно партнеров менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися. 
Но вот пара сформирована, подобрано произведение, о котором педагог должен дать ученикам как можно больше информации: рассказать об авторе, эпохе, стиле, истории создания – теперь все можно найти в интернете. Я практикую прослушивание исполняемых произведений на видео. Например «Польку» учащиеся прослушали в исполнении Венского королевского оркестра, солиста, камерного ансамбля – для сравнения; перед началом работы над вариациями Медведовского посмотрели несколько цыганских танцев, чтобы ученики прониклись духом этого танца и музыки; «Тарантеллу» смотрели в исполнении Екатерины Максимовой в балете «Анюта», в исполнении камерного ансамбля, известных фортепианных дуэтов. Это очень вдохновляет учеников на работу . А если под ансамбль подбираются какие-то видео сюжеты, например из мультипликации ( ансамбль «В пещере горного короля» Грига исполнялся под видео –мультфильм) это - как говорят наши ученики: «Круто».
У каждого ученика должна быть в наличии не только своя партия , но и партия партнера, с которой он должен познакомиться, представлять ее (либо педагог ее играет ученику, более подвинутые сами играют с листа – это очень полезно) . В нотах надо карандашом расписать номера тактов в обеих партиях, расставить цифры по более крупным разделам, чтобы ученики могли быстро начинать с любого места, не путаясь. Вся эта подготовительная работа очень помогает. Предварительно выучиваются партии с каждым учеником отдельно, подбирается удобная аппликатура, проверяется правильность штрихов, ритма. Но этот процесс нельзя затягивать. Нужно как можно быстрее заставлять их начинать играть вместе, где они сразу почувствуют, что если плохо знаешь свою партию – игра не клеится, ответственность друг перед другом заставляет активнее работать.
При четырехручной игре за одним роялем каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь поделить клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся голосоведении.
Педализирует исполнитель второй партии, так как обычно она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, проходящей в верхнем регистре. Сольное исполнение приучает пианиста к «слушанию себя», а в ансамбле необходимо слушать своего товарища и учитывать его исполнительские интересы. Правильнее в ансамбле  слушать не себя, не его, а общее звучание ансамбля- не «я», не «он»,  а «Мы» и что у вас получается вместе.
Казалось бы , самая простая вещь- начать вместе играть. Однако точно синхронно взять два звука – не так легко и требует большой тренировки и взаимопонимания. Необходимо найти определенный жест для ауфтакта: легкое движение кисти, кивок головы или знак глазами, когда не видны руки партнера. Полезно вместе с этим жестом взять дыхание – сделать вдох в самом прямом смысле. Это снимает сковывающее напряжение. Обычно начало показывает  первая партия, если начинают вместе. В каждом произведении приходится искать свой способ взятия первого звука. Например, в «Польке» партнеры вместе кладут руки на клавиатуру, а затем по кивку головы Полины и легкому движению кисти вступают. А в вариациях Медведовского было принято общее решение брать первый аккорд сразу с колен, не положив руки на клавиатуру. Детям так было удобнее  начинать и аккорд звучал сразу ярко, убедительно. Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков и специально отрабатывать этот момент. 
Не меньшее значение , чем синхронное начало, имеет и синхронное окончание, «снятие звука». «Лохматые», «рваные аккорды», в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу и производят неприятное впечатление. У нас эта проблема возникала очень часто и мы находили такой выход: вторую партию просили играть немного легче аккорд или группу аккордов, а верхнюю наоборот ярче и создавалось впечатление синхронности.Особо следует сказать о динамике исполнения.
Наиболее распространенный недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие: все играется по существу mf или  f. Редко услышишь красивое пиано, о пианиссимо и говорить не приходится. У нас эта проблема возникла в «Польке». Очень трудно было заставить услышать именно тихий легкий пиццикатный звук в обеих партиях. Добиться желаемого результата можно только заставив партнеров постоянно контролировать звучание и сравнивать звучание громко – тихо. Полезно педагогам самим сесть за инструмент и проиллюстрировать нюансы, чтобы ученики почувствовали сколько выразительных средств таится в нашем инструменте, что мы с Л.И. Лобановой и делали. Конечно, результат достигается не сразу, т.к. работа над звуком – область огромного труда.
Надо объяснить учащимся, что четырех ручное исполнение позволяет полней использовать возможности клавиатуры; строить более объемные плотные тяжелые аккорды, использовать для достижения яркого динамического эффекта равномерное распределение силы двух человек  (например в вариациях Медведовского это была отдельная работа: вместе взять – снять и окрасить динамически аккорды). 
Необходимо договориться  об общем динамическом плане произведения., определить его главную кульминацию и более мелкие в каждом разделе. Часто форте звучит у учащихся жестко, резкими толчками. Возможно, этому способствует неправильная посадка – выдвинутый вперед корпус, отведенные назад локти, зажатость плечевого корпуса не дают сочности и плотности звучания. Нельзя оставлять это без внимания. В работе с учениками надо постоянно обращаться к слуховому контролю. 
Также заблаговременно должен быть определен темп. Общность понимания и чувствования темпа – одно из первых условий ансамбля.  Партнеры должны  одинаково чувствовать темп, еще не начав играть. Музыка начинается уже в ауфтакте. При разучивании  можно порекомендовать просчитать в соответствующем темпе «пустой такт». 
Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма; в ансамбле ритм должен обладать особым качеством: быть коллективным. Работа начинается с устранения индивидуальных недостатков в исполнении партнеров. Наиболее распространенными недостатками учащихся являются отсутствие четкости ритма и его устойчивости. Искажения ритмического рисунка чаще всего встречаются: в пунктирном ритме (постоянно напоминаем , что короткая доля относится к следующему звуку), при смене шестнадцатых  тридцать вторыми и сочетании их с триолями, в условиях полиритмии, при изменении темпа.  Отсутствие ритмической  устойчивости  часто связано с тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании звучности – эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; или  - в стремительных пассажах, а также в сложных для исполнения местах. 
Как мы решали эти проблемы, а они возникали постоянно. Заставляли в трудных местах,  где ускоряется и ничего не выигрывается, специально замедлять темп и играть медленнее, все выигрывая и выслушивая, играли с остановками на каких-то опорных моментах, чтобы ученики привыкали их слушать. Советовали более ясно играть вторую партию, в которой идет четкий аккомпанемент, ярче выделять басы и слушать их. А когда мелодия перемещалась во вторую партию, активно выделять показывать сильную долю в 1партии, которая становилась аккомпанирующей. Проблема ускорения темпа возникала в «Тарантелле». Стремительное движение этого танца очень располагало к ускорению и постепенно темп значительно увеличивался и ученики просто не справлялись с исполнением. На первом этапе работы играли под метроном, но в последствии это делать не стоит. Ритм должен быть живым, гибким, выразительным. Сдерживающим началом является аккомпанирующая партия. Если партнер ее хорошо слышит, темп будет держаться. Особенно важно слышание сильной доли.
 В произведении Медведовского темп , наоборот, постоянно менялся. Сделать это надо было со вкусом, без излишеств. Темп подсказывала музыка, ее характер, и во многом это зависело от трактовки именно первой партии, от ее музыкальности, эмоциональности выражения мелодии.  Как я уже говорила , Полине пришлось посмотреть и послушать цыганские танцы, чтобы понять эту музыку, она была ей не очень знакома.
Очень часто, работая над ансамблем, педагоги недооценивают роль второй партии. Больше внимания уделяется 1 партии, с ней тщательно работают. Наш опыт работы подсказал, что вторая партия требует не меньшего внимания, а иногда даже большего. Только тогда ансамбль начинает звучать.
Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, почувствует радость взаимной поддержки, объединенных усилий – можно считать, занятия в классе ансамбля дали принципиально важный результат. 
Семенова М. Н.
Лобанова Л.И.г.Торжок