Урок литературы 6 класс «К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»


Тема: «Юность, опалённая войной» (Константин Михайлович Симонов « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»).
Эпиграф: Весь под ногами мир земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою.
К. Симонов
Опережающие задания: знакомство с поэтом - самостоятельное чтение стихотворений поэта, презентация к уроку, подготовленная учениками.
Организационная информация
Предмет Литература
Класс 6 класс
Тема урока «Юность, опалённая войной»
Учитель Лунева Е.А., учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Балаши»
Саратовская область, Озинский район, с.БалашиМетодическая информация
Тип урока Урок нового знания.
Цели учителя ​ Создание условий для формирования умения понимать, анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания.
​ Формирование умений наблюдать, исследовать поэтический текст, делать выводы.
​ Воспитание  патриотических чувств: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.
Задачи урока - Совершенствовать умение определять тему, основную мысль, идею, композицию стихотворения.
- Находить изобразительно-выразительные средства языка.
- Развивать способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний.
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
- Формировать умение выразительно читать стихи.
- Формировать умение работать в группе: умение планировать работу, выражать устно и письменно свои суждения, уважать мнение выступающего.Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные (УУД) Личностные
Регулятивные Коммуникативные Познавательные Знать:содержание прочитанного стихотворения; план анализа поэтического текста.
Уметь:анализировать текст;
давать
характеристику лирическому герою;
определять тему, основную мысль, идею. - принимать учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;
- адекватно оценивать свои достижения. - участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; - строить монологические и диалогические высказывания;
- сотрудничать в совместном решении проблемы. - извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. - формировать чувство патриотизма, гордость за тех, кто отстоял Победу,
способствовать осознанию: война-тяжёлое испытание;
- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Формы и методы Фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа в группе, решение проблемных ситуаций
Педагогические технологии Проблемное обучение.
Информационно-коммуникационные технологии.
Необходимое оборудование и материалы Компьютер, проектор, музыкальное сопровождение. Презентация о поэте К.М. Симонове. Видеоролик «Эхо войны».
Аудиозапись стихотворения в исполнении актёра.
Структура урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Этап мотивации (самоопределение к деятельности)
Цель:
 мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 1. Видеоролик «Эхо войны» (Объявление о начале войны, марширующие юноши, эшелоны, летящие фашистские самолёты, гром взрывов, вой сирен, стон, плач, гибель женщин и детей.)2.Учитель
Война! Она ворвалась страшной бедой в каждый дом, в каждую семью. Выразите словами и запишите в тетрадь, в столбик.
Война
Слышу Вижу Чувствую Смотрят, слушают.
Выполняют задание: составляют ассоциативное поле на основе увиденного и услышанного, обмениваются впечатлениям Л1Р1К3
П12 Этап актуализации знаний
Цель:
​ актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения текста; Учитель предлагает послушать и посмотреть презентацию ученицы о поэтах-участниках Великой Отечественной войне, К. Симонове.
Учитель.
Звучит музыка  
( тихое звучание песни «Священная война»). Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Константин Симонов, Алексей Сурков, Юлия Друнина, Ольга Бергольц, Александр Твардовский и многих-многих, вернувшихся и не вернувшихся в редакцию читал во время войны буквально каждый”. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о военной поэзии. Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось. Смотрят и слушают одноклассницу, подготовившую презентацию о К.М. Симонове, поэтах-фронтовиках.
Учащиеся слушают учителя. Л2Р3
К1П23
4
5
6 Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата.
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала урока
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие при работе в группах
Этап обобщения
Этап рефлексии учебной деятельности
Цель:
оценить результаты собственной деятельности. Предлагает поставить учебные задачи урока
Организация деятельности учащихся:
1.Прочитайте текст учебника о писателе, найдите и
зачитайте:
-Какова ведущая тема творчества К. Симонова?
-Кому посвящено стихотворение
« Помнишь, Алёша..»?2.Чтение стихотворения в исполнении актёра.
3. Беседа:
-Какое впечатление произвело на вас
стихотворение в исполнении актёра?
-Каков жанр этого лирического стихотворения?
(Дружеское послание, которое входит в сборник ссимволическим названием « С тобой и без тебя»
1942год).-Где мы встречались с этим жанром?
-Кто он лирический герой в стихотворении?
-Как он воспринимает происходящее? (Человек сердцем принявший боль войны.)
Обратимся к композиции: как построено? Из
скольки состоит четверостиший?
-Как бы по смыслу вы их объединили?
(В содержательном плане они образуют пары,скреплённые цельностью описываемых событий.)
Обратите внимание на две первые.
_-Увидели ли вы другую связь? ( Синтаксически)
Введение понятия--Октава
Какие художественные приемы усиливают выразительность речи лирического героя, остроту его переживаний в 1 октаве?
(Риторическое обращение к другу по имени, многочисленные эпитеты, повторы).
Проблемная ситуация.
-Обратите внимание на «злые дожди»..На самом же деле стоял невыносимый зной. Предположите, почему автор отступил от реальности?
-Как автору удаётся погрузить читателя вобстановку военного времени?
( Многочисленные эпитеты: «усталыеженщины», «дорожная тоска», «со вдовьей слезой», плачущий крик». Приём контраста: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и светлое в облике седых стариков в белом. Белое остро воспринимается на фоне черного, доброе противостоит злу).-Что навсегда останется в памяти героя в эти дни?
(Пронзительный крик девушки, выражающейобщую боль ,горе людей, оставленных
отступающей армией. Вдовьи слёзы, старуха всалопчике плисовом, старик, старуха, обещавшая
ждать,умирающие товарищи, русская
женщина, трижды обнявшая)
-Найдите имена собственные..Где эти места? Каково их назначение в стихотворении?
( Это не только конкретные места, это пространство, расширяющее до необъятных просторов « великой Руси», объединяющей Россию и Белоруссию.)
-Что вы можете сказать об интонации 1 октавы? (Винтонации выражено живое чувственное состояние
автора послания.
-Каким размером написано стихотворение?
(Четырёхстопный амфибрахий)
-Как интонационно звучат строки?
(Раздумчивое звучание)
-Как вы будете читать эти строки? Почему нельзя
читать быстро?
(Каждая фраза звучит протяжно.)
Обратите внимание на звукопись. –
Какие завершают практически, каждую строчку?(И-дожди, шли, груди, спаси, Руси)
Сделайте вывод об особенности выразительного чтение этой октавы?(Звучание усиливает раздумчивость интонации, но придаёт интонации некую тяжеловесность, которая отвечает мучительности раздумий лирического героя.)
Рассмотрим 2 октаву
-Какую картину видит и чувствует лирический герой?
-Каким настроением она проникнута? Почему образ дороги сменяет тракт? Лексически эти слова близки?
( Унылый и горестный пейзаж .Слезами измеренный чаще, чем вёрстам и. Шёл тракт, на пригорке скрываясь от глаз». В русской культуре с образом тракта обычно связаны мотивы расставания вынужденного оставления родного дома.)Проблемная ситуация.
Следующий образ деревня
- Прочитайте, передайте, как вам подсказывает интуиция настроение. Почему повтор? Это тавтология?
-Какое слово обостряет ощущение уныния и скорби?( с погостами)
- Каким настроением проникнута эта часть? Передайте настроение чтением.
-Поэт пишет о событиях, участником которых он был, но кажется, что мысленно он обращается к многовековой истории России.
-Какие слова поэта возвращают нас в далёкое прошлое, к истокам героизма русского народа?
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ                Группа 1.
-Проведите исследование 3-4октавы:
-Что такое Родина ,по мнению поэта?
-Какое открытие он делает?
-Какой видится Родина поэту?
-Какие слова и выражения в стихотворении могли бы стать синонимами к понятию «Родина»?
- Какие символические образы использует автор в описании Родины?
-Какие выразительные средства языка передают чувства, мысли Лирического героя? Подготовьте выразительное чтение 3 октавы?
    (   Для выполнения этого задания ученику нужно провести небольшую исследовательскую работу и сделать вывод о том, что Родина для лирического «я» стихотворения Симонова — это, с одной стороны, конкретные места, которые защищают от врага русские солдаты: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, проселки, изба под Борисовом, пажити, леса. А с другой стороны, родина под пером поэта обретает величественный облик справедливой и мудрой земли, которая выстоит и победит. Поэтому для описания Родины поэт использует обобщенные и символические образы: великая Русь, вся Россия, всем миром, самая милая, горькая земля, «где я родился». Символически поэт связывает образ Родины с образом терпеливой и самоотверженной русской женщины, вера и любовь которой спасет солдата на трудной дороге войны.  
   Группа 2.
Проанализируйте 4-5 октавы. Определите основную мысль. Как решается мотив разлуки? Мотив единения? Каковы стилистические, синтаксические особенности стиха?
Группа3.
Определите основную мысль 8 октавы. Чей образ предстаёт? Почему Автор снова и снова возвращается к образу женщин и стариков?
(Молящиеся деды и не верящие в Бога внуки - всех коснулась война. Прадеды и внуки. Вдовы и невесты, горожане и сельчане - все объединяют свои силы, чтобы защитить Отчизну. И звучит мысль о непоколебимости русского духа, о традиции защищать Родину. Так повелось на Руси.
Презентация. «Героические страницы из прошлого русского народа».
-Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?
-Войне неизбежно сопутствует разлука, ожидание и возможное возвращение. Что ждёт впереди? Ждут ли?
-Прочитайте. Как звучит мотив возвращения?
-Какой приём позволяет усилить это чувство?
(Синтаксический параллелизм резко выделяет и чувства людей .и состояние природы. Эхом разносят над землёй слова утешения леса и пажити.
Риторически звучит вопрос: « Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?»
И вспоминаются строчки из стихотворения «Жди меня…»
Прослушайте песни на слова этого стихотворения.
-В чём актуальность этого стихотворения сегодня?
(Поднимает вечные темы: войны и мира, жизни и смерти, героизма и памяти. Хочется, чтобы поколении помнили, какой ценой завоёваны свобода, мир. Память имеет нравственный смысл. пока звонит колокол памяти о войне, есть надежда, что новой войны не будет!)
-Составить синквейн со словом Урок
2 прилагательных
3 глагола
Предложение из 4 слов
Подведем итоги урока: оцените свою деятельность, соотнеся с поставленными задачами.
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения о войне. Выдвигают задачи урока, предлагают вопросы для обсуждения
Читают про себя статью учебника, учатся выбирать главное.
Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы.
Ученики работают группах: Распределяют роли, обязанности (отбирают материл в тексте, записывают, обобщают материал, готовят сообщение.)
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.
Составляют синквей, содержание которого передаст настроение учеников и понимание идеи произведения.