Практикум по комментированию проблемы текста и определению авторской позиции (по тексту С.Л. Соловейчика о духовности)


Подготовка к сочинению-рассуждению ЕГЭ
Практикум по комментированию проблемы текста и определению авторской позиции
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился...
(3) Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4) Что это значит - духовная жажда?
(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)*
* Соловейчик Симон Львович (1930-1996) – российский публицист, педагог и философ.
Укажите проблематику текста (можно использовать каскад проблемных вопросов).
Сформулируйте проблему исходного текста. Как эта проблема связана с современностью? Утратила ли она свою актуальность?
Каков историко-философский контекст проблемы? Каково место проблемы в истории культуры, философии, иных гуманитарных знаний? Каков спектр точек зрения по данной проблеме?
На каком материале автор раскрывает проблему? На какие факты, примеры, детали, понятия опирается автор, размышляя над проблемой? Над какими понятиями размышляет автор? Как их соотносит?
Что является мерилом духовности для автора? Почему?
Какие черты (признаки) духовной жизни обозначает автор?
Приводя в пример определенные жизненные ситуации, о каких людях рассуждает автор? Как их соотносит?
В чем особенность жажды духовного человека?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Выполните ряд заданий в структуре ЕГЭ по данному тексту, которые помогут в дальнейшем успешно написать сочинение-рассуждение:
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?1) Духовность — это воспитанность и образованность.2) Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.3) Нельзя считать духовным человека, который не хочет выйти за круг бытовых забот.4) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) В предложениях 6—8 представлено рассуждение.2) В предложении 10 содержится определение понятия.3) Предложение 13 содержит описательный фрагмент.4) В предложениях 20—22 объясняется суждение, высказанное в предложении 19 текста.
3. Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы. 1) 5 2) 9 3) 10 4) 12
4. Среди предложений 14-22 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений 3-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 14-22 найдите сложное бессоюзное предложение, состоящее из трёх частей. Напишите номер этого предложения.
7. Среди предложений 15-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов. Напишите номер этого предложения.
8. «Тон размышлениям автора задаёт _____ (предложение 2). Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит _____ («духоподъёмно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как _____ (предложения 8, 9) и _____ (предложения 18, 19).»
Список терминов:
литота
сравнение
ирония
синтаксический параллелизм
эпитеты
цитирование
индивидуально-авторское слово
вопросно-ответная форма изложения
противопоставление
риторическое восклицание
Поработайте с готовым шаблоном, осваивая особенности комментирования проблемы и определения авторской позиции:
Сопоставляя понятия «________», «________», «________» и «________», приводя в пример ситуации, С. Соловейчик сравнивает жизнь _____________ и _____________ человека. Автор выделяет качества, отличающие человека духовного, такие как «___________», черпание в искусстве сил для «_____, _______». По мнению писателя, велико влияние искусства на человека, и _______«духоподъёмно» помогает почувствовать эмоциональный настрой автора. С. Соловейчик, выстраивая систему аргументов, хочет ____________читателя, что тот человек, в ком стремления не ослабевают со временем, и будет всегда томим «____________». Комментируя данную проблему, хочется отметить, что и сегодня она не теряет своей ___________ и злободневности, потому что каждый совершает самостоятельно выбор: _______, какие ориентиры для себя избрать.
Составитель: Степанова Н.Л.