Предпрофессиональная программа по баяну в ДШИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«РЕЖЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Свердловская область, город Реж, улица Калинина, 19 «а»













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Баян (Аккордеон)



















г. Реж
2014 г.


«Одобрено»
Педагогическим советом
МБОУДОД «Режевской ДШИ»

«___»___________ 2014 г.
«Утверждаю»

Директор ____________С.П. Тарабаев

«___»____________ 2014 г.






Разработчик: Третьякова Е.А. – преподаватель Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Режевская детская школа искусств»


Рецензент –
























Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателю;
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
Дидактическое обеспечение
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы































Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян/аккордеон», далее – «Специальность (баян/аккордеон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (баян/аккордеон)» нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на баяне/аккордеоне, получение ими музыкального образования. Также учебный предмет «Специальность» направлен на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед преподавателем ряд учебных и воспитательных задач. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Учебный план по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (баян/аккордеон)» направлен на приобретение учащимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
Срок реализации данной программы для детей, поступивших в Детскую школу искусств в первый класс:
в возрасте с 6,6 – 9 лет, составляет 8 (9) лет;
в возрасте с 10 – 12 лет, составляет 5 (6) лет.
Для учащиеся, не закончивших освоение образовательной программы основного или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (баян/аккордеон)»:
Таблица 1
Срок обучения
8 лет
9-й год обучения
5 лет
6-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)
1316
214,5
924
214,5

Количество часов на аудиторные занятия
559
82,5
363
82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
757
132
561
132


Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 45 минут и предполагает занятия:
2 часа в неделю для учащихся 1-6 классов (8-ми летний срок обучения), для учащихся 1-3 классов (5-ти летний срок обучения);
2,5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-ми летний срок обучения), для учащихся 4-5 классов (5-ти летний срок обучения), для учащихся дополнительного года обучения.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Цели и задачи учебного предмета
Цели предмета «Специальность (баян/аккордеон)» не противоречат общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Программа направлена на решение следующих задач:
выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне/аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне/аккордеоне позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян/аккордеон)»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно - иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
частично - поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Материально-технические условия
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу баян необходимых принадлежностей:
Инструменты (баяны/аккордеоны) разных размеров.
Подставки под ноги или разноуровневые стулья.
Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
Фортепиано, аудио и видео оборудования.
В школьной библиотеке имеется наглядные пособия, нотная и методическая литература.
Концертный зал для академических концертов и зачетов.
Связь с другими предметами программы
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как:
Музыкальное исполнительство:
Специальность,
Ансамбль,
Фортепиано,
Хоровой класс.
Теория и история музыки:
Сольфеджио,
Слушание музыки,
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
Предмет «Оркестровый класс» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении оркестра народных инструментов. Предмет «Дополнительный инструмент» даёт основы знаний дополнительных инструментов оркестра: балалайки, домры.
2. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (баян/аккордеон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Срок обучения 8 (9) лет

Распределение по годам обучения

Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)
32
33
33
33
33
33
33
33
33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю
2
2
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия
559
82,5


641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю
2
2
2
3
3
3
4
4
4

Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам
64
66
66
99
99
99
132
132
132

Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
757
132


889

Максимальное количество
часов занятия в неделю
4
4
4
5
5
5
6,5
6,5
6,5

Общее максимальное
количество часов по годам
128
132
132
165
165
165
214,5
214,5
214,5

Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения
1316
214,5


1530,5


Таблица 3
Срок обучения 5 (6) лет

Распределение по годам обучения

Класс
1
2
3
4
5
6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)
33
33
33
33
33
33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю
2
2
2
2,5
2,5
2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия
363
82,2


445,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю
3
3
3
4
4
4

Общее количество
часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
561
132


693

Максимальное количество
часов занятия в неделю
5
5
5
6,5
6,5
6,5

Общее максимальное
количество часов по годам
165
165
165
214,5
214,5
214,5

Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения
924
214,5


1138,5


Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени. Данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др..
Годовые требования по классам
Срок обучения 8 (9) лет
1 класс
Освоить посадку, постановку исполнительского аппарата, звукоизвлечения, координацию игровых движений. Изучить клавиатуру инструмента, удобные игровые движения правой и левой руки. Освоить и развить первоначальные навыки игры на баяне /аккордеоне. Основы исполнения штрихов: non legato, legato, staccato. Простейшие ритмические рисунки.
Изучить исполнительскую терминологию: метр, ритм, темп, legato, поп legato, staccato, нота с точкой, тон, полутон, диез, бемоль, бекар, pianissimo, piano, mezzo piano, mezzo forte, forte, fortissimo, crescendo, diminuendo, кульминация, реприза, вольты.
Осмыслить организацию метроритмической дисциплины, отношение к смене больших и мелких длительностей. Слуховое внимание к качеству звука и смене направления движения меха.
Освоить динамические оттенки f, p для раскрытия характера музыкального произведения. Овладеть различными средствами артикуляции за счет освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.
Освоить грамотное прочтение нотного текста. Чтение нот с листа в пределах 1 – 2 октавы.
За год учащийся обязан выучить:
гаммы C-dur, G-dur, F-dur отдельно каждой рукой, в одну октаву, четвертными длительностями staccato и legato на готовой клавиатуре (возможно и на выборной), andante. Короткие и длинные арпеджио отдельно каждой рукой.
4 – 6 этюдов на различные виды техники;
12 – 16 разнохарактерных пьес.

За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 4
1 полугодие
2 полугодие

Декабрь – академический концерт
(2 пьесы)
Май – академический концерт
(3 разнохарактерные пьесы).


Примерные программы академического концерта
1) М. Магиденко «Петушок»
РНП «Не летай, соловей»
РНП «Пастушок»
2) УНП «Волк»
М. Метлов «Паук и муха»
М. Раухвергер «Воробей»

3) РНП «Как под горкой, под горой»
Д. Кабалевский «Маленькая пьеска»
РНП «Там, за речкой»
4) А. Филиппенко «Праздничная»
УНП «По дороге жук, жук»
А. Филиппенко «Цыплята»
5) УНП «Ой, лопнул обруч»
РНП «Во саду ли, в огороде»
Филиппенко А. «Снежинки»

2 класс
Развить двигательные навыки исполнительских движений. Развить мелкую технику. Овладеть основными принципами аппликатурной дисциплины. Работать над качественной сменой направления движения меха, переходами из одной позиции в другую (подкладывание, перекладывание, перенос руки).
Изучить исполнительскую терминологию: ключевые и случайные знаки, largo, lento, adagio, агогика, ritenuto, accelerando, a tempo, tempo I, fermata, poco a poco, dolce, cantabile.
Развить музыкально-образное мышление. Исполнительское дыхание. Освоить динамические оттенки за счет умения владеть мехом, украшениями к мелодии (форшлаг, трель).
Ознакомиться с пьесами с элементами полифонии: подголосками, имитационной полифонией.
Воспитать чувство ответственности за качество исполнения на сцене и вместе с тем любви к игре при публике.
За год учащийся обязан выучить:
гаммы C-dur, G-dur, F-dur двумя руками вместе четвертными в четырехдольном метре со сменой направления движения меха на сильную долю (andantino) в две октавы, разными штрихами на готовой клавиатуре (возможно и на выборной). Аккорды, короткие и длинные арпеджио двумя руками;
3 - 4 этюда;
8 - 10 разнохарактерных пьес;

За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 5
1 полугодие
2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Декабрь – академический концерт
(2 разнохарактерные пьесы).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – академический концерт
(2 разнохарактерные пьесы).


Примерные программы академического концерта
1-е полугодие
1) БНП «Перепелочка»
В. Бухвостов «Маленький вальс»
И. Беркович «Марш»
2) Л. Моцарт «Юмореска»
А. Должиков «Шуточная»
РНП «Как пошли наши подружки» обработка В. Медведева
3) И. Сперонтес «Менуэт G-dur»
Д. Тюрк «Аллегретто»
А. Латышев Детская сюита «В мире сказок» в 4 частях.
2-е полугодие
1) В. Трутовский «Песня»
Ф. Кулау Тема из Вариаций G-dur
Б. Кравченко «Караван»
2) Ю. Слонов «Разговор с куклой»
К. М. Вебер «Танец»
Детская песня «Лошадка» обработка Ю. Литовко
3) А. Рюигрок «Горе куклы»
Д. Тюрк Сонатина C-dur
РНП «Как под яблонькой» обработка Аз. Иванов
3 класс
Работа над развитием мелкой техники (гаммаобразной, арпеджированной, пальцевые репетиции, двойные ноты). Работа над координацией движений. Освоение выборной системы по желанию.
Изучить исполнительскую терминологию: moderato, andante, andantino, agitato, largamente, синкопа, форшлаг, мордент, мотив, фраза,
предложение.
Работа над различными способами ведения меха, используя динамические и агогические нюансы: rit., moderato, allegro.
Знакомство с полифонией, произведением крупной формы.
Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом, выразительностью звучания.
За год учащийся обязан выучить:
Мажорные гаммы - до двух ключевых знаков двумя руками, четвертными и восьмыми длительностями (allegretto). Разными штрихами и ритмическими рисунками на готовой клавиатуре (возможно и на выборной), объем две октавы. Аккорды, короткие и длинные арпеджио двумя руками;
3-4 этюда;
1-2 произведения с элементами имитационной полифонии;
1-2 произведения крупной формы;
6-8 пьес различных эпох и стилей;
За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 6
1 полугодие
2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Декабрь – академический концерт
(2 разнохарактерных произведения).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – академический концерт
(3 разнохарактерных произведения).

Примерные программы академических концертов

1-е полугодие
1) Ф. Шуберт Экоссез
Немецкий народный танец
В. А. Моцарт Полонез
2) Э. Парлов Марш
А. Гедике Полька
Польск. НП «Кукушечка»
3) В. Вестеринен Вальс «Лесные цветы»
Д. Шостакович «Шарманка»
М. Глинка Полька
2-е полугодие
1) Г.Пёрселл Менуэт a-moll
К Вилтон. Сонатина C-dur
РНП «Во саду ли, в огороде» обработка Аз. Иванов
2) Г. Пёрселл Ария
С. Жилинский Сонатина G-dur
Е. Кузнецов «Родничок»
3) Й. Гайдн Менуэт G-dur
В. А. Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
П. Едикке Полька «Мизинчик»
4 класс
Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Освоение крупной техники (аккорды, октавы, скачки). Продолжение освоения различных приёмов владения мехом. Дальнейшее техническое развитие исполнительских навыков на выборной клавиатуре. Освоение синкопированных ритмических рисунков.
Исполнительская терминология: allegretto, allegro, vivo, vivace, presto, meno mosso, piu mosso, rubato, период, двухчастная форма, трехчастная форма простая и сложная, Da Capo al Fine, tranquillo, leggiero, scherzando, animato, grave, maestoso, doloroso.
Работа над элементами художественного мастерства: мелизмами.
Освоение на правой клавиатуре приемов glissando, vibrato.
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.
За год учащийся обязан выучить:
мажорные гаммы до трех ключевых знаков двумя руками, восьмыми и шестнадцатыми длительностями, allegro, на готовой или выборной клавиатуре, разными штрихами и ритмическими рисунками (объем две, три, четыре октавы в зависимости от конструкции баяна/аккордеона). Аккорды, короткие и длинные арпеджио двумя руками (объем две, три, четыре октавы);
3-4 этюда на различные виды техники;
1-2 полифонических произведения;
1-2 произведения крупной формы;
6-8 пьес различных эпох и стилей;

За учебный год учащийся должен исполнить
Таблица 7
1 полугодие
2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Декабрь – академический концерт
(2 разнохарактерных произведения).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – экзамен (3разнохарактерных произведения).


Примерные программы итогового прослушивания
1-е полугодие
1) Шилова О. «Веселое путешествие»
Кравченко И. Обработка р. н. п. «Не летай, соловей»
2) Глинка М. «Жаворонок»
Жилинский А. «Веселый пастушок»
3) Штраус И. Полька «Анюта»
Корецкий Н. Обработка белорусского народного танца «Крыжачок»
Примерные программы экзамена
2-е полугодие
1) Граупнер И. К. Гавот
Вагнер Э. Сонатина C-dur
Малиновский Л. Обработка р. н. п. «Ты пойди, моя коровушка, домой»
2) Бах И. С. Менуэт G-dur
Гедике А. Сонатина C-dur
Ризоль Н. Обработка укр. народного танца «Казачок»
3) Рамо Ж. Ф. Менуэт C-dur
Хаслингер Т. Сонатина C-dur
Бургмюллер Ф. Баллада
5 класс (2 часа в неделю)
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.
Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие.
Освоение аккордовой техники.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти:
- 3 этюда
-2 полифонических произведения
-2 произведения крупной формы
- 6 разнохарактерных произведений
- гаммы: мажорные – двумя руками, разными штрихами и ритмичиескими рисунками; минорные – в тональностях до 5ти знаков двумя руками
- арпеджио: короткие, длинные, двумя руками.
- аккорды и их обращения. D7 с обращениями
Чтение с листа из репертуара 3 класса.
За учебный год учащийся должен исполнить: Таблица 8
1 полугодие
2 полугодие

Октябрь – технический зачет (2 гаммы, 1 этюд, который можно заменить виртуозной пьесой).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных пьесы).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд)
Май – экзамен (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Джулиани А. «Тарантелла»
Пахульский Г. «Мечты»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
Бах И.С. «Ария»
Д. Чимароза «Соната» (g-moll)
Иванов В. «Скерцо»
РНП «Коробейники» обработка Гаврилова А.

6 класс (2 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
В течение 6 года обучения ученик должен пройти:
- упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений
- все гаммы в прямом движении 2мя руками вместе на весь диапазон
- 2 полифонических произведения;
- 1-2 произведения крупной формы;
- 3-4 разнохарактерных пьесы;
- 2-3 обработки народных песен и танцев
- 3-4 этюда на различные виды техники
- 6-7 пьес различного характера.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 9
1 полугодие
2 полугодие

Октябрь – технический зачет (2 гаммы, показ самостоятельно выученной пьесы). Декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху)
Май – экзамен (2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Гендель Г. «Сарабанда»
Рахманинов С. «Итальянская полька»
Шопен Ф. «Листок из альбома»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
Пахульский Г. «Каноническая пьеса»
Щуровский Ю. «Танец»
РНП «Как по лугу, лугу» обработка Булатова С.

7 класс (2,5 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.
Самостоятельная работа над произведением.
В течение 7 года обучения ученик должен пройти:
- упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;
- игра гамм должна иметь четкую последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направленную на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов (мажорные гаммы C,G,F и минорные a,e,d играть терциями, секстами, октавами)
-2 полифонических произведения
- 4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
- 6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
- 2-3 обработки народных песен и танцев.
- Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 10
1 полугодие
2 полугодие

Октябрь – технический зачет (2 гаммы, 1 этюд, показ выученной пьесы, значительно легче усвоенного предыдущего материала).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы).
Март – технический зачет (две гаммы, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху)
Май – экзамен (2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы или виртуозное произведение, произведение кантиленного характера).


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Люлли Ж. «Гавот»
Павин С. «Весеннее настроение»
Сухохвостов В. «Маленькое скерцино»
Григ Э. «Пеня Сольвейг»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
Сейбер М. «Прелюдия»
Бажилин Р. «Ожившие игрушки»
Варламов А. «Красный сарафан».

8 класс (2,5 часа в неделю)
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте. Подготовка к выпускному экзамену.
В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:
- умение сыграть любою (одно-двухоктавную минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой, и т.д. в максимально быстром темпе;
- исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 11
1 полугодие
2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных пьесы из программы выпускного экзамена; обязательный показ произведения крупной формы и 1 произведение на выбор).
Март - прослушивание перед комиссией оставшихся 2-х произведений из выпускной программы не сыгранных в декабре.
Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение)

Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
Шишаков Ю. «Прелюдия и фуга» №20 a-moll
В. Моцарт «Турецкий марш»
Шахов Г. «Лесные дали»
РНП «Садом, садом, куманька» обработка Иванова А.
Лядов А. «Канон»
Яшкевич И. «Соната C-dur» ч.1
Лысенко Н. «Грустный напев»
УНП «Где ты, где ты, моя доля» обработка Талакина А.

9 класс (2,5 часа в неделю)
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросам музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:
- к работе над техникой в целом,
- к работе над произведением,
- к качеству самостоятельной работы,
- к сформированности музыкального мышления.
Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах.
С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т.д.)

За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 12
1 полугодие
2 полугодие

Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока (1 гаммы, 1 этюд или виртуозная пьеса).
Декабрь – зачет (2 произведения).
Март – академический вечер (3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на выпускной экзамен)
Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения)


Примерный репертуарный список:
И.С. Бах «Органная прелюдия C-dur»
Й. Гайдн «Финал из сонаты D-dur»
А. Репников «Песня»
РНП «Лошадка» обработка В. Мотова
А. Лядов «Прелюдия»
Н. Чайкин «Маленькое рондо»
А. Хачатурян «Подражание народному»
РНП «Как пойду я на быструю речку» обработка А. Шалаев.

Годовые требования по классам
Срок обучения 5 (6) лет
Требования по специальности для обучающихся на баяне (аккордеоне) сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.
Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.
Экзаменационные требования
1. Технический зачет
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Упражнения,
Этюды,
Гаммы и арпеджио,
Музыкальные термины:
1, 2 классы – динамические оттенки,
3 класс – основные обозначения темпов,
4 класс – характер исполнения произведений.
2. Зачет по творческим навыкам
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Самостоятельно выученное произведение,
Чтение нот с листа,
Подбор по слуху,
3. Академический концерт
- Требования, соответствующие программе каждого класса:
Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений.
4. Выпускной экзамен
Произведение крупной формы:
Концерт (I ч. или II и III части);
Соната (I ч. или II и III части);
Вариации.
Полифоническое произведение
Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии.
Виртуозная пьеса или концертный этюд.
Выпускник исполняет на выпускном экзамене 4 произведения, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
знать основные исторические сведения об инструменте;
знать конструктивные особенности инструмента;
знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
знать оркестровые разновидности балалайки, домры, баяна;
знать основы музыкальной грамоты;
знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на баяне (аккордеоне);
знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
иметь навык игры по нотам;
иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему музыканту;
приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
комплексное совершенствование игровой техники баяниста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности баяна (аккордеона) для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
знание музыкальной терминологии;
знание репертуара для баяна (аккордеона), включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
умение транспонировать и подбирать по слуху;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

4. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности баян (аккордеон) охватывают все виды контроля:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация учащихся;
итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 13
Вид контроля
Задачи
Формы

Текущий контроль
поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения учащегося изучаемому предмету,
повышение уровня освоения текущего учебного материала.
Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.
контрольные
уроки,
академические
концерты,
прослушивания
к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация
определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.
зачеты (показ части программы, технический зачет),
академические концерты,
переводные зачеты,
экзамены

Итоговая аттестация
определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.
экзамен – проводится в
выпускных классах: 5 (6), 8 (9).


Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
Контроль и учет успеваемости
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе «Специальность (баян)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.
В соответствии с учебным планом в 8 (5) классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.
Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете – контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.
Кроме того, преподавателям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете, экзамене:
Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.
В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.
Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателю.
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на баяне (аккордеоне) является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности балалайки.
В классе баяна (аккордеона) при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий – каждый день;
объем самостоятельных занятий в неделю – от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.
Дидактическое обеспечение
В ДШИ имеется библиотека для баяна, содержащая около 40 единиц методических пособий и нотных сборников. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведении.

6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
Педагогический репертуар баяниста, вып.9 (сост. Ф.Бушуева и С.Павина)
Хрестоматия педагогического репертуара для баяна (III-IV классы ДМШ, сост.
В.Горохова)
Педагогический репертуар баяниста (1-2 класс ДМШ) вып.3 (сост. Ф.Бушуев)
Народная музыка в обработке для баянов и аккордеонов (П. Лондонов)
Хрестоматия баяниста (3-5 класс ДМШ) вып.1 – сост. В. Алехин, С. Павина,
П. Шашкин.
Хрестоматия баяниста (старшие классы, ч.1, сост. В. Грачев, В. Петров,
В. Алехин, В. Бухвостов, П. Говорушко)
Народные песни и танцы в обработке для баяна (вып.22, переложение
Ф. Бушуева, А. Чинякова)
Хрестоматия баяниста (сост. А. Сударикова, 3 изд.)
Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов составитель
В. Брызгалин Тетрадь 2 Контрапуктирование (Курган Мир Нот 2001)
Любимые мелодии Репертуар баяниста (аккордеониста) Выпуск 2 (Минск
«Современная школа» 2010)
Новые произведения российских композиторов 1-2 класс, 2-3 класс, 3-4 класс.
4-5 класс Ростов-на-Дону «Феникс» 2010
1 класс
Этюды:
Этюды для аккордеона (вып. 1, сост. Гвоздев П.) №1,2,4,5
Этюды для аккордеона в перелож. К. Барток 1 ч., Будапешт № 1,2,3,5,7
Этюды для аккордеона. Вып.3 / Сост. М. Двилянский. М., 1970
Агафонов О. Этюд C-dur
Арман Ж. Этюд C-dur
Зейтман Т. Этюд C-dur
Шпиндлер Ф. Этюд C-dur
Этюды для баяна. Вып.16 / Сост. Л.Гаврилов. М., 1988
Гаврилов Л. Этюд C-dur
Хрестоматия аккордеониста ДМШ 1-2 класс:
Этюды: Г.Бережа стр. 58
К.Черни стр. 59
А.Биль стр. 59
В.Иванова стр. 60
С.Ляховский стр.60
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Прайслер И. Этюд C-dur
Смородников Ю. Этюд C-dur
Беренс Г. Этюд C-dur
Аккордеон-техник Лейпциг, Германия, 1977 г.
Этюды № 12, 14, 15, 16, 20
Пьесы:
Г. Бойцова «Юный аккордеонист» 1ч. М., изд. Музыка, 2007
«Лиса»
«Дон-Дон»
«Петя-булочник»
«Сорока»
«Маленькая Юлька»
«Теремок»
«Поезд»
Баян 1 класс / Сост. И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, 1972:
Белорус. н. п. «Перепелочка»
Польск. н. п. «Веселый сапожник»
Р. н. п. «Во поле береза стояла»
Р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я»
Р. н. п. «Уж ты, Ванька, пригнись»
Р. н. п. «Я на горку шла»
Укр. н. п. «Бандура»
Укр. н. п. «Диби-диби»
Филиппенко А. «Веселый музыкант»
Филиппенко А. «Праздничная»
Филипп И. «Колыбельная»
Хрестоматия аккордеониста ДМШ 1-2кл. М 1986
«Василек»
«Как под горкой»
«Во саду ли в огороде»
«Ах вы сени мои сени»
«Камаринская»
Иванов А. «Руководство для игры на аккордеоне» М., Музгиз, 1963
«Ай за гаем, гаем»
«Как под яблонькой»
Гурилев А. «Песенка»
Иванов А. «Песня», «Полька»
Хочу быть баянистом: учебное пособие для начинающих / П. Серотюк. М., 1994
«Песенка про дождик»
«Частушка»
«Заинька, попляши»
«На зеленом лугу»
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С.Севостьянова, Л.Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Кабалевский Д. «Маленькая полька»
Тиличеева Е. «Праздничная елочка»
Филиппенко А. «Про лягушку и комара»
Кола И. «Радость начинающих» ч.1, Будапешт, изд. Музыка, 1958:
Моцарт «Азбука»
Кудрявцев А. и Полуянов П. «Самоучитель игры на аккордеоне» М., Музгиз, 1961:
Глюк «Мелодия»
Хрестоматия аккордеониста: 1-2 кл. ДМШ / сост. В. Гусев. - 3-е изд., М.: Музыка, 1995:
Шуберт «Лендлер»
Чайкин «Считалка»
Чайкин «Пьеска»
Бухвостов «Маленький вальс»
Д. Васильев-Бухлай «Осенняя песенка»
Ребиков В. «Птичка»
Баян: 1 кл. / сост. И. Алексеев, Н. Корецкий. - Переизд. - М.: Кифара, 1994:
Кабалевский Д. «Маленькая полька», «Песенка»
Красев М. «Елочка», «Елочка новогодняя»
2 класс
Этюды:
«Этюды для аккордеона» вып.1, сост. Гвоздев А. № 6,7,8,9,13,14.
Хрестоматия аккордеониста для ДМШ 1-2 класс сост./ Ф. Бушуев, С. Павин. М., 1982.
С. Павин. Этюд C-dur
С. Ляховицкая. Этюд G-dur
Этюды для баяна на разные виды техники. 1 класс ДМШ / сост. А. Нечипоренко, В. Угринович. Киев, 1984
Беркович И. Этюд C-dur
Нечипоренко А. Этюд C-dur
Черни К. Этюд G-dur
Черни К. Этюд C-dur
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Денисов А. Этюд C-dur
Мотов В. Этюд a-moll
Черни К. Этюд C-dur
Шитте Л. Этюд e-moll
Этюды для баяна. Вып.16 / Сост. Л.Гаврилов. М., 1988
Гаврилов JI. Этюд G-dur
Попов В. Этюд C-dur
Смородников Ю. «Этюды для баяна (аккордеона)» М., 2006:
Этюд C-dur
Этюд d-moll
Пьесы
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Вебер К. Колыбельная
Ферро А. Гавот
Шуберт Ф. Вальс
Педагогический репертуар аккордеониста для ДМШ 1-2 кл. Вып.3 / Сост. В. Алехин, В. Грачев. М., 1973
Гайдн Й. Аллеманда
Гайдн Й. Танец
Малиновский Л. «Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона)». Барановичи, 2006
Моцарт В. А. Вальс
Спадавеккиа А. «Добрый жук», песенка-танец из кинофильма «Золушка»
Коробейников А. «Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона» часть I / Сост. В. Ушаков, С. Ставицкая. СПб., 2003
Тик-так
Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне» М., изд. Кифара, 2007
М.Глинка «Полька»
А. Гурилев «Матушка-голубушка»
Ф. Шуберт «Форель»
М. Кожелух «Анданте»
Народные песни и танцы
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып. 58 / Сост. Ю.Бушуев. М., 1988
Бухвостов В. Обработка р. н. п. «Как из улицы в конец»
Хрестоматия баяниста. 1-2 кл. ДМШ / Сост. А. Крылоусов. М., 1980
Мотов В. Обработка р. н. п. «Как на тоненький ледок»
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Бухвостов В. Обработка р. н. п. «Чернобровый, черноокий»
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.64 / Сост. Ф. Бушуев. М., 1991
Ефимов В. Обработка р. н. п. «Во саду ли, в огороде»
Баян II класс ДМШ (Сост. И. Алексеев и Н. Корецкий Киев, 1968)
Укр.н.п. «Ой, лопнул обруч»
Р.н.п. «Как ходил, гулял Ванюша»
Полифонические произведения
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Аглинцева Е. «Русская песня»
Арман Ж. Пьеса
Витхауэр И. Гавот
Готово-выборный бая в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.38 / Сост. В. Платонов. М., 1988
Моцарт В. А. Менуэт C-dur
Педагогический репертуар аккордеониста для ДМШ 1-2 кл. Вып.3 / Сост. В. Алехин, В. Грачев. М., 1973
Гуммель И. Пьеса
Телеман Г. Гавот
Выборный баян. 1 кл. / Сост. В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. Киев, 1980
Репников А. «Близнецы»
Стеценко В. «Раздумье»
Хрестоматия баяниста. 1-2 кл. ДМШ / Сост. А. Крылоусов. М., 1980
Бах И. С. Менуэт d-moll
Бах И.С. «Избранные произведения в переложении для готово-выборного баяна» / Сост. В. Ковтонюк, М., 1996
Бах И. С. Маленькая прелюдия C-dur
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.64 / Сост. Ф. Бушуев. М., 1991
Пёрселл Г. Сарабанда
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Аглинцева Е. «Русская песня» (128)
Арман Ж. Пьеса (128)
Витхауэр И. Гавот (128)
Готово-выборный бая в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.38 / Сост. В. Платонов. М., 1988
Моцарт В. А. Менуэт C-dur (71)
Педагогический репертуар аккордеониста для ДМШ 1-2 кл. Вып.3 / Сост. В. Алехин, В. Грачев. М., 1973
Гуммель И. Пьеса (131)
Телеман Г. Гавот (131)
Выборный баян. 1 кл. / Сост. В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. Киев, 1980
Репников А. «Близнецы» (61)
Стеценко В. «Раздумье» (61)
Хрестоматия баяниста. 1-2 кл. ДМШ / Сост. А. Крылоусов. М., 1980
Бах И. С. Менуэт d-moll (171)
Бах И.С. «Избранные произведения в переложении для готово-выборного баяна» / Сост. В. Ковтонюк, М., 1996
Бах И. С. Маленькая прелюдия C-dur (32)
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.64 / Сост. Ф. Бушуев. М., 1991
Пёрселл Г. Сарабанда (47)
3 класс
Этюды:
«Аккордеон-техник» Лейпциг, Германия 1977 г. № 25,29,31,32,33
Хрестоматия баяниста для ДМШ 1-2 кл., Вып.1 / Сост. Ю. Акимов и В. Грачев. М., 1971.
Шитте Л. Этюды: C-dur
F-dur
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Беренс Г. Этюд C-dur
Этюды для баяна. Вып.16 / Сост. Л.Гаврилов. М., 1988
Месснер Е. Этюд C-dur
Тышкевич Г. Этюд a-moll
Пьесы и этюды для баяна 1-3 кл. ДМШ / Сост. П.Говорушко. Л., 1963 г. № 5,7,8,9
Пьесы:
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып. 58 / Сост. Ю.Бушуев. М., 1988
Гурилёв А. «Улетала пташечка»
Грибков Ю. «Гармошечка»
Коробейников А. «Альбом для детей и юношества. Пьесы для баяна и аккордеона» часть I / Сост. В. Ушаков, С. Ставицкая. СПб., 2003
Ласковый вальс
Малиновский Л. «Девичий хоровод. Пьесы и обработки народных мелодий для баяна (аккордеона)». Барановичи, 2006
Денисов А. Песня без слов
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.62 / Сост. Ф. Бушуев. М., 1990
Кравченко Б. Лирические припевки
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.64 / Сост. Ф. Бушуев. М., 1991
Даргомыжский А. Романс
Блинов Ю. Немного взгрустнулось; Веселый клоун
Народные песни и танцы
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.64 / Сост. Ф. Бушуев. М., 1991
Грачёв В. Обработка латышек, н. п. «Волк и коза»
Коробейников А. Обработка р. н. п. «Заиграй, моя волынка»
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Гуськов А. Обработка р. н. п. «Ах ты, тпрусь-ка, бычок»
Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста. ДМШ. 1-7 кл. / Сост. Из произв. В. Ефимова, Л. Кленкова, А Коробейникова. М., 2001.
Кленков Л. Обработка р. н. п. «Как у наших у ворот»
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып. 58 / Сост. Ю.Бушуев. М., 1988
Обработка белорусской н. п. «Сел комарик на дубочек»
Русская пляска. Сборник русских народных танцев для баяна и аккордеона. / Сост. А. Салин. М., 1963.
Обработка р. н. п. «Канава»
Полифонические произведения
Бах И.С. Избранные произведения в переложении для готово-выборного баяна. / Сост. В. Ковтонюк. М., 1996
Бах И. С. Маленькая прелюдия d-moll
Нотная папка баяниста. Младшие классы музыкальной школы. Выпуск 1. / Сост. С. Севостьянова, Л. Мартынова, Т. Крупчанская, М. Соловьева, В. Ковтонюк. М., 2005:
Корелли А. Сарабанда d-moll
Кригер И. Менуэт a-moll
Моцарт В. А. Менуэт F-dur
Гендель Г. Сарабанда d-moll
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.64 / Сост. Ф. Бушуев. М., 1991
Фрескобальди Д. Канцона
Выборный баян 3 кл. / Сост. В. Бесфамильнов, А. Зубарев, В. Паньков. Киев, 1982
Щуровский Ю. Полифоническая пьеса

Произведения крупной формы
Сонатины и рондо в переложении для аккордеона. СПб, 2005
Бейль А. Сонатина G-dur
Ванхаль Я. Сонатина F-dur
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып.64 / Сост. Ф. Бушуев. М., 1991
Дюбюк А. Русская песня с вариациями
Баян, аккордеон: Из репертуара Международного конкурса юных исполнителей им. В.В.Андреева / Сост. Л.Комарова, Е. Михайлова. СПБ. 1994
Бухвостов В. Маленькая сюита в 3 частях: Частушка; Хоровод; Переборы
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 кл. Вып. 58 / Сост. Ю.Бушуев. М., 1988
Шмит Ж. Сонатина A-dur. Часть I









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




ђ Заголовок 215