Клубный час. Трудом велик и славен человек



Клубный час на тему «Трудом велик и славен человек»

Цель: подвести детей к пониманию важности и значимости любого труда
Задачи: расширить представление детей о значении труда в жизни общества,
способствовать формированию положительной нравственной оценки характера, как трудолюбие,
побуждать детей к развитию трудовых навыков,
учить ориентироваться в мире профессий,
воспитывать уважение к людям любой профессии.

Ведущий 1
Добрый день, дорогие ребята, гости нашего праздника!
Сегодня мы посвящаем нашу встречу труду. Тема нашего клубного часа
«Трудом велик и славен человек»
Сегодня мы узнаем почему именно труд славит человека и в чём это заключается.
И начать мы хотим с маленького рассказа К.Ушинского «Два плуга».

Инсценировка рассказа К.Ушинского «Два плуга».
Автор
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга.
Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл на работу;
а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились.
Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он вышел
из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у старого знакомого.
- От труда, мой милый, – отвечал тот. – А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому,
что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Ведущий 2
- Почему плуг, который попал к землепашцу, блестел, как серебро? (потому что он трудился)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (потемнел и покрылся ржавчиной)
- Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (труженика и лентяя)

Ведущий 1
С давних времён и веков детей с самого раннего детства приучали к труду.

Инсценировка стихотворения З.Александровой «Золотые руки»
(выходят два мальчика и читают стихотворение)
Золотые руки у парнишки, что живёт в квартире номер пять.
К мастеру приходят понаслышке сделать ключ, кофейник запаять.
Золотые руки все в мозолях, в ссадинах и в пятнах от чернил –
Глобус он вчера подклеил в школе, радио соседке починил.
Нам спираль переменил на плитке, подновил дырявое ведро
У него гремят в карманах слитки – олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом маленького мастера зовут.
Если электричество погасло золотые руки тут как тут.
Мать руками этими гордится, хоть всего парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится в комнатах живой и яркий свет.
Не успев прочесть об этом в книжке, до всего дошёл он наугад.
«Золотые руки у парнишки!» - про него соседи говорят.

Ведущий 2
В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим.
Мы читаем начало пословиц, а вы продолжаете.

Работа с пословицами:
Терпенье и труд (всё перетрут)
Под лежачий камень (и вода не течёт)
Не спеши языком (торопись делом)
Любишь кататься (люби и саночки возить)
Делу время, (а потехе час)
Без труда не вынешь (и рыбку из пруда)
Кончил дело (гуляй смело)
Труд кормит (а лень портит)

Ведущий 1
Труд – самое важное в жизни каждого человека. Сколько на нашей земле дорог, мостов, машин, городов.
И все они появились, благодаря рукам человека. Человек своим трудом украшает землю.

Ведущий 2
Он умеет растить хлеба, строить дома, изобретать разные машины, летать в космос и многое другое.
Труд облагораживает человека. Человек славен трудом.

Ведущий 1
День сегодня - совсем особенный! Собрались мы сюда, друзья,
Чтоб восславить руки тружеников – это сделаем вы и я!

Ведущий 2
Мы хотим, чтобы этот праздник вам запомнился надолго, потому что
(подходит к плакату, на котором написано: «Землю красит солнце, а человека труд»)

Появляется Труд. На нём комбинезон. На груди яркая эмблема.

Труд.
Здравствуйте, друзья! Знаю это точно: говорят всегда, что без меня не вытащишь и рыбку из пруда. Разрешите представиться. Я – Труд! И мне приятно, что вы пришли на праздник в мою честь.
Хорошо, что есть на свете камень, глина и песок!
Хорошо, что есть на свете клещи, гвозди, молоток!
Нитки есть и есть лопата – можно шить и можно рыть!
Уважайте труд, ребята! Приучайтесь труд любить!

Ведущий 1
Человек трудом велик. Издавна люди придавали огромное значение отношению к труду.
Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, ответственное отношение к труду.

Дети (читают стихи)
Единое счастье – работа, в полях, за станком, за столом!
Работа до жаркого пота, работа без лишнего счёта –
Часы за упорным трудом.
Великая радость – работа, в полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота, работай без лишнего счёта -
Всё счастье земли – за трудом.

Ведущий 2
А теперь посмотрите на эти высказывания и скажите: что труд даёт человеку? Как понимаете смысл?
(на слайде высказывания: Труд красит человека, а безделье его портит.
Только в труде можно проявить все свои лучшие качества.)




Ведущий 1
А чему учится человек в коллективе?
(на слайде ответы: В коллективе человек:
учится общению с другими людьми,
получает возможность ощутить силу, поддержку коллектива.

Ведущий 2
И в наше время человек в обществе, в классном коллективе ценится по труду.
Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого.
А с чего мы начинаем в классе, какую работу мы выполняем?
Ведущий 1
При многих обязанностях человека в обществе, в классном коллективе о нём судят, прежде всего, по труду.
Труд помогает человеку раскрыть свою личность, показать свои способности.

Дети (говорят по предложению):
Каждый из нас в классе несёт ответственность за порученное дело.
Мы должны добросовестно относиться к труду, что бы нас отметили только с хорошей стороны.
Не зря говорят, что труд – это источник радости и удовольствия.
Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
В труде человек станет физически здоровым и нравственно – воспитанным.
От труда зависит благополучие и благосостояние человека.
Труд имеет и большое личное значение.
Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками.
Чтобы стать хорошим специалистом, мы должны много знать и много уметь.

Ведущий 2
Давайте прочитаем правило о труде.
(на слайде слова: Ничто и никогда не даётся без труда.
Умей если нужно заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок.
Будь первым в ученье, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.)
Ведущий 1
Давайте и мы прославим человека труда, а заодно и поиграем.
Я буду приветствовать умелых людей флажками разного цвета.
Я поднимаю голубой – надо хлопать, зелёный – топать, жёлтый – молчать, красный – ура кричать.

Ведущий 2
Сегодня мы сидим за школьной партой. Учёба – это труд, причём непростой. Пройдут школьные годы.
Мы станем взрослыми и нужно будет выбрать профессию. А что такое профессия? (ответы детей)
(на слайде определение:
Профессия – это вид труда, который требует от человека
определённой подготовки, знаний и умений.)

Ведущий 1
А знаете ли вы, как много профессий на планете? Какие профессии вы знаете? (ответы детей)

Загадки о профессия (читают дети)
Громко прозвенел звонок, в классе начался урок.
Знает школьник и родитель – проведёт урок (учитель)
Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь – как лечится знает (врач)
На витрине все продукты: овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец предлагает (продавец)

Тёмной ночью, ясным днём он сражается с огнём.
В каске, будто воин славный, на пожар спешит (пожарный)
Кирпичи кладёт он в ряд, строит садик для ребят
Не шахтёр и не водитель, дом нам выстроит (строитель)
Тонкой палочкой взмахнёт – хор на сцене запоёт.
Не волшебник, не жонглёр. Кто же это? (дирижер)

Стихи о профессиях (читают дети)
На далёкие планеты от земли летят ракеты.
Их конструктор разработал, день и ночь не спал, работал.
Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.
Он и фрукты, и природу нарисует, и портрет.
Взял художник на работу кисти, краски и мольберт.
Дайте повару продукты: мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель и тогда ждёт вас вкусная еда.
Звери, птицы, все, кто болен, кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар – перевяжет, даст отвар.
Кто из шляпы достаёт зайца всем на удивление?
Это фокусник даёт в цирке представление.

Частушки о профессиях
Говорю я всем знакомым, что хочу быть астрономом.
Не люблю я ночью спать, лучше звёзды изучать.
Я люблю перед всем классом на уроках отвечать.
Этот опыт пригодиться – я хочу артисткой стать.
Я решил, что ни к чему боксом заниматься –
Стану я зубным врачом, все его боятся.
Вовка хвалится ребятам, что он станет адвокатом.
А пока не адвокат, он колотит всех подряд.
Быть разведчиком хочу я, ведь находчив я и смел.
Мама спрятала конфеты, я разведал где – и съел.
Стану мастером по стрижке и Лариске отомщу –
Обстригу аж под мальчишку, а потом тогда прощу.
На гимнастику хожу, ем лишь раз в неделю.
По секрету вам скажу: стать хочу моделью.
Наконец до десяти-то научился я считать.
И теперь судьёй по боксу я могу уж точно стать.

Ведущий 2
На земле много разных профессий, а инструментов, которые используются людьми разных профессий
ещё больше. Угадайте, кто использует ножницы? А кто указку? А кому нужен шприц? (ответы детей)

Ведущий 1
Мы пока не выбрали себе инструменты и работу, но вскоре это сделаем.

Ведущий 2
Главные же наши инструменты – это наше сердце, голова и руки.
Если сердце будет хотеть, а руки делать, мы справимся с любой работой.

Ведущий 1
Человеку каждой профессии присущи свои профессиональные качества.
Давайте попробуем определить каким должен быть учитель? А пожарный?
(ответы детей: добрый, умный, терпеливый и т.д.)


Дети читают стихотворение Ю.Тувима «Всё для всех»
Каменщик строит жилища, платье - работа портного,
Но ведь портному работать трудно без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым, если умелые руки
Вовремя не смастерили фартук, и куртку и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба много ль нашьёт, натачает.
Стало быть, так и выходит; всё, что мы делаем, - нужно,
Значит давайте трудиться честно, усердно и дружно.

Ведущий 2
А есть ли качества, необходимые для всех профессий? Назовите их.
(Слайд со словами: доброжелательность, вежливость, ответственность, аккуратность, терпение, трудолюбие, внимательность, выдержка, упорство, настойчивость)

Ведущий 1
Как говорят про человека, который отлично делает своё дело? (мастер своего дела)
Можно ли так сказать про парикмахера? А про портного? А про хирурга?

Ведущий 2
За свой труд, за умелые, талантливые руки таких людей называют человек – золотые руки.
Их поощряют, они получают награды: почётные звания, грамоты, ордена, медали.
Их труд славит. И не зря говорят: труд славит человека.

Дети читают стихотворение.
Как много в мире красоты, которой мы не замечаем.
Всё потому, что каждый день встречаем её знакомые черты.
Мы знаем как красивы облака, река, цветы, лицо любимой мамы,
И Пушкина летящая строка, и то, что человек красив делами.

Ведущий 1
Труд был, есть и будет основной славой жизни на земле.
Любой труд почётен и все работы хороши.

Учитель
Ребята, наш классный час подошёл к концу. Вы хорошо потрудились! Молодцы!
Мы ещё будем говорить с вами о разных профессиях, будем ходить на экскурсии.
Надеюсь хорошие моменты остались в вашей памяти.
И есть над чем хочется задуматься каждому из нас.

Исполнение песни «Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется»
(М.Вайнберга на слова М.Коростылёва)
Припев: Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется.
Ведь сила есть волшебная в труде.
Он сдвинет горы снежные, пройдёт моря безбрежные,
Он побеждает всюду и везде.
1 куплет: А тот, кто все задания считает наказанием,
Кто лодырничать целый день привык.
На чудо, разумеется, пусть даже не надеется,
Лишь двойкою украсит свой дневник.
Припев:


2015

Клубный час на тему «Трудом велик и славен человек»