Библиотечный урок Бережное отношение к книге – долг и обязанность каждого учащегося (5-6 классы)

Бережное отношение к книге – долг и обязанность каждого учащегося.
Библиотечный урок для учащихся 5-6 классов.
Цель: научить детей любить и ценить книгу, воспитывать чувство личной ответственности за книгу.
Оформление:
Плакаты: «Книга – источник знаний», «Книги дают знания, а знания большая сила».
Пословицы и поговорки: «Кто много читает, тот много знает», «Ум без книги, что птица без крыльев».
Книжные выставки: «Книги – долгожители», «Книги – неряхи».
Библиотекарь. Величайшее из чудес, созданных человеком – книга. Она воплощает в себе все знания о жизни мира. Книга – самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества.
Ребята, сегодня мы с вами поведём разговор о наших друзьях – книгах. Книги- наши помощники в труде и учёбе, в книгах мы можем найти ответы на все вопросы.
Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода. Мир без книги – мир дикарей. Она делает человека хозяином Вселенной.
1-й чтец. Чем книга может быть?
Цветком, колодцем или ручейком,
Величественной башней,
И плодородной пашней,
Она мала и велика,
Обличий книги много:
Для старика она клюка,
Для юношей дорога.
2-й чтец. Страницы книг нас учат и ведут.
И разум говорит нам чёткими словами,
Как надо жить, дерзать, как перестроить труд,
Как узнавать друзей и воевать с врагами.
3-й чтец. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
Библиотекарь. Книги – наши друзья. Они помогают нам в учёбе. Учебники вы получаете бесплатно, как и книги, которые берёте в библиотеке. Чтобы книга, учебник, попал к вам на парту, ему нужно пройти долгий и трудный путь. Люди разных профессий принимают участие в его создании.
Выходят дети. У каждого в руках флажок, на котором нарисована книга и написана профессия, о которой будет рассказывать ученик.
1-й ученик «Лесоруб».
Я – лесоруб. Я первый, кто участвует в создании книги. В любое время года, в жару и в холод, в мороз и в дождь, я валю лес, разрезаю деревья, освобождаю их от веток. Работаю бензопилой. Эту работу могут выполнять только сильные и выносливые люди.
2-й ученик «Сплавщик».
Когда лесоруб подготовил деревья, их по рекам сплавляют на деревообрабатывающие фабрики. Сплавлять лес – это работа сплавщиков. Они следят, чтобы лес благополучно дошёл до места назначения. Чтобы ни одно брёвнышко не застряло у берега, чтобы не было на реке заторов. Чтобы больше бумаги изготовили для выпуска новых книг.
3-й ученик «Рабочий бумажной фабрики».
Я работаю на фабрике, где делают бумагу на автоматической бумагоделательной машине. Её длина 100 метров. Высота почти с трёхэтажный дом. Проходя через неё, сырая и рыхлая бумажная масса за 1 минуту превращается в плотную белоснежную бумагу. Каждую минуту с её валов сбегает почти километр широкой бумажной ленты. Управляет машиной 5 человек. Машине требуется много электроэнергии – столько, сколько нужно небольшому городу. А потребляемой воды хватило бы, чтобы напоить население этого города.
4-й ученик «Автор».
Я – автор. Я потратил 4 года упорного труда, чтобы написать книгу. Для того, чтобы написать книгу, нужно не только знать и понимать, о чём писать, но и изучить много дополнительных сведений, фактов, чтобы было понятно и интересно.
5-й ученик «Редактор».
Я – редактор. Я читаю текст книги, написанной автором, исправляю смысловые ошибки, вношу изменения. Одновременно со мной работают оформители. Они располагают тексты и рисунки так, чтобы удобно было пользоваться енигой или учебником.



6-й ученик «Художник».
Рисунки – очень важный элемент книги. Для того, чтобы нарисовать иллюстрации к книге, нужно подобрать краски, хорошо изучить текст. Иллюстрации – это картины. Я советую вам внимательно изучать иллюстрации, не пачкать их, ведь я вложил свой труд в эти картинки.
7-й ученик «Наборщик».
Я работаю в наборном цехе. Это первый цех, куда попадают рукописные книги. Здесь длинный ряд машин. Это линотипы. Я нажимаю на клавиши, а из линотипа выпадают отлитые из метала строчки, 6-7 строчек в минуту. Из этих строчек составляют страницы книг.
8-й ученик «Переплётчик».
Мы работаем за переплетными станками. Я складываю листы, сшиваю их, соединяю готовой обложкой. Книга готова.
9-й ученик «Кладовщик».
Готовые книги отправляют на склад, затем перевозят в книготорг. Книготорг распределяет их по магазинам, библиотекам. На этой работе занято очень много людей.
Библиотекарь. Теперь вы знаете, как создаётся книга. А знаете ли вы, сколько нужно учебников для всех школьников республики? 15 миллионов. А для одного ученика с 1 по 11 класс – примерно 120. Наша гимназия имеет сегодня библиотечный фонд учебников около 10 тысяч экземпляров, т.е. на одного ученика в среднем приходится 18 учебников. Выдавая учебники бесплатно, государство рассчитывает на бережное отношение к ним. Значит «нужен весь учебный год за учебником уход, чтобы чистым, не помятым он пришёл к другим ребятам».
Поэтому и проводится смотр на лучшую сохранность учебников, цель которого выявить ребят, которые любят и берегут книгу и тех, кто небрежно к ней относится, портит и не ремонтирует.
Вот две книжные выставки хороших учебников и учебников, с которыми обращались плохо и они стали такими, какими вы их видите.
Подведение итогов рейда – проверки, награждение лучших классов и лучших учеников.
Библиотекарь. И в заключение, я хочу пожелать вам, ребята, хороших книг. Пусть у вас не будет ни одного дня, чтобы вы не прочитали хоть одной страницы из книги. Человек, который любит и умеет читать – счастливый человек.



15