Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру 2 класс VIII вид


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово»
реализующее специальные коррекционные программы VIII вида
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ И.В.Сулацкова подпись
Протокол № 1
от «26» августа 2015 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________ Е.Е.Лазаренко подпись ФИО
Протокол № 1
от «28» августа 2015г. «Утверждено»
Директор
________ Г.В. Фирсова
подпись ФИО
Приказ № 72
от «28» августа 2015 г.
Рабочая программа
по предмету
«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»
для 2 «а» класса
Учитель: Лазаренко Евгения Евгеньевна, I кв. категория
с. Бабстово
2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
      Учебная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы по ред. Воронковой В.В., доктора педагогических наук, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение» 2006 г. Дисциплина «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» входит в образовательную область федерального компонента. По базисному плану 1 час в неделю. За год 34 часов. Обучение осуществляется по учебнику для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущено Министерством образования РФ Москва «Просвещение» 2013 г. авторов Н. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.
Нормативно-правовыми документами реализации программы являются:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)
Примерные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание ( 2006 г.)
Учебный план МКОУ СОШ с. Бабстово реализующий специальные коррекционные программы VIII вида Приказ № 59 от 04.06.2015
уставом школы протокол № 4 от 23.12.2014 г.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Локальные акты (приказы, положения).
Приказ Минобрнауки РФ от 3.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников…..».
Приказ Минобрнауки РФ от 08..06.2015 г. № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников…»
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»
Приказ Минобразования РФ от10.04..2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Приказ комитета образования Еврейской автономной области от 10.07.2013 № 312 «Об утверждении регионального базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/классов VIII вида Еврейской автономной области.
Целью данной программы является:
- развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения систематических знаний о природе;
- формирование образного и аналитического мышления;
- развитие кругозора и словаря учащихся.
Основные задачи:
- развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
- закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;
- изучение воды и её свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
- воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Наряду с этими задачами на уроках развития устной речи решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:
- коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности;
- повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
- компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
- коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).
Общая характеристика курса
      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.     Основными задачами во 2 классе являются:
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.
Обучение построено таким образом, что логика изложения учебного материала — от общего к частному. Такое изложение содержания позволяет раскрыть необходимые причинно-следственные связи, существующие в мире природы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на работу учащихся, развивает умение анализировать, сравнивать те или иные явления природы, способствуя сознательному усвоению знаний, повышая интерес к учебным занятиям. Уроки по предмету должны быть интересны ребёнку, приносить радость, формировать уверенность в своих силах.
Коррекционная направленность обучения на уроках предполагает:
- максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;
- взаимосвязь речевой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);
- неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;
- замедленность обучения;
- подачу учебного материала малыми порциями;
- максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;
- предварение изучения нового материала пропедевтикой;
- руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;
Обогащение и уточнение словаря.
Название предметов, характеристика их по цвету.форме, размеру, вкусу, запаху.
Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков.
Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Составление простых распространённых предложений по вопросам учителя, на основе демонстрации прямого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
Место курса в учебном плане
На изучение предмета Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в начальной школе во 2 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 ч (34 учебных недели).
Учебный план
Период обучения Количество часов
1 четверть 8часов
2 четверть 8 часов
3 четверть 11 часов
4 четверть 7 часов
Итого: 34 часа
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны уметь:      называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;      участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;      составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.      Учащиеся должны знать:      названия и свойства изученных предметов и их частей;      обобщающие названия изученных групп предметов.
Содержание учебного предмета
      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
      Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.      Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.      Овощи и фрукты. Сравнение.      Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.      Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).      Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.      Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.      Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.      Домашние и дикие животные. Сравнение.
      Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.      Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.      Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Принципы обучения:
- коррекционно – речевой направленности;
- доступности обучения;
- систематичности и последовательности;
- наглядности в обучении;
- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и развитии.
Методы обучения:
-проблемные и частично поисковые.
- словесные (беседа, объяснение);
- наглядные (наблюдение, демонстрация);
- практические (работа   с    учебником).
Формы организации учебного процесса:
- урок (традиционный, нетрадиционный, комбинированный, повторения, изучения нового материала, закрепления, обобщения, контроля и проверки);
- экскурсия (вводная, текущая, обобщающая);
- домашняя учебная работа (репродуктивная, творческая, работа с учебником, чтение дополнительной литературы);
- коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Приёмы работы:
-   дидактические игры;
-   игровые приёмы;
-   занимательные упражнения;
-   создание увлекательных ситуаций;
-   сравнение (один из важных приёмов обучения);
-   материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Учебно-тематический план
№ Тема Кол-во часов
1 Долгота дня. 2 ч
Осень. 3 ч
2 Неживая природа. 4 ч
3 Живая природа. 9 ч
4 Животные. 4 ч
5 Зима. 3 ч
6 Человек. 4 ч
7 Весна. 3 ч
8 Лето. 2 ч
Всего 34 ч
Календарно – тематическое планирование
№ Тема, содержание Дата.
Виды работ Словарная работа Общеучебные умения и навыки Межпредметные связи Вид контроля Коррекционные задачи
I четверть (8 часов)
Долгота дня(2 часа)
1 Долгота дня. Сутки. 03.09 Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся. Формирование понятия «сутки»;
Овладение понятием «части суток».
долгота дня
восход, закат. Уметь называть предметы живой и неживой природы.
Знать, что такое сутки и части суток. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
2 Долгота дня летом. Долгота дня зимой. 10.09 Вспомнить о влиянии солнца на смену времён года.
Формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года.
Развивать фонематический слух детей, устную речь, навыки слушания и говорения. различие в продолжительности дня летом и зимой Уметь рассказывать по картинке, составлять предложения.
Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
Осень(3 часа)
3 Сезонные изменения в природе.
Экскурсия 17.09 Формирование понятия «сутки»;
Овладение понятием «части суток». листопад, пасмурно, Уметь составлять простые предложения по картинкам и вопросам.
Уметь составлять простые предложения по картинкам и вопросам. Математика, чтение и развитие речи, изо экскурсия Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
4 Растения осенью. Животные осенью 24.09 Обобщить признаки осени.
Знакомство с понятиями «листопад», «заморозки». сентябрь, октябрь, ноябрь, заморозки, перелетные Знать об изменениях в жизни растений и животных. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
5 Занятия людей осенью. 01.10 Выявление уровня сформированности диалогической речи;
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. осенняя одежда Уметь составлять предложения по картинке.
Знать основные признаки осени. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
Неживая природа(4 часа).
6 Вода. Свойства воды.
Практическая работа. 08.10 Помочь сформировать представления о воде, и её значении для человека, животных и растений.
Обратить внимание на опасность загрязнения воды, необходимости охраны, экономии воды в быту.
Развивать базовые эмоций личности. прозрачная, текучая, не имеет запаха Знать основные свойства воды. Математика, чтение и развитие речи,
Практическая работа. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
7 Вода - горячая и холодная. Термометр.
Практическая работа. 15.10 Обратить внимание на опасность загрязнения воды, необходимости охраны, экономии воды в быту.
температура, термометр Знать, что такое термометр.
Уметь применять.
Математика, чтение и развитие речи, изо Практическая работа. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
8 Состояние воды в природе. 22.10 Развивать базовые эмоций личности. река, озеро, болото, пруд, дождь, снег, лед, пар Знать состояния воды и её проявления в природе. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
II четверть (8 часов)
9 Значение воды в природе. 05.11 Помочь сформировать представления о воде, и её значении для человека, животных и растений.
Обратить внимание на опасность загрязнения воды, необходимости охраны, экономии воды в быту.
Развивать базовые эмоций личности. Знать значение воды.
Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
Живая природа (9 часов)
10 Комнатные растения. 12.11 Помочь сформировать понятие «комнатные растения» и их значение.
Воспитание эмоциональной адекватности поведения. традесканция. Кактус, фиалка, алоэ Знать два – три названия комнатных растения.
Уметь ухаживать за ними. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
11 Части растений. Общее понятие. 19. 11 Изучить части растений и помочь сформировать их значение.
Раскрыть значение частей растений.
Выявление уровня сформированности диалогической речи; цветок, стебель, лист, корень Знать части растения: корень, стебель, лист, цветок. Уметь называть разные виды стеблей. Знать значение листьев.
Уметь называть форму и величину. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
12 Жизнь растений 26.11 Раскрыть значение частей растений.
Выявление уровня сформированности диалогической речи;
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. полив, Знать: зачем нужна влага, свет для растений. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
13 Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. 03.12 Раскрыть значение частей растений.
Выявление уровня сформированности диалогической речи;
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. влаголюбивые, засухоустойчивые Знать: зачем нужна влага, свет для растений. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
14 Уход за комнатными растениями. Практическая работа. 10.12 Изучить части растений и помочь сформировать их значение.
Раскрыть значение частей растений.
Выявление уровня сформированности диалогической речи;
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. влаголюбивые, засухоустойчивые Знать названия цветов.
Уметь ухаживать за ними. Математика, чтение и развитие речи, изо Практическая работа. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
15 Огород. Овощи.
17.12 Формирование обобщенных понятий «огород», «овощи» и значении овощей в питании человека. корнеплод, клубень, ботва Знать названия овощей, их форму, цвет, значение. Математика, чтение и развитие речи,
Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
16 Овощи в питании человека. 24.12 Формирование обобщенных понятий «огород», «овощи» и значении овощей в питании человека. корнеплод, клубень, ботва Знать названия овощей, их форму, цвет, значение. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
III четверть (11 часов)
17 Сад . фрукты. Уход за растениями сада и огорода. 14.01 Формирование обобщенных понятий «cад», «фрукты» и значении фруктов в питании человека. фруктовый сад, фрукты Знать названия фруктов, их форму, цвет, значение. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
18 Фрукты в питании человека. 21.01. Формирование обобщенных понятий «cад», «фрукты» и значении фруктов в питании человека. витамины Знать названия фруктов, их форму, цвет, значение.
Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
Животные (4 часа)
19 Животные. 28.01. Формирование обобщенных понятий «домашние животные», «дикие животные», «дикие звери» и значении животных в жизни человека . домашние животные, дикие животные, дикие звери Уметь составлять простые предложения по картинкам и вопросам.
Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
20 Кошка и рысь. Породы кошек. 04.02. Сравнение похожих животных, умение находить сходство и различие в строении, повадках, образе жизни. кошка, рысь Уметь составлять простые предложения по картинкам и вопросам.
Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
21 Собака и волк. Породы собак. 11.02. показать повадки, образ жизни животного как средство приспособления к среде обитания Уметь составлять предложения по картинке и вопросам.
Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
22 Рыбы. 18.02. знакомство со строением тела рыбы, значении рыбы в питании человека. Уточнить представление о рыболовстве, охране водоемов и рыбы. голова, жабры, плавники, туловище, хвост знать как растет рыба, ее строение и охрана. Математика, чтение и развитие речи,
Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
Зима (3 часа)
23 Зима.
экскурсия. 25.02 Обобщить признаки зимы.
Знакомство с понятиями «снег», «снегопад», «мороз». снег, снегопад, мороз Уметь составлять предложения по картинке.
Знать основные признаки зимы. Математика, чтение и развитие речи, изо экскурсия. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
24 Растения и животные зимой. 03.03. Обобщить знания о растениях и животных с приходом зимы.
Развитие слухового восприятия;
Воспитание эмоциональной адекватности поведения. декабрь, январь, февраль Знать об изменениях в жизни растений и животных. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
25 Занятия людей зимой. 10.03. Выявление уровня сформированности диалогической речи;
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Уметь составлять предложения по картинке.
Знать основные признаки зимы. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
Человек (4 часа)
26 Человек. Гигиена человека. 17.03 формирование представлений о гигиене человека физкультура и закаливание знать правила гигиены, как гигиена влияет на здоровье человека Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
27 Органы пищеварения.
Практическая работа 24.03 знакомство с пищеварительной системой
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. органы пищеварения, рот, пищевод, желудок, кишечник Знать части пищеварительной системы: рот, пищевод, желудок, кишечник. Уметь называть органы пищеварения.
Математика, чтение и развитие речи, изо Практическая работа Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
IV четверть (7 часов)
28 Питание человека. 08.04 Знакомство с режимом питания.
Соблюдения правила питания при еде.
Последовательность приёма пищи.
Умение правильно вести себя в столовой. Распознавать продукты питания. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
29 Правила питания. 15.04 ознакомиться с правилами питания,
определению свежего и испорченного продукта по сюжетным картинкам. влаголюбивые, засухоустойчивые Умение правильно вести себя в столовой. Распознавать продукты питания.
научиться определению свежего и испорченного продукта по сюжетным картинкам. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении
Весна (3 часа)
30 Весна. Экскурсия. 22.04 Обобщить признаки весны.
Знакомство с понятиями «сосульки», «оттепель», «ручьи», «капель». сосульки, оттепель, ручьи, капель, Уметь составлять предложения по картинке.
Знать основные признаки весны. Математика, чтение и развитие речи, изо экскурсия. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
31 Растения и животные весной. 29.04 Обобщить знания о растениях и животных с приходом весны.
Развитие слухового восприятия;
Воспитание эмоциональной адекватности поведения. март, апрель, май Знать об изменениях в жизни растений и животных весной. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
32 Занятия людей весной.
Промежуточная аттестация. Тест по теме «Весна» 05.05 Выявление уровня сформированности диалогической речи;
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Уметь составлять предложения по картинке.
Знать основные признаки весны. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
Лето (2 часа)
33 Лето.
Экскурсия. Занятия людей летом. 12.05 Обобщить признаки лета.
Знакомство с понятиями «тепло», «жарко», «туча», «ливень», «гроза». тепло, жарко, туча, ливень. гроза , июнь, июль, август Уметь составлять предложения по картинке.
Знать основные признаки лета, название летних месяцев. Математика, чтение и развитие речи, изо Экскурсия. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
34 Растения и животные летом.. 19.05 Обобщить знания о растениях и животных с приходом лета.
Выявление уровня сформированности диалогической речи. Знать об изменениях в жизни растений и животных летом,
Уметь составлять предложения по картинке о занятости людей в летний период. Математика, чтение и развитие речи, изо Фронт. опрос, индивид. контроль Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
Описание материально-технического и учебно-методического обеспеченияРабочей программы
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г-Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.ВоронковойХуденко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва 2006г.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004
Технические средства обучения
Классная доска с креплениями для таблиц;
Магнитная доска;
Ноутбук с принтером;
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.