Разработка урока по самопознанию во 2 классе на тему Учимся дружить.

Самопознание
2 класс
Тема. Учимся дружить.
Цель: расширить представление о ценности дружбы.
Задачи:
- формировать навыки позитивного общения;
- развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
- воспитывать уважительное отношение к друзьям.

Ход урока:
Круг радости
Учащиеся вместе с учителем произносят слова стихотворения И. Модниной «Давайте дружить».

Давайте, ЛЮДИ,
Дружить друг с другом,
Как птица - с небом,
Как травы - с лугом,
Как ветер - с морем,
Поля - с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами ...
Далее учитель сообщает, что на уроке будет продолжен разговор о настоящей дружбе, взаимопомощи и поддержке.
Чтение.
Сказка о дружбе. С. Снегова

В далекой-далекой стране, где никогда не бывает зимы, жил маленький слоненок, и звали его Мосиком. Необычное имя для слона. Но такое ему дали мама и папа. Из-за этого имени никто не хотел дружить со слоненком.
- Мосик - длинный носик, уходи ты спать, не мешай играть, дразнились другие слонята и не принимали его в свои игры.
А Мосик очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесет подарки на день рождения.
Решил Мосик найти себе друга в дальних краях. Рано утром, когда все еще спали, слоненок ушел из дома. Конечно, все знают, что уходить из дома плохо. И даже вредно. Но слоненок Мосик был маленький и глупый. Он даже не подозревал, что вдали от дома его могут ожидать всякие опасности. Мосик просто хотел найти друга.
Слоненок шел очень долго. Солнце поднялось на самую середину неба и жарко палило сверху. Мосику очень хотелось пить.
Вдруг он увидел озеро. Мосик готов был припустить со всех ног к озеру, чтобы испить прохладной водички, как вдруг услышал тоненькое и жалобное:
- Помогите! Помогите!
Слоненок замер и оглянулся, но никого не увидел.
- Помогите! Помогите! - послышалось снова словно из-под самой земли.
Мосик нагнулся и заметил маленький цветочек на длинном стебельке. Цветок склонил головку и почти завял.
Слоненку очень хотелось пить, и озеро было совсем рядом. Но он не побежал к нему, а спросил у цветка:
- Тебе помочь?
Цветок слабо-слабо покивал головкой, у него совсем не осталось сил, и почти прошептал:
- Солнце ... Оно такое яркое. Мосик подумал и воскликнул:
- я спасу тебя!
Слоненок своими большими ушами, как зонтиками, прикрыл цве-
ток от солнца. Цветку стало легче, он поднял головку и сказал: - Спасибо тебе, слоненок. Ты настоящий друг.
- Как ты меня назвал? - удивился Мосик.
- Другом. Настоящим, - подтвердил цветок.
- А если я скажу, что меня зовут Мосиком, ты перестанешь быть
моим другом? - осторожно спросил слоненок.
- Нет, конечно. Ведь друзей выбирают не по имени, а по тем поступкам, что они совершают, - сказал цветок.
Слоненок засмеялся. Он стал самым счастливым слоненком на свете. Ведь у него появился друг.
О чем мечтал слоненок? Почему?
Почему цветок назвал слоненка другом?
А у вас есть друг или друзья? Расскажите о них.
Упражнение «Мой друг»
Учитель предлагает ребятам назвать имя своего друга и объяснить, почему они считают его лучшим другом. Учащиеся садятся в круг и, передавая друг другу символическое «Сердечко дружбы.), рассказывают о своих друзьях.
Учебная информация
Для ознакомления с новыми понятиями «друг.) и «дружить.), учитель предлагает прочитать в учебнике новую информацию и ответить на вопросы:
Кого называют другом?
Что значит дружить?
Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружить - значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренними с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.
Упражнение «Важные качества.» Учитель предлагает учащимся выбрать из учебника и назвать пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.
(Ответы учащuхс,я)
Слова для справок: добрый, вежливый, честный. щедрый, сильный. внимательный, заботливый. преданный, Умеющий хранить секреты. отзывчивый. трусливый, жадный, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, строгий, общительный. бескорыстный, трудолюбивый.
Обобщая ответы детей, учитель может сказать: «Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши пере живания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь».
Далее ученики выполняют задание 2 в Тетради:
- А какие качества есть в вас? Запишите пять слов, которыми вы можете охарактеризовать себя. Дети по желанию читают свои записи.
Цитата урока
Дерево держится корнями, а человек - друзьями. - Как вы понимаете смысл казахской пословицы?
Беседа по рисункам
Учитель предлагает учашимся рассмотреть рисунки и ответить
на вопросы:
Понимают ли друг друга Том и Джерри? Почему?
Что связывает Малыша и Карлсона?
Могут ли Винни-Пух и Пятачок доверять друг другу? Почему?
Есть ли у Волка и Зайца обшие интересы? Почему?
Можно ли всех героев этих картинок назвать настояшими друзьями? Почему?
Круг «От сердца к сердцу»
Данное задание можно использовать как упражнение, которое учашиеся выполняют в Тетради, а целесообразнее - на этапе рефлексии, используя прием «метод незаконченных упражнений». Учитель предлагает учашимся подумать и закончить предложения:
«Я умею дружить, потому что »
2. «Я дружу с ребятами, которые »
3. «Со мной можно дружить, потому что я ... »
4. «Я хочу научиться дружить, чтобы ... »


15