Конспект классного часа в 4 классе. Экологический час: Я хочу дружить с природой

Экологический час
Тема: "Я хочу дружить с природой"

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.
Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, фонограммы (по сценарию).
І. (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, ученик читает стихотворение).
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм – С цветами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
(С. Смирнов)
Учитель: - Часто писатели, поэты, художники в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.
- Посмотрите слайды картин художников пейзажистов.
(Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”)
Учитель: - Почему же мы зачастую равнодушно скользим взглядом по пейзажу, изображённому знаменитым художником, стараемся, не читая, перелистать страницы с описанием природы в книге известного писателя, обходим вниманием стихи о природе? А часто ли мы любуемся красивым видом реки, леса, ночного озера, освещённого луной? Обычно нам “некогда”. Часто мы и не знаем, какую радость может принести общение с природой.
Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.
(Звучит ритмическая музыка. Выходит группа ребят, ведёт непринуждённый диалог)
Эй, вы там, как живёте?
Хорошо живём.
Школьные проблемы решаете?
Решаем.
А что, много проблем?
Хватает.
Как вам дышится?
Отлично.
Как вам плавается?
Прекрасно.
А как гуляется на природе?
А где природа?
- Вот с такого вопроса мы и решили начать наш разговор о защите окружающей среды.
- Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире “Там-там новости”.
( Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма позывных. )
Мальчик: - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.
Девочка: - “Покорять природу и не ждать от неё милости”– это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.
Мальчик: - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети ХХІ века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?
Девочка: - Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. При анализе воды некоторых рек обнаружено наличие ртути.
Мальчик: - А сколько бродячих собак и кошек в нашем городе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручаем”.
Девочка: - У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.
Учитель: - Давайте вспомним растения, которые занесены в Красную книгу (Облепиха, мать-и-мачеха, пижма, бадан.)
(Дети показывают рисунки этих растений.)
Учитель: - Сегодня мы проводим экологический турнир между командами “Родничок” и “Капелька”. Каждой команде досталось вот такое облетевшее “деревце”. За каждый правильный ответ на нём будут “распускаться листочки”.
- Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Предлагаю I тур, который мы посвятим цветам.
I ТУР
Викторина “Ромашка”
- На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.
1. Я поэт, зовусь я Цветик, От меня вам всем приветик.
- Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”).
2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”.
- Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц”)
3. Продолжите стихотворение:
Колокольчики мои, Цветики степные!
(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой)
4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена.
- О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)
5. О ней поют поэты всех веков, Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот свиток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей
- О каком цветке идёт речь? (О розе)
6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов)
7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек)
Задание для гостей:
- Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак)
II ТУР
Учитель: - Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картинки. Сейчас перед вами развернётся выставка работ очень известных художников, а вы должны вспомнить точное название оригинала и имя художника.
(Дети показывают сценки)
III ТУР
Учитель: - Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс “Знатоки природы”.
Задания для команды “Родничок”:
1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)
2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)
3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец)
Задания для команды “Капелька”.
1. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)
2. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода)
3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)
IV ТУР
Экологическое буриме
Учитель: - Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы ценить прекрасное в природе, должным образом выражать свои чувства.
Представители от каждой команды прочитают своё стихотворение, которое они сочинили на заданные рифмы.
1 команда

2 команда

листопад-звездопад

дуб -вокруг

калина-паутина

пень-день

дубравы-травы

воробей-соловей

василёк-мотылёк

козы-берёзы

мальчик-одуванчик

забота-работа

Стихотворения
Отшумел листопад,

В аллее рос прекрасный дуб

Закружился снегопад.

И радовал он всех вокруг.

Не цветёт уж василёк,

Но вот в один осенний день

И не летает мотылёк.

Остался от него лишь пень.

Лишь вдали краснеет калина,

И загрустили птицы от такой беды,

И слетела с берёз паутина.

Их песен больше не услышишь ты.

Накрыл снег дубравы,



Поля, холмы и травы.



Не ходит теперь в лес мальчик,



Чтоб посмотреть на одуванчик,



Потому что до весны



Уснули крепким сном цветы.



Сценка “Два микроба” .
 
Учитель: - Какой же конкурс без призов! Но не беспокойтесь по этому поводу. Мы нашли целый клад. Будут награждены все достойные.
Команде победительнице – “Драконов зуб” (чеснок)
Проигравшим – “Поточим зубки” (морковь).
Учитель: Вот и закончился наш турнир. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем представителям фауны и флоры, кто ещё жив. Ибо, махнув рукой на одних, мы создаем неизбежную цепь потерь и, в конечном счете, можем оказаться на планете в одиночестве.
Ученик: - Но мы верим – настанет час, когда люди будут гордиться свежими листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь именно это- главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя хозяином на Земле.
(Дети читают стихотворения)
1. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь Всё это называется природа. Давайте же всегда её беречь!
2. В лучах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить Природой, называется всё это, Давайте же с природою дружить!
3.Летят, звеня дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым Всё это называется природа. Давайте же сердца ей отдадим!
4. Прощальный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя звезда Природой, называется всё это, Давайте же её любить всегда!
Учитель: - Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?
(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)
- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?
(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)
Учитель: - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!

Заголовок 115