Конспект НОД образовательной области Социально-коммуникативное развитие на тему Секреты дружбы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
с детьми старшей группы на тему
«Секреты дружбы»
Разработал:
Педагог-психолог
Данилова С. А.
Ядрин, 2016 г.
Программное содержание:
- закрепить представления детей о правилах дружеских отношений и формировать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом;
- развивать фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли;
- воспитывать нравственные качества: доброту, умение делиться друг с другом, помогать друг другу;
- создавать благоприятный эмоциональный климат в группе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы А. Барто «Вовка – добрая душа», рус. народ. сказки «Дружба зверей», «Теремок», «Заюшкина избушка»; просмотр мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Лунтик», «Маша и медведь», «Он попался»; обсуждение различных ситуаций о дружбе; заучивание стихов, песен о дружбе; знакомство с пословицами и поговорками о дружбе.
Материал и оборудование: мячик, мягкая игрушка медведь, мольберт, магниты, плакат «Цветочная полянка», «цветы-улыбки». Раздаточный материал: «цветы-улыбки».
Ход непосредственно-образовательной деятельности
I. Вводная часть
Психолог: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними, здравствуйте. Прежде чем мы начнем игру, давайте познакомимся друг с другом с помощью волшебного мяча. (педагог показывает зеленый мяч).
Упражнение «Знакомство»
Мы будем его передавать по кругу, и тот, к кому попадёт в руки мяч, тот называет свое имя. А начну я. Меня зовут Светлана Андреевна, здравствуйте. (дети здороваются)
(Психолог передаёт мячик стоящему слева ребенку, дети включаются в игру)
Вот мы с вами познакомились и пожелали друг другу доброго дня.
Упражнение «Гора дружбы»
Психолог: А теперь мы построим «Гору Дружбы», соединив наши руки вверху (поднимают руки вверх, соединяют пальчиками, образуя высокую гору).
Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая у нас дружба. С такими друзьями любая работа по плечу. За дело! (Дети садятся на стульчики).
II. Основная часть
Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. И узнаем секреты дружбы. Ребята вы еще только учитесь дружить.
- Как вы думаете, что такое дружба? Ответы детей (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту)- Каким должен быть настоящий друг? (Ответы детей)
Психолог: Друзья - это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба - это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным, заботливым к другу.
Об этом написано много сказок, рассказов. Про каких героев сказок и мультфильмов можно сказать, что они настоящие друзья? (Ответы детей)
Я вам напомню. Посмотрите. (педагог показывает иллюстрации: Лунтик и его друзья, Маша и медведь, Крокодил Гена и Чебурашка, Заюшкина избушка, Теремок)Психолог: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Мишка. Посмотрите, что с ним случилось. Почему он такой грустный?
Хмурый Мишка – шалунишка по лесу идет,
Никого не замечая, песенку поет.
Он рычит, он ворчит, топает ногами.
Почему наш Мишка злой
Мы не знаем сами?
Психолог задаёт детям вопросы:
- Ребята, а как вы думаете, почему Мишка хмурый и злой? (Ответы детей)
- А, может быть, потому что с ним никто не хочет дружить? (Ответы детей)
- Почему с ним никто не хочет дружить?(Ответы детей)
- Как Мишке можно помочь? (Ответы детей)
- Вы хотите научить Мишку дружить? (Ответы детей)
Психолог: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (Ответы детей).
Психолог: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете что-то поделить между собой, например игрушку. Я знаю историю, как Мишка с ежиком поссорились. Послушайте ее.
Психолог:
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый! »
Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!».
Психолог задает детям вопросы:
- Что произошло, что друзья не поделили? (Ответы детей).
- Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком? (Ответы детей).
- Что с ними случилось? (Ответы детей)
Психолог: Запомни Мишка первый секрет дружбы: Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
Психолог: Как помирить Мишку и Ежика? Как быть, если качели одни, а друзей двое? (Ответы детей).
Психолог: Узнав первый секрет дружбы, Мишка повел себя по-другому. Послушайте, как он поступил с Ёжиком.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
Мы ведь с тобою Ёжик друзья».
Психолог: Итак, что сделали Мишка и Ёжик, чтобы не поссориться?
(ответы детей: уступать, делиться)
Психолог: Мишка, запомни второй секрет дружбы: Умей договариваться. Умей уступать.
Психолог: А сейчас мы немного отдохнем. Встаньте в круг, будем мы с вами веселыми зверятами. Сначала послушайте и посмотрите (педагог показывает физкультминутку). А сейчас все вместе.
Физкультминутка «Веселые зверята»
Солнечным днем
Мы с друзьями в лес пойдем (дети берутся за руки и идут по кругу)
Зайчик веселый (поворот головы, показывая уши)
Шустрая белка (прыгают)
Мишутка дружок (косолапят)
Вот выходим мы на луг  (идут по кругу)
Ты мой друг и я твой друг (показывают руками)
К солнцу дружно потянулись (тянуться за руками вверх)
Обнялись и улыбнулись (движения по тексту)
Психолог: Отдохнули? А сейчас я вам расскажу другую историю, слушайте внимательно.
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки.
Была корзина не мала,
Очень – очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шёл.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».
Мишка ответил: «Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
Психолог: Как – бы в этой ситуации поступил друг?
(Ответы детей: помог бы)
Психолог: Мишка, запомни третий секрет дружбы: Помогай другу.
Психолог: Ребята, а вы помогаете своим друзьям? (Ответы детей) Как помогаете? (Ответы детей)
Психолог: Вот такие простые правила, Мишенька, и если ты их запомнишь и будешь соблюдать, то у тебя будет много добрых и верных друзей.
Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо-плохо». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет».
- Будем крепко мы дружить, нашей дружбой дорожить? (да)
- Другу будем помогать? (да)
- Друга будем обижать? (нет)
- Будем вместе мы играть? (да)
- Громко будем мы кричать? (нет)
- Друга нужно разозлить? (нет)
- А улыбку подарить? (да)
- Чай с друзьями будем пить? (да)
- Будем крепко мы дружить? (да)
Молодцы! Справились с заданием.
Ребята, Мишка благодарит вас, что вы научили его дружить и рассказали ему о секретах дружбы. И он обязательно подружится в лесу со всеми зверями.
Психолог: Давайте еще раз напомним Мишке, как звучат правила дружбы:
Дети:
1. Не ссориться с друзьями, играть дружно.
2. Уметь договариваться, уступать, делиться.
3. Помогать другу.
Психолог: Молодцы, вот мы и разгадали секреты дружбы. Сейчас я вам раздам цветочки, и сделаем из них цветочную поляну, которая будет напоминать вам о секретах дружбы и о нашем знакомстве с вами.
Совместная творческая работа детей. Дети вместе с психологом приклеивают свои цветы-улыбки на большой ватман.
Посмотрите, какая у нас получилась поляна улыбок и дружбы. Какие вы молодцы.
III. Заключительная часть
Упражнение «Ладошки»
Психолог: Наша встреча подходит к концу. Вы показали, что умеете дружить. И я надеюсь, что такими добрыми, дружными вы останетесь на всю жизнь. А сейчас возьмемся за руки.
У друга мягкая и тёплая ладошка.
Поглажу друга по руке немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,
Ни ссориться, ни драться нам не надо! Дети держатся за руки
Поглаживают руки, стоящих рядом, сосредоточив внимание на теплоте рук.
Психолог: И чтобы вы не забыли эти правила, я вам дарю памятку «Правила дружбы». А завершим нашу встречу словами Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Спасибо. До свидания.
Дети прощаются с гостями.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Еженедельное интегрированное содержание работы по всем образовательным областям. – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 240 с.
2. Гуцал И. Ю., Мищенко Г. В. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Речь, 2005. – 160 с.
4. Меремьянина О. Р. Развитие социальных навыков 5-7 лет: познавательно-игровые занятия. – Волгоград: Учитель, 2012. – 142 с.
5. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с.