Доклад Музыкально-дидактические игры на уроках музыки


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
Выполнила:
Учитель музыки
Чумарева А.Н.
2016г.
Музыкально-дидактические игры на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Цель темы:
Создавать условия для развития основных музыкальных способностей с помощью музыкально-дидактических игр.
Задачи темы:  1. Помочь учащимся через игры овладеть чувством ритма;
2. Развивать у учащихся тембровый, динамичный слух;
3.Создавать условия для проявления творчества, умение проявлять индивидуальность.
Предполагаемый результат:
С помощью музыкально-дидактических игр учащиеся овладевают музыкальными способностями: тембрового слуха, звуковысотного слуха, музыкального мышления, творческих способностей.
В структуре моего урока присутствуют различные виды музыкальной деятельности (хоровое пение, слушание музыки, музыкальная грамотность, творчество), единство которых обеспечивает принцип тематического построения.
Развитием творческих, индивидуальных способностей обеспечиваю целенаправленное музыкальное развитие учащихся. Поэтому я на уроках музыки использую элементы игры.
С помощью музыкально-дидактических игр, дети знакомятся со сложными законами музыкальной грамоты на уроках.
С первого класса я прививаю такие понятия, как «исполнитель», «слушатель», «оркестр», «композитор», что потом будет основой на уроках музыки в старших классах.Мою систему работы можно представить следующим образом:
Развитие певческих способностей
Развитие динамического слуха
Развитие ритмического слуха
Музыкально- Развитие звуковысотного слуха
дидактические Развитие тембрового слуха
игры Восприятие музыкальных произведений
Развитие ладового чувства
Обучение нотной грамоте
Использование музыкально-дидактических игр в процессе исполнительства.
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания. Песня звучит на уроках, концертах; она – один из моментов творческих проявлений у детей. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей запоминать слова (игра «Эхо»), петь выразительно, брать дыхание между фразами.
Игра «Эхо»Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать комплексное представление о песне.Методика проведения игры: я пропеваю фразу из песни, а учащиеся должны повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются разные варианты: я пою громко, дети – тихо и наоборот. Затем я предлагаю игру любому ученику, справившемуся с заданием.
Постепенно дети начинают понимать, чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие легко или напевно.Для закрепления знакомых песен я использую музыкально-дидактическую игру «Волшебный волчок». Цель: закрепление песенного репертуара, развитие ритмического слуха, внимание, памяти.Игровой материал и методика проведения игры: картонный круг по краю, которого наклеены иллюстрации к песням или фрагмент песни. В центре круга движущаяся стрелка. Направление стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок. Примечание: Игра проводится для закрепления выученных песен (в конце четверти, года) или как концерт для именинника.
При исполнении песен дети учатся правильно передавать динамические оттенки, для этого я использую игры для развития динамического слуха («Эхо», «Громко-тихо», «Громкая и тихая музыка»), которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии.
Игра «Громко - тихо»Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции. Игровой материал: игрушка.Методика проведения: из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.
Игра «Громкая и тихая музыка»Цель: развитие динамического слуха, памяти, мышления. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: тихо (þ), громко (f), не слишком громко (mf). Игровой материал: карточка из картона (размер 21см. х 7 см.), разделенная на три квадрата. Три небольших карточки – квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, например: одна бледно-голубая, другая – ярко-голубая, почти синяя и третья – темно-синяя (можно подобрать подобные оттенки любого другого цвета). Цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку: бледно-окрашенный квадрат – тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской – более громкому звучанию и ярко окрашенный – громкому звучанию музыки. Методика проведения игры: играющим раздаются карточки, и объясняется их назначение. Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды, чтобы первый раз учащиеся внимательно прислушались к ним. При повторном исполнении они выкладывают на карточку квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.Примечание: Разноцветные квадратики можно не выкладывать, а поднимать вверх в соответствии услышанному звучанию. Если сделать сразу три набора карточек: синие (три оттенка), красные (три оттенка), зеленые (три оттенка), то игру можно сделать еще интереснее. Для этого необходимо прослушать музыку и не только узнать, громко она звучала или тихо, но и подумать какое у музыки настроение (грустное или радостное), чтобы выбрать подходящие по цвету квадратики (для печального настроения – оттенки синего. Например, для радостного - красные).Свое представление о том или ином произведении дети могут передавать в рисунках.
На первых занятиях, при обучении пения, среди многочисленных задач, стоящих передо мной, главной является ритмическая организация. Почему ритм? Потому, что сама жизнь – это ритм, и пребывание ребенка в ритме - состояние для него естественное.
Воспитание и развитие чувства ритма – серьезная и нелегкая проблема. Ритмически четкое исполнение песен, попевок – все это в начале представляет большую трудность, преодолеть которую помогает специальная ритмическая тренировка.Существует немало игр для развития ритмического слуха: «Ритмическое эхо», «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Узнай и спой».
Игра «Ритмическое эхо»Цель: развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению нотной грамоте.Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.Методика проведения игры: я хлопаю любой ритм, известный детям, попевки. Дети повторяют ритм и проговаривают слоги: «ти» - восьмые, «та» - четверти.
Игра «Определи по ритму»Цель: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового слуха.Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая; картинки иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.). Каждому играющему дают по 2-3 карточки.Ход игры: учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий). Ритм можно прохлопать, простучать кубиками, палочками, и т.д. при повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.Примечание: На мое усмотрение и в зависимости от подготовленности класса ритмический рисунок на карточках может быть изображен виде длительностей. Или ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких или длинных полосок.
Игра «Вспомни мелодию»Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.Игровой материал: ритмические схемы на карточках.Методика проведения игры: я на доске изображаю ритм или ритмическую схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны, прохлопав ритм, узнать мелодию.Примечание: Эта игра позволяет разучивать ритмически трудные фрагменты из вокальных произведений.
Игра «Узнай и спой»Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих способностей.Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений.Методика проведения игры: я раздаю детям карточки с ритмическими фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно его воспроизвести голосом.Примечание: На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схем и тогда получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и узнать.
Таким образом, применение музыкально-дидактических игр на уроке дает возможность провести его более содержательным, развивая исполнительские навыки.
При обучении хоровому пению показываю детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. При этом стараюсь быть внешне выразительной, эмоциональной, а также не забывать о своей речи.
Эмоционально исполненная песня – это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно.
Игры на развитие певческих способностей: «Музыкальный волчок», «Из какой мы песни?», «Концерт», «Конкурс дирижеров».
Игра «Из какой мы песни?»Цель: развитие певческих навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление выученного репертуара.Игровой материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать рисунки детей (домашнее задание).Методика проведения игры: я предлагаю детям иллюстрации известных песен или героев песен, дети отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям, ансамблем, с солистами, в инсценировке и т.д.
Игра «Концерт»Цель: развитие певческих навыков, память, воспитание исполнительской и слушательской культуры.Методика проведения игры: после разучивания нескольких песен (можно в конце четверти, полугодия), учащиеся исполняют знакомые им песни в концертном исполнении: с солистом, ансамблем, в виде инсценировки, «цепочкой», в костюмах, в масках и т.д.
Игра «Конкурс дирижеров»Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.Методика проведения: каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит исполнением всей песни в своем темпе.
Слушание музыки – это один из видов музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки, главной задачей является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса, любви к ней.
В процессе слушания дети знакомятся с инструментами, вокальными произведениями разного характера. Для того, чтобы ребята лучше понимали музыкальное произведение, могли составить музыкальные образы, опять обращаюсь к музыкально-дидактическим играм: «Расскажи мне о музыке», «Угадай мелодию», «Клоуны», «Ожившие картинки», «Солнышко и тучка».
Игра – загадка «Расскажи мне о музыке»Цель: формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его, воспитание слушательской культуры и определять вид развития музыки.Методика проведения игра: я предлагаю прослушать песню или музыкальное произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)? и т.д. Выслушав выступления учеников, я называю детей (награждаю), у которых были самые интересные ответы.Примечание. Эту игру использую на уроках во время различных видов деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и темы урока.
Игра «Угадай мелодию»Цель: закрепление знаний о музыкальных произведениях, композиторах, развитие музыкальной памяти и слушательской культуры.Методика проведения игры: я исполняю или даю в записи музыкальные произведения знакомые детям. Игру применяю после разучивания как вокальных, так и инструментальных произведений. Игру проводить для закрепления знаний учащихся в конце каждой четверти или года.
Игра «Клоуны»Цель: воспитание слушательской культуры, развитие ладового чувства и музыкальной памяти.Игровой материал: два клоуна в разноцветных костюмах. Один клоун грустный, а другой веселый. Методика проведения игры: я исполняю или даю в записи музыкальное произведение Д.Б.Кабалевского «Клоуны». Учащиеся, слушая музыку, должны определить музыка какого клоуна звучит . Если музыка мажорная, веселая, то клоун веселый, в ярком костюме и наоборот.Примечание. Играя в эту игру, я использую различную музыку. Для закрепления ладового чувства и определения характера музыки.
Игра «Ожившие картины»Цель: закрепление пройденного материала, развитие музыкальной памяти, ритмического и музыкального слуха.Игровой материал: рисунки учащихся (домашние задания за четверть).Методика проведения игры: я помещаю новые рисунки детей за четверть и предлагает им узнать, какая картинка «ожила». Я исполняю (или даю в записи) отрывки из музыкальных произведений или фрагменты песен. Дети отвечают на дополнительные вопросы.
Игра «Солнышко - тучка»Цель: обучение нотной грамоте, развитие ладового чувства, закрепление понятий «мажор», «минор», воспитание слушательской культуры.Игровой материал: 2 карточки по количеству детей в классе, на которых изображены тучка и солнышко. (Иллюстрации прилагаются).Методика проведения игры: при прослушивании музыкальных произведений, учащиеся поднимают соответствующую карточку. После прослушивания объясняют, почему подняли именно эту карточку. Ребенку, который правильно поднял карточку и сумел грамотно объяснить – фишка – «нотка».
Постепенно, благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, запев, припев, фразы).Таким образом, слушая музыкальные произведения и используя музыкально-дидактические игры – один из приемов восприятия музыки.
На уроках музыки дети изучают музыкальные инструменты их тембр (звучание), тембры женских и мужских голосов и для определения их на слух я использую игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Моя семья», «Угадай по голосу».
Игра «Музыкальное лото»Цель: развитие тембрового слуха, внимания, памяти, речи, воспитание слушательской культуры.Игровой материал: карточки (по числу учащихся), на которых изображены различные музыкальные инструменты. Методика проведения игры: я раздаю карточки каждому ребенку. Ученики прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты, которые исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных инструментов. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие инструменты.
Игра «Моя семья»Цель: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.Игровой материал: карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, ребенка или зверей. Методика проведения игры: я раздаю карточки каждому ученику. При прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся определяют тембр звучания голоса. И поднимают ту карточку, которая соответствует музыке.
Игра«Угадай по голосу»Цель: развитие тембрового слуха, сформировать представление о тембре.Методика проведения игры: я вызываю детей (количество зависит от фраз, предложений или куплетов в песне). Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет исполнять фрагмент из знакомой песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый свою часть песни.
Вывод
Игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках, помогают активизировать интерес у школьников к урокам музыки, развивают их творческие способности, помогают ребятам раскрыться. 
Систематичность применения музыкально-дидактических игр на уроках музыки позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к самовыражению.
В процессе музыкально-дидактической игры у учащихся развивается память. Они запоминают композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры, элементы музыкальной речи.