урок по обществознанию на тему Подросток и его права (7 класс)


Урок обществознания в 7 классе (учитель высшей категории Кошелева Л.А., МАОУ СОШ №12 г. Калининград) Тема урока: Подросток и его права. Тип урока: закрепление изученного материала. Цели: - закрепить знания о правах человека, об основных группах прав человека и их важнейших характеристиках; - формировать умение классифицировать права человека на гражданские, политические, социально – экономические, культурные; способствовать освоению навыков коммуникативной работы в группе; - формировать и воспитывать уважение к правам человека.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны понимать:
-взаимосвязь прав и обязанностей;
-роль и значение реализации прав в жизни подростка.
Учащиеся должны знать:
- термины и понятия: права человека, личная жизнь, ответственность, Конвенция, Декларация;
- основные характеристики прав человека по группам;
- что права человека принадлежат ему от рождения и закрепляются в законах;
- что права не бывают без обязанностей.
Учащиеся должны уметь:
- практически выделять различные группы прав человека;
-давать характеристику правам подростка;
- рассматривать правовые ситуации и решать их;
- взаимодействовать с членами малой группы, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- отбирать необходимую информацию, перерабатывать и представлять её.
Отношения, ценности, внутренние установки:
- выразить своё отношение к правам подростка, убедить подростков в ценности их прав, воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;
- объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
Оборудование: тексты Декларации о правах человека, Конвенции о правах детей, Конституции РФ, газеты, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, листочки четырёх цветов для формирования групп (на закрепление), раздаточный материал (глоссарий по теме «Правоспособность и дееспособность») и карточки для индивидуальной работы и работы в группах.
Ход урока.
1. Орг. Момент (посещаемость, объявление темы)
2. Проверка домашнего задания.
- сразу раздаю задания по карточкам на составление предложений по изученному материалу (вставить слова «ответственность», «права и обязанности», «закон»).
- Что мы изучали на прошлом уроке?
- Что такое «права человека»?
- послушайте стихи и скажите, о каких правах идёт речь?
Только ты на свет родился, право первое твоё: получи, чтоб им гордиться, имя личное твоё.
Очень трудно самому жить на свете одному. Правом с мамой жить и с папой пользуйтесь всегда, ребята!
Я росточком недоволен и пока не так силён. Но не смей мне делать больно: есть у нас такой закон.
Если жар, всё тело ломит, и совсем не до игры, то позвать врача на помощь - тоже право детворы.
Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки – это право есть у нас.
Будь ты слабым или сильным, белым, чёрным – всё равно ты родился быть счастливым. Это право …. всем дано!
- Какие существуют группы прав человека?
- Где зафиксированы права гражданина РФ?
- Какие вы знаете международные правовые документы?
- Существует ли разница между правами взрослого и правами ребёнка?
- Что вы хотели бы узнать на этом уроке, чему научиться? (ответы фиксируются на доске сбоку, чтоб к ним вернуться в конце урока). (уметь действовать в определённых ситуациях, поупражняться….)
- Значит, наши цели на сегодняшнем уроке: (читаю)
3. Работа с документами.
- У вас на столах лежат тексты Конституции РФ, Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка. Заполните таблицу на листочках, которые лежат у вас на партах.
Права ВДПЧ Конвенция о правах ребёнка Конституция РФ
Гражданские Политические Социально-экономические культурные - Проверяем (читает 1 группа, другие дополняют)
- А теперь усложним задачу. Расскажите, какие права вы реализуете в жизни.
-Какой можно сделать вывод? (о неотъемлемости прав с самого рождения)
4.Решение задач ситуационных.
- Какие права ребёнка были нарушены?
Прочитали письмо, адресованное девушке
Отчислили из школы из-за перемены места жительства
- в рабочих тетрадях на стр. 59 заполняем таблицу (устно).
-В сказках, оказывается, тоже нарушаются права. Приведите примеры, в каких сказках и какие права.
(дети говорят, например: Золушка – право на отдых, Колобок – право на жизнь и т.д.)
- Какой можно сделать вывод?
- Сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам – урок.
5.Работа на доске.
- соотнесите возраст человека и возникающие в связи с ним права и возможности (в презентации):
А) 7 лет 1) право участвовать в выборах
Б) 14 лет 2) получение паспорта гражданина РФ
В) 16 лет 3) покупка продуктов в магазине
Г) 18 лет 4)право трудоустройства
А Б В Г
- Какой можно сделать вывод?
-Раздаю таблицы «Правоспособность и дееспособность»
- составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. Пишите только их порядковые номера (с презентации)
2406015151765002634615678180002406015104838500
 
65341545847000-99060176085500371094019373850027870152406650011010901123950005120640193802000478726511715750040633651123950002724151123950001224915240665001310640176085500443484050609500
Понятия: 1. Обязанность платить налоги
2. Принадлежность лица к определённому государству
3.Права гражданина
4. Гражданство
5. Обязанности гражданина
6. Право на жизнь
7. Обязанность по защите Отечества
8. Право на охрану здоровья
-Какой можно сделать вывод?
6. Формирование малых групп.
Учащиеся поочередно тянут жребий (разрезанные маленькие листочки 4-х разных цветов) и формируют четыре группы согласно выбранному цвету.
7. Работа в группах.
На столе у каждой группы: газеты, цветная бумага, ножницы, клей, ½ листа ватмана.
Задание:
1)     За 5 минут в газетах найти и отобрать примеры реализации и осуществления прав подростков и распределить их по группам: гражданские, политические, социально – экономические и культурные.
2)     Представить наработанный и оформленный коллажем материал классу (подготовить скотч)
8. Подведение итогов.
- Что вы хотели узнать на этом уроке? (возвращаемся к написанному плану)
- Что лучше всего усвоено вами в ходе урока? (игра «ДА-Нетка», ставят магнит против вопроса, который лучше усвоен)
- Какой вывод вы сделали после изучения темы «Права человека», «Права подростка»?
- От чего может зависеть счастье подростка в обществе?
- раздаю «Глоссарий по теме»
9. Домашнее задание: параграф 18, рабочая тетрадь, творческое задание:
1 ряд – напишите письмо Президенту РФ с рекомендациями о неотложных мерах по обеспечению прав ребёнка
2 ряд - напишите обращение российских детей к взрослым жителям планеты с требованием соблюдения прав детей
3 ряд – нарисуйте эскиз плаката, отражающий идеи соблюдения прав ребёнка.
Если вам не нравится то задание, которое задала я (всё-таки у нас с вами демократия), то поменяйтесь с кем-то для выполнения другого задания, чтобы не было по одному заданию густо, а по другому – пусто.
10. Оценки за урок.