Урок по изобразительному искусству на тему Русский народный костюм. Костюм Рязанской области (5 класс)


ОГБОУ «Шацкая кадетская школа – интернат»

по изобразительному искусству в 5 классе

357695531750-394335146050
Подготовила и провела
Маркушова Т.Е.
Учитель ИЗО
I квалификационная категория

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде.
Задачи:
Обучающая: Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности. Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.
Развивающая: Закрепление знаний об условно-символическом языке народного искусства: знаки и символы, как мифопоэтическое представление человека о мире. Развитие творческого мышления у детей.
Воспитательная : Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству.
Тип урока: комбинированный- урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.
Оборудование:
Для учащихся: альбом для рисования, карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры.
Для учителя: куклы в костюмах, презентация, карточки с названиями элементов костюма, русская народная музыка.
План урока:
Организационная часть.
Вводная беседа по теме.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.

Ход уроков.
1 урок.
Организационный момент.
Добрый день ребята!
Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.
Сегодня мы отправимся на урок-экскурсию в музей.
А вот ответ на вопрос, чему была посвящена экспозиция нашего виртуального музея , вы скажите мне в конце урока, договорились?
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Прослушайте эти строчки:
Рубаха, красный сарафан
и яркий праздничный кафтан.
Всё это - часть нашей страны,
которой так гордимся мы!
Как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворение?( народный костюм)
Куда и для чего люди одевали одежду?
3.Определение темы и целей урока.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о русском костюме?
Итак, кто попробует сформулировать тему урока?
Исходя из темы, сформулируем цели урока:
Познакомимся с …
Научимся отличать…
Научимся использовать…
4.Постановка учебной проблемы.
-Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?
 - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?
  - Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах  земли  Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.
 - Знаете ли вы, из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? А что надо сделать, чтобы узнать об этом?
5.Изучение нового материала.
Нам, россиянам, русского костюма
историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
о быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,По выставке пройдемся не спеша,Рассмотрим древнерусскую одежду:Не правда ли проста и хороша!
(Показывается 2 фото русского женского костюма)
« По одежке встречают…»
Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д.
Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим.
Основой женского народного костюма была рубаха. « Рубаха» - от древнеславянского «руб»- кусок ткани.
-Рассмотрим орнамент на рубахе, где-то мы его уже встречали?
-Какую роль играла вышивка на рубахе?
-Какие цвета преобладали в народном орнаменте?
- Каково их значение?
Собственную рубаху не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс.
Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами, вышивкой.
На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Сарафан обязательно подпоясывался пояском, и девушки носили на нем съёмные карманы - «лакомники»
-Как вы думаете, что там находилось?
На юге России вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом . Поневу тоже обшивали лентами, тесьмой. Поверх рубахи, поневы надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». По праздникам поверх понёвы надевали богато украшенную одежду – навершник или шушпан из нарядной ткани, украшенный вышивкой.
Завершал праздничный костюм головной убор.
-Какие русские головные уборы вы уже знаете?
-Есть ли отличие между женским головным убором и девичьим?
Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы.
Девушки носили повязки, венцы, коруны, которые скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми.
Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо.
Самым распространенным видом праздничного головного убора для женщин был кокошник - плотная твердая шапочка, украшенная речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями
В южных районах кокошник называли по-разному: кика, ряска, каблучок. Форма кокошника также была разнообразная.
Мужской костюм был менее затейлив. Он представлял собой сочетание рубахи и портов.
Его основой была рубашка-косоворотка. Шили её из белой, синей или красной ткани. Украшали её вышивкой.
Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного(суконные).
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Представьте, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы современных дизайнеров.
Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы!
6.Творческая практическая деятельность учащихся.
Я предлагаю вам сегодня выступить в роли модельеров и создать эскиз русского костюма для кукол. Но для начала нам нужно нарисовать модель куклы: женскую или мужскую фигуру.
(Ученики работают индивидуально. Индивидуально выбирают материалы для работы.)7.Итог урока, рефлексия.
Так в какой музей мы совершили путешествие?( в этнографический) а наш выставочный зал посвящён теме( народный праздничный костюм)
Рефлексия:
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…
мне захотелось…
2 урок.
Организационный момент.
А)Проверка готовности учащихся к уроку .
Б) Мобилизующее начало урока.
На доске: 1 2 3 4 5
На доске я написала цифры от 1 до 5. Разве у нас урок математики? Для чего же я их написала цифры?
Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к -5.
Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.
2.Актуализация опорных знаний и умений.
-Вы любите отгадывать загадки?
-Тогда давайте поиграем и заодно вспомним, из каких элементов состоял русский народный праздничный костюм.
1.Меня на тело одевают ,На Руси меня все знают.
Я не топик не папаха
Догадались –
я ( рубаха)
2.Очень любят здесь и там
Яркий красный (сарафан)
3.Юбку в клетку я надену.
Очень я люблю (поневу)
4.На голове я восседаю и о тебе я всё уж знаю . С тобой не начинаю спор..Так думал (головной убор)
5.У ребят есть не одни свои удобные (любимые)(штаны)
Скажите, для чего мы изучаем народный костюм? (Для того , чтобы знать традиции своего народа) .
А в современной жизни нам могут пригодиться эти знания и где? (На основе народного костюма построен современный костюм, в фольклорных ансамблях артисты одеты в народную одежду).
Национальный костюм-это визитная карточка любого народа, именно в народном костюме всегда и везде встречают дорогих гостей других стран и народов.
Изучение нового материала.
Женщина в русском народном костюме - цветок. Русский женский костюм многослойный, с множеством деталей.
Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерниях. В Рязанской губернии так уж повелось издавна: что ни деревня - то новый костюм! Костюм, созданный рязанскими мастерицами, многослоен и красочен. Обилие красного цвета смягчается желтым, облагораживается горизонтально расположенной вышивкой, а ярко-зеленые ленты и великолепное михайловское кружево придают костюму нарядность.
Он состоял из рубахи, понёвы, передника-запона и кички. Женская рубаха была длиннее мужской, ее подол опускался почти до ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии поясом, так что верхняя часть одежды свисала поверх нее. Ворот, рукава и подол отделывались богатой вышивкой.
Поверх рубахи носили понёвы — самые древние юбки из домотканой шерстяной материи. Ткань для понёв могла быть полосатой или клетчатой, разных расцветок.
Важной частью женского костюма был головной убор — сорока, кичка, рога.
Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, — «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» — разновидность этой одежды.
В Шацком уезде Рязанской области костюм состоял из рубахи, сарафана, поневы, навершника и шушпана.

До середины 19 века в Шацком уезде бытовал распашной косоклинный сарафан. В народе такой сарафан называли - « клиник», « сукман»,
« китайка». Шили сарафан из 3-х прямых полотнищ и косых клиньев между ними.
Во второй половине 19 века на смену косоклинному сарафану пришел «прямой сарафан» (прямой, московский)- сшитый из 4-6 полотнищ, собранный в верхней части на обшивку, с лямками. Одевался сарафан поверх рубахи. Рубаха была с поликами – с прямоугольными или трапецевидными вставками.
Понева состояла из четырех полотнищ: три из шерстяной или полушерстяной ткани) сшивались вместе, верхний край собирался на гашнике, а четвертое полотнище (легкая нешерстяная ткань) - «прошва» - соединяла три основных. Такая понева называлась «глухая».
Навершник- глухая наплечная одежда был сшит из белого холста, либо из домотканого сукна. В Шацком районе он назывался – «насовчик», «нагрудник».
Еще раз полюбуйтесь народными костюмами. Как вы думаете, что придает ему необыкновенную красоту? (Одежда украшена вышивкой)
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение.
Какой орнамент и какие цвета применялись в вышивке? Какую функцию несла вышивка?(Ответы учащихся)
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Представьте, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы современных дизайнеров.
Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы!
4. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Ребята, вот вы и узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. Вам предстоит выполнить эскизы костюмов на ваш выбор. Это могут быть и современные стилизованные ансамбли с элементами народного костюма, и русский народный праздничный костюм со своим авторским орнаментом-оберегом. Работать мы сегодня будем по группам.. Каждая группа будет выполнять свое задание: первая группа - южный комплект одежды, вторая –северный, третья группа выполняет декор мужского костюма.
При выполнении работы используйте шаблоны фигуры человека, выполненные вами на прошлом уроке.
В какой последовательности будем работать?
Этапы работы:
нарисовать модель куклы (на 1 уроке)
выбрать вариант костюма
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.
Так же как мастерицы на Руси ткали, пряли, вышивали под мелодичные звуки русских народных песен, так и мы попробуем работать под музыку. (Работа выполняется под народную музыку с элементами современной обработки .Группа «Иван Купала» композиция «Кострома», «Коляда», «Пчелы»)
5.Итог урока. Рефлексия.
-Ребята , а вы знаете что творение всех людей на свете гениально. Никто и ни когда не сможет понять и отобразить в своей работе содержание нашего урока так же, как вы. И поэтому все ваши работы достойны восхищения. Несите их к доске. Сейчас мы устроим экспозицию. Ещё раз полюбуемся на разнообразие моделей русских костюмных ансамблей. Посмотрите сколько будущих конкурентов Юдашкина и Зайцева находятся в нашем коллективе.
-Предлагает оценить свою работу на уроке по 5-балльной системе и отметить это цифрой на нерабочей стороне альбома.