Мастер-класс по литературному чтению по рассказу В.Астафьева Белогрудка


План урока для учителей по рассказу В.Астафьева «Белогрудка»
Цели урока:
1. Привлечь внимание детей к проблеме взаимоотношений человека и природы.
2. Воспитывать гуманное отношение к природе, животным; развивать чувство ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде;
3. Вырабатывать умение анализировать поступки литературных героев.
Задачи:
1. Развивать знания, умения и навыки по анализу художественного текста.
2. Развивать устную речь через выразительное чтение, устные ответы.
3.Воспитывать любовь к природе через художественное слово.
Ход занятия
Пусть поют в лесу птицы,
пусть жизнь природы идет своим чередом,
а мы, люди, как можно меньше
будем вторгаться в ее мир,
а будем только наблюдать за ней
и наслаждаться ее звуками
- Прочитайте название рассказа.
- Как вы думаете, кто это? Напишите.
птица
кошка
собака
белка и др.
- Какая она? Напишите.
белая грудь
тёмная
добрая
вызывает уважение
мягонькая и др.
- Прочитайте первую часть рассказа.
- О чём прочитали?
- Давайте дадим название этой части.
Скрытная зверушка.
- Вернитесь к написанным словам. Оставьте те, которые подходят к нашему произведению и добавьте подходящие.
- Ваши предположения подтвердились?
- Напишите, что было дальше.
(Слушатели выполняют задание)
- Прочитайте, что у вас получилось.
- А вот что было на самом деле. Прочитайте вторую часть.
- Что чувствовала куница?
печаль
горе
безысходность
отчаяние
боль
тоска
обида
чувство несостоявшейся матери и др.
- Что о ней думаете вы?
разумное животное
настоящая мать
чувственное животное
(Взаимосвязь поступка детей и чувства животного)
- Как назовём эту часть?
Возмездие.
Результат глупости ребят.
- Напишите конец рассказа.
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Прочитайте, а как на самом деле закончился рассказ.
- Назовите эту часть.
?
- Зачем Астафьев написал этот рассказ?
Автор ярко показывает нам мир животных. Читая рассказ, мы понимаем, что маленькому зверьку кунице Белогрудке присущи все чувства, характерные человеку.
Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир.
Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.
Рассказ трагичен. Но В.П.Астафьев в последних строках словно хочет сказать:
Берегите и не обижайте друг друга. Будьте добрее, люди! Всем на этой земле найдется место для жизни в мире и согласии.
- Выразите в цвете свои чувства.
Итог:
- Какую тему вы бы выбрали к сегодняшнему уроку?
Будь добрее, Человек!
- Какие задачи мы решили?
(может быть, и не надо)
- Послужила история с куницей уроком для жителей деревень?
– О какой боли поведал нам автор?
Домашнее задание: написать письмо мальчишкам или человеку от имени Белогрудки.
Познать себя в себе самом
Без страха и упрёка –
Вот в чём отличье мастерской
От старого урока.
Этот рассказ можно рассматривать по разным направлениям:
-два мира – мир людей и мир животных – чувства совпадают;
- жестокость порождает страдания;
- жестокость порождает месть.
Приёмы кажутся простыми, но их можно очень по-разному подать. Здесь важно учитывать возраст ребят. Хорош приём по расширению словарного запаса ( приготовить самому набор необходимых слов, а дети только выберу нужные и докажут словами текста, т.к. дети многие слова понимают, а объяснить их значения не могут.
Дети могут заранее подобрать слова о значении природы в жизни человека, а на уроке выбрать подходящий к произведению эпиграф.

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», - Пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.
С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО в г. Красноярске и работал составителем поездов.
Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузит.
На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.
Последние годы жизни писатель провел на родине с Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка.
Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.
Рассказ этот о природе, о бережном отношении к лесам, к животным, к птицам, к воде, к земле и воздуху, бережном отношении к планете. Человек должен быть мудрым хозяином природы и жить в согласии с природой.)Тема взаимоотношений человека и природы всегда была одной из ведущих в творчестве писателей. Художники слова пытаются вызвать у общества тревогу и озабоченность за состояние окружающей среды.