Интегрированный урок развития речи по теме Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева Зачем я убил коростеля?

Учитель: Т.А. Кобелева МОУ «Дашковская СОШ»
Интегрированный урок развития речи
Тема: Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»)
Цели урока:
Обучающие:
продолжить работу по развитию умения применять полученные знания по русскому языку при работе с прозаическим текстом;
развивать культуру речи через активизацию словаря;
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных средств.
Развивающие:
формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, переносить знания в новые ситуации;
развитие связной речи учащихся, мышления;
развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
воспитание человечности, чуткости и гуманности, принципиальности и самокритичности, ответственности за свои поступки;
воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителю;
воспитание интереса к русскому языку и литературе.
Оборудование: текст рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», толковый словарь.
Оформление доски: тема, эпиграф «Промах мгновенен – длинно раскаяние» (народная мудрость), портрет В.П. Астафьева, иллюстрации с изображением коростеля.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя: на сегодняшнем уроке нам предстоит выполнить лингвистический анализ текста, то есть выявить арсенал средств, используемых автором для создания художественного образа, художественной ткани произведения. Работать мы будем с текстом рассказа Виктора Петровича Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
О чем, по вашему мнению, может пойти речь в рассказе под таким заголовком?
Что обозначает имя существительное в заголовке?
Что вы знаете об этой птице?
Найдем значение слова «коростель» в толковом словаре (Коростель, или дергач, - быстро бегающая птица с сильно сжатым с боков телом, живущая в траве).
Обратите внимание на иллюстрацию с изображением коростеля. Какого цвета его оперение?
Учитель: характерный скрипучий крик коростеля «крэк – крэк» в мае – июне вечером и ночью несется со всех лугов или полей. Увидеть коростеля очень трудно. От преследования он уходит пешком и взлетает крайне редко.
В заглавии есть вопросительное слово «зачем». Замените его синонимами.
Кто кому задает вопрос? А кто это Я?
Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, но и старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить? (о совестливости, порядочности)
О чем спрашивает себя автор? Выясним, какое толкование слова «убить» дается в словаре (Убить – 1. Лишить жизни. 2. Перен. Привести в полное отчаяние, в состояние безнадежности. 3. Перен. Уничтожить, подавить. 4. Потратить, израсходовать). В каком значении, по вашему мнению, будет употреблено слово «убил»?
2. Чтение рассказа учителем.
3. Лингвистический анализ текста.
Докажите, что перед нами текст. (В тексте есть цельность, завершенность. Предложения связаны по смыслу и грамматически. Наличие заголовка)
Какова тема рассказа? (рассказ о том, как 40 лет назад рассказчик убил в мальчишеском азарте коростеля)
Как вы думаете, почему герой рассказа, человек уже взрослый и много повидавший за свою жизнь, не может забыть того, что произошло много лет назад, и воспоминание это для него мучительно? (героя мучает совесть)
Какова основная мысль рассказа? (в бессмысленности убийства живого существа; в ответственности человека за свои поступки; в неотвратимости расплаты за то зло, которое причинил другим)
Определите основные части текста.
Воспоминание далекого детства о бессмысленном убийстве птицы.
Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле.
История трудной жизни коростеля.
Муки совести.
Анализ первой части. Воспоминание далекого детства о бессмысленном убийстве птицы.
Обратимся к экспозиции рассказа (ранняя осень, небольшая бочажина, поросшая тальником). С помощью диалектизмов передается колорит местности.
(Словарь: бочажина – местн. Глубокая лужа, яма с водой.
Тальник – кустарниковая ива.)
Завязка, развитие действия дается в нескольких предложениях. Тут же кульминация: «захлестал сырым удилищем».
Коростели, обычно, быстро уходят от погони. А как автор передает беспомощность этой птицы? (с помощью глаголов «присела», «притаилась», «пугалась», наречия «неуклюже», деепричастия «заваливаясь»)
Почему в первом описании птицы преобладают глаголы? (подчеркивают, что птица еще жива и из последних сил старается спастись)
Почему беспомощность птицы не остановила рассказчика? Какие выразительные средства использует автор, описывая себя в момент погони? (сравнение с гончей собакой: потерял всё человеческое, забыл о разуме, превратился в слепое животное « слепой от погони, охотничьей страсти». Эпитет «дикий» азарт, то есть необузданный, не имеющий отношение к человеку, подчеркивается, усиливается риторическим восклицанием «Берегись тогда, живая душа!». Яркий контраст: маленькая беспомощная птица – «захлестал сырым удилищем»)
Начало рассказа очень динамично. Где и почему время как бы остановилось? (Когда мальчик рассматривает загубленную им птицу. Смерть птицы поразила его настолько, что он застыл с безжизненным тельцем жертвы в руках)
Почему так подробно дано описание мертвой птицы? (мальчик внимательно рассматривает на ладони ее завядшее тельце, как бы определяя степень своей  вины. Подробности в описании птицы усиливают чувство вины)
Какие художественные средства использует автор, чтобы подчеркнуть безжизненность птицы? (Эпитеты: завядшее, бескостное, невесомое тельце; мертвые, бесцветные веки. Сравнение с давно знакомыми деталями: шейка будто прихваченный морозом лист, спина словно посыпана гнилушками – грушами)    
Есть ли глаголы в описании мертвой птицы?      (Птица мертва, и глаголов в описании нет, кроме грамматической части сказуемого «была», глагола «болталась». Выбор морфологических средств делает картину смерти более ёмкой)
Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы?       (подчеркивают беспомощность, уязвимость коростеля перед человеком)
Какое чувство у нас вызывает описание мертвой птицы? Как оно усиливается? (Описание мёртвой птицы вызыв
·ает чувство жалости и сострадания. Усиливается это чувство, когда мы узнаём, что у коростеля не было одной лапки: он лишился её летом, попав под литовку. Тем более такая птица нуждается в защите!)
Словарь: Литовка – распространенный вид косы, сельскохозяйственного орудия для срезания травы, злаков.
Кульминация действия приходится на  момент гибели птицы. А «кульминация  чувства»?   (когда мальчик с чувством непоправимой вины смотрит на мёртвое тельце, а потом руками выгребает ямку в борозде и    хоронит птицу)
Какое выразительное средство делает слова «руками», «так просто», «сдуру» ключевыми? (Инверсия. Мы словно видим этого растерянного мальчишку, пытающегося и похоронить птицу, и скрыть свое преступление, убежать от чувства вины)
Обратите внимание на словосочетания «выгребать ямку», «загубленную живность». Какова их роль? (подчеркивают беззащитность маленькой жертвы рассказчика, усиливают чувство раскаяния, что загубил живую душу)
Анализ второй части. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле.
Как соотносятся эпиграф к уроку и содержание рассказа? (со времени этого случая прошло 40 лет, а чувство вины не дает покоя автору) 
Какие слова использует автор в разных частях рассказа, чтобы это чувство показать?   («До того мне стало жалко ее», «с нетерпением и виной», «томлюсь и жду»)
В экспозиции рассказа описание природы очень кратко. Для чего вдруг в середине текста дается подробный местный пейзаж, наполненный красками, запахами, звуками?  (показать, что великолепный летний пейзаж, наполненный красками и звуками, кажется рассказчику несовершенным, пока не вернулись коростели. И скрип коростеля дороже соловьиных трелей)
С помощью какой части речи это передано? (с помощью глаголов: «не хватает», «недостает», «недооформилось»)
Какова роль восклицательных предложений «Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит!» (показывают чувство признательности птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось... значит, все в порядке»)  
Действительно ли все в порядке? (нет. «И каждый год вот так. Томлюсь и жду я коростеля»)
Почему же каждый год с нетерпением и виной ждет автор прилета коростелей? (словно хочет увидеть среди птиц ту, которую когда-то глупо загубил. Ему кажется, что если увидит, то почувствует прощение от птицы)
Какую роль играет прилагательное «закоренелой» виной? (эпитет подчеркивает мучительное воспоминание-вину, преследующее рассказчика в течение всей жизни)
Анализ третьей части. История трудной жизни коростеля.
Почему так подробно рассказывает автор о коростеле как виде? Каково назначение этой части? (показать, что рассказчик интересуется нелегкой жизнью этих птиц. Знает о них практически всё. Подчеркивает, что именно у нас, «где зори маковые вянут.» коростель выводит и выхаживает потомство, потом добирается на зимовье в Африку, но не остается там, а возвращается на родину)
Выделите ключевые слова, показывающие трудную жизнь коростелей. («далеко добираться», «торопится», «чтобы свить гнездо, вывести потомство, выкормить его и унести ноги от гибельной зимы», «не приспособленная к полету», «вынуждена два раза в год перелетать Средиземное море», «много тысяч коростелей гибнет в пути»)
Какова их роль в тексте? (они звучат упреком мальчишке, загубившем птицу)
Как еще раз подчеркивается бессмысленность и жестокость поступка мальчика? (развернутое сравнение: рассказ об отношении к коростелям во Франции. Там эту птицу боготворят, почитают, в честь неё устраивают праздники, отдавая дань её мужеству. Коростель в одном из французских городов  издавна считается священной птицей, он изображен на гербе города и за его смерть в средневековье казнили)
Анализ четвертой части. Муки совести.
Четвертая часть состоит их двух абзацев. Какой прием использует в них автор? Что этим достигается? (Анафора «но». Показывает, что, хотя автор и не  может быть приговорен к смерти, его наказание возможно, страшнее. Смерти он не боится, спокойно пишет о войне: «Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли». Наказание его в чувстве вины, которую нельзя ни искупить, ни загладить, ни забыть, как нельзя вернуть коростеля)
Какое еще художественное средство вы можете отметить? (сравнение: убийство на войне и убийство в мирное время беззащитной птицы. Снова возникает мысль о бессмысленности поступка героя. Если убийство на войне можно оправдать тем, что солдат защищает свою жизнь от врага, защищает свою землю и всё то, что ему дорого и свято, то убийство беззащитного коростеля - пятно на совести рассказчика, его вечная душевная мука.)
Почему автор заканчивает рассказ по сути одним и тем же вопросом «зачем я убил коростеля? Зачем?» (чтобы показать, насколько мучителен он для рассказчика. На него нет ответа,  как нет возможности повернуть все вспять)
Над какими вопросами заставляет задуматься короткий рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» (Может ли остаться без следа поступок, совершенный в детстве? Можно ли оправдать свою жестокость малым возрастом? Зачем нам дана совесть? Должны ли мы чувствовать ответственность за все, что совершаем? Можно ли было поступить иначе?)
К сожалению, жизнь не имеет черновиков, «дублей», как в кино. Все набело, навсегда, не вычеркнуть, не стереть, не исправить.
Об этом предупреждает нас и поэт Н. Новиков:
Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна.
И в обратный отправляясь путь,
Все равно не вернешься обратно.
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна:
Можно в те же вернуться края,
Но вернуться назад невозможно.
Домашнее задание: прочитать рассказы В.П. Астафьева «Глухарь», «Орлан-могильник», «Вороны-охотницы», «Радость первого полета», «Он живой», «И милосердия», «Жизнь Трезора», «Гнездышки», «Алеха», «Тихая птица»; выполнить лингвистический анализ текста по выбору.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515