Проект на темуНет поэта без родины, посвященный 125-летию русского поэта глашатая Руси С.Есенина.


«Если крикнет рать святая:/«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,/Дайте родину мою».

3 октября 1895 г. -
28 декабря 1925г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Краснодарского края
школа-интернат спортивного профиля
Исследовательский проект
по русской литературе
«Нет поэта
без родины»
( к 125-летию со дня рождения поэта Сергея Есенина)

автор : Чекулаев Кирилл,
учащийся 7 «В» кл.
руководитель:
Ахметова Нафиса Идиятовна,
учитель русского языка и литературы
2015г.
г Краснодар
Содержание
1.Паспорт проекта…………………………………………………………
2.Аннотация проекта…………………………………………………………
3.План проекта…………………………………………………………
4.Теоретическая часть проекта…………………………………………………………
4.1.Введение……………………………………………………
4.2 Краткая биография и творчество С.Есенина…………………………………………………….
4.3Учебные вопросы, решаемые при выполнении проекта……………………………………………………….
5.Описание результатов проекта………………………………………………………
6.Ресурсы проекта…………………………………………………………
1.Паспорт проекта
Название «Нет поэта без родины»
Тема «Есенин. Жизнь и творчество»
Автор проекта Чекулаев Кирилл
Руководитель Ахметова Нафиса ИдиятовнаТип Исследовательский проект
Основная учебная дисциплина Русская литература
Дополнительные дисциплины Музыка, история, ИЗО, библиография
Цель 1. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.
2. Развитие творческих навыков учащихся.
3. Развитие умений и навыков работы с информацией.
4. Развитие навыков самоанализа учащихся.
5. Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.
6. Развитие навыков критического мышления.
Задачи 1. Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения.
2. Развитие навыков использования полученной иноформации в речи.
3. Развитие навыков использования критического мышления.
4. Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой.
Проблема Какое влияние Есенин оказал на народ?
Как прожил жизнь Поэт Серебряного века? Как относились люди к творчеству Есенина? Как проявлялась разносторонность русской души? Какое место занимает С.Есенин в литературе начала 20го века?
Предполагаемый результат Открыть в душе каждого учащегося своего Сергея Есенина.
Предполагаемый продукт Презентация и реферат «Жизнь и творчество С. Есенина».
2.Презентация и реферат «Тема Родины в творчестве С.Есенина».
3.Презентация и реферат « Пейзаж в лирике С.Есенина» .
4.Презентация и реферат « Изображение животных в произведениях С.Есенина» .
5. Презентация и реферат « Тропы в произведениях С.Есенина» .
6. Презентация и реферат « Стих С.Есенина» .
7. Литературно-музыкальная композиция «Нет поэта без родины»
8.Стенгазеты «Нет поэта без родины»
9.Конкурс чтецов «Нет поэта без родины» .

Необходимое оборудование Материально- техническая база:
сборники стихотворений С. Есенина,
исследовательская литература «С. А. Есенин в воспоминаниях современников» А. А. Козловского, материалы Интернета,
компьютер.
Состав проектной группы Учащиеся 5-9 классов
11.Аннотация проекта
На основе источников, литературы, иллюстративного материала в нашем проекте, учащимися 7-9 классов проводится ознакомление с творчеством, жизнью и людьми, окружающими Сергея Есенина.
Проблема: Как прожил жизнь Поэт Серебряного века? Как относились люди к творчеству Есенина? Как проявлялась разносторонность русской души? Какое место занимает С.Есенин в литературе начала 20го века?
Цель:
-Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.
-Развитие творческих навыков учащихся.
-Развитие умений и навыков работы с информацией.
-Развитие навыков самоанализа учащихся.
-Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.
- Развитие навыков критического мышления.
Задачи:
Познакомиться с жизнью и творчеством Сергея Есенина.
Узнать разносторонность русской души.
Определить, какое место занимает в литературе начала 20-го века.
Продолжительность работы по проекту: 6 недель
Гипотеза: «Нет поэта без родины»
Объект исследования: Жизнь и творчество Сергея Есенина.
111.План проекта
№ Этап Направление работы Сроки Планируемый результат
1 Подготовительный
-Вводный урок. Вводная презентация учителя. -Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм).
- Выбор проблемы, источников литературы, составление плана
1-ая неделя сентября 2015года Определение поля деятельности и структуры работы.
Формирование групп и выбор темы исследования.
2 Деятельностный -2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома.
-Совместное планирование проекта: цели, график работы, определение системы оценивания работ.
-Планирование деятельности каждой группы и каждого участника группы.
-Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах).
2-ая неделя сентября 2015года Научное обоснование темы заявленного проекта и глубины освещения исследуемого вопроса.
.Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках)
3 Ход исследования -2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома с литературой и другими источниками.
-Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся.
-Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания.
-Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации.
-Предварительное оценивание работы всей группы .3-я неделя сентября 2015года . Подготовка теоретических выкладок и материала, предназначенного для анкет и тестов.
Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания. Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации. Предварительное оценивание работы всей группы
4 Рефлексивный -.Предварительная оценка продукта деятельности.
(2 урока)
-Окончательное определение содержательной и практической составляющих проекта 4-ая неделя сентября 2015года Презентация проекта на итоговом классном часе.
5 Аналитический Анализ результатов выполнения проекта.
Оценивание результатов работы над проектом руководителем проекта и школьным психологом. 1-ая неделя октября 2015года Формулировка заключения и практических выкладок по проекту. 6 Презентационный Мультимедийная подготовка
2-ая неделя октября 2015года Итоговое оценивание работы каждого учащегося в группе
1V.Теоретическая часть проекта
4.1 Введение
«Нет поэта без родины» - эта мудрая есенинская мысль отражает связь между любым художником и Отечеством. Первым по праву певцом неувядающей России стоит Сергей Есенин. Всенародное признание поэта есть нечто гораздо большее, чем только популярность. Он обладал редким свойством выражать не только отдельные стороны народной души, на и открывать и постигать ее всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений в наиболее полном, законченном значении слова.
С. Есенин-лирик одушевляет все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия.
Наша цель - ответить на вопросы:
-Как прожил жизнь Поэт Серебряного века?
-Как относились люди к творчеству Есенина?
-Как проявлялась разносторонность русской души?
- Какое место занимает С.Есенин в литературе начала 20го века?
Казалось бы, все, о чем писал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее.У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С. Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Все это так. Всем нам дорога поэзия Есенина, у всех нас свое восприятие его творчества.. Каждый из нас во время проекта открыл в своей душе своего Сергея Есенина, иначе взглянул на его творчество.
Ведь творчество Есенина – такой простой и понятный каждому из нас, такой душевный, мелодичный, способный пробудить даже в самой черствой душе живые и теплые чувства.
4.2 Краткая биография и творчество С.Есенина
.
Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Его поэзия: с первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
Годы творчества: 1910—1925
Направление: Новокрестьянские поэты (1914—1918), имажинизм (1918—1923)
( Новокрестьянские поэты -условное собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения,  всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества. Вместе с тем им оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна»).
(Имажинизм- литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного)
4.3.
Учебные вопросы, решаемые при выполнении проекта


-Как создать тест в MS Word? Как создать тест в MS Excel?
-Каким образом создается публикация?
-Каким образом создается презентация?
- Когда родился Сергей Есенин?
-В какой деревне он родился?
-Кем были у него родители?
-В каком журнале впервые были опубликованы его первые стихи?
- Какое литературное течение возглавил С.А.Есенин?
- Какое прозвище получил С. А. Есенин в писательских кругах?
-Назовите тему, ставшую основной в творчестве С. А. Есенина.
-Тема Родины в творчестве С.Есенина.
-Пейзаж в лирике С.Есенина
-Изображение животных в произведениях С.Есенина.
-Тропы в произведениях С.Есенина.
5.
Описание результатов проекта
№ Название мероприятий Выполнили
1 Презентация и реферат «Жизнь и творчество С. Есенина». Учащиеся 7 «А» кл.
2 Презентация и реферат «Тема Родины в творчестве С.Есенина». Учащиеся 8 «А» кл.
3 Презентация и реферат « Пейзаж в лирике С.Есенина» . Учащиеся 6 «А» кл.
4 Презентация и реферат « Изображение животных в произведениях С.Есенина» . Учащиеся 7 «Б» кл.
5 Презентация и реферат « Тропы в произведениях С.Есенина» . Учащиеся 7 «В» кл.
6 Презентация и реферат « Стих С.Есенина» . Учащиеся 7 «Г» кл.
7 Литературно-музыкальная композиция «Нет поэта без родины» Учащиеся 7-9 кл.
8 Стенгазеты «Нет поэта без родины» Учащиеся 5-7 кл.
9 Конкурс чтецов «Нет поэта без родины» . Учащиеся 5-7 кл.
10 Разучивание песен на слова С. Есенина. Учитель музыки(5-7кл)
11 Презентация и реферат«Песни на слова С. Есенина ». Учащиеся 7 «Б» кл.
6
Ресурсы проекта
Литература:
НАУМОВ Е. И. Сергей Есенин. Жизнь и творчество.
Аристов В., Сироткина И. Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан // Культурно-историческая психология 2011. № 3
ПРОКУШЕВ Ю. Сергей Есенин. Литературные заметки о детстве и юности поэта.
Москва, «Правда», 1960. — Мягкая обложка, 48 с., фотогр. — (Библиотека «ОГОНЕК», № 46)С. Есенин .Сборник стихотворений
С Есенин в антологии русской поэзии.
С. И. Зинин. « Поездка Есенина в Туркистан».
Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 319 с.
Эдуард ХЛЫСТАЛОВ . « Есенин С. А.: Татьяна Сергеевна Есенина в Ташкенте.
Материалы с Интернета.