Н.М.Рубцов. Тема родины и природы в лирике поэта.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕХНИКУМ
«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО АУДИТОРНОГО
ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
«Н.М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта»
по дисциплине «Литература»
«общеобразовательного цикла»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
060501Сестринское дело, естественнонаучный профиль
Шентала, 2014 г.
ОДОБРЕНА
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК «Общих гуманитарных, социально-экономических,
естественнонаучных и математических дисциплин»
Протокол № ________ от
«____»______________201___г.
Председатель ЦМК___________
М.Б. Мутыгуллина Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060501 «Сестринское дело»
Зам. директора по УР
«____»____________201___ г.
________________Е.В. Курганская
Составитель: Трофимова Оксана Ивановна
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Н.М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта»
Организационная форма:
Теоретическое занятие – 1 (90 мин)
Цели и задачи:
-образовательная:
познакомить учащихся с наиболее яркими фактами из биографии Н.М.Рубцова.
совершенствовать умение анализа поэтического текста, т.е. видение смыслового и эмоционального содержания, определение языкового богатства поэтики.
способствовать формированию способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия.
-развивающая:
стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над  анализом лирического стихотворения.
развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление.
-воспитательная:
воспитывать коммуникативные способности.
способствовать воспитанию на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Тип занятия: овладение новыми знаниями.
Место проведения: аудитория.
Средства обучения: технология дифференцирования, критического мышления, развивающего обучения, тексты произведений Н.М. Рубцова, мультимедиа, звукозаписи.
Средства контроля: устный опрос, индивидуальные задания на карточках.
Методы проведения: Коммуникативный метод, метод активного обучения, словесный метод (объяснение, беседа), наглядный метод (иллюстрация), практический метод (устные и письменные задания).
План проведения теоретического занятия
Это были стихии. Это были стихи!
Просто были стихи…но какие!-
Отмывалась душа. Отпускались грехи.
Это вечная боль по России.
А.Борычев
Название Описание Цель Время
1 Организационные вопросы. - Добрый день дорогие студенты!
(Отметка присутствующих и формы одежды.) Подготовить студентов к работе. 2 мин
2 Вводное слово преподавателя. -Чтобы настроиться на восприятие темы, для начала посмотрите на слайд и прочтите два стихотворения, посвященные Н.М.Рубцову. \ Презентация слайд
- Как вы думаете, ребята, о каком человеке можно так пронзительно сказать? (Ответы студентов).
- Посмотрите на слайд . Какую мысль здесь хочет до нас донести автор? (Ответы студентов).
- Поэт Николай Михайлович Рубцов, чистой души человек, родившийся на архангельской земле, воспитанный и вскормленный землёй вологодской. Ему посвящена наша сегодняшняя встреча, мы познакомимся с жизненным и творческим путём поэта, хотя невозможно рассматривать эти два пути по отдельности. \Приложение 1. Мобилизовать внимание на работу во время занятия. Способствовать воспитанию на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине.
15мин
3 Учебная ситуация. - Обратите внимание на эпиграф урока «…отмывалась душа…» – это о творениях поэта Николая Рубцова. Читая сегодня его стихотворения, постараемся постигнуть их красоту, лиричность, любовь к родному краю. Откроем вместе с вами мир поэзии поэта. Запишите в тетрадь тему нашей встречи с Николаем Рубцовым и эпиграф. Развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции. 4 мин
4 Изучение нового материала по творчеству Н.Рубцова. Далее мы познакомимся с биографией поэта. Затем подробно остановимся на теме Родины и природы в лирике Рубцова, проведем в группах анализ стихотворений поэта. А в конце занятия выполним небольшую проверочную работу в виде теста.
- 1. Общие сведения о поэте и его поэзии (выступления студентов \ Приложение 2.(Презентация слайды )
-2. Изучение особенностей темы Родины и природы в лирике Рубцова \Приложение 3.(Презентация слайд ) Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Познакомить учащихся с наиболее яркими фактами из биографии Н.М.Рубцова. 35 мин
5 Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа студентов. - А теперь переходим к практической части нашего занятия. Вы должны будете самостоятельно проанализировать стихотворения поэта на данную тему, находя при этом перечисленные особенности и выявляя новые особенности этой темы. \ Приложение 4.
Пока студенты выполняют задание, звучат песни на стихи Н.Рубцова. Стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над  анализом лирического стихотворения. 25 мин
6 Контроль знаний полученных на занятии. - Для определения степени усвоения вами пройденного материала я раздам небольшую проверочную работу в виде теста на 3-5 минут. \ Приложение 5.
Каждый студент получает лист с тестом и проставляет ответы.
Пока студенты выполняют задание, звучат песни на стихи Н.Рубцова. Способствовать формированию способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия. 5 мин
7 Подведение итогов. Домашнее задание. Наше занятие, посвященное творчеству Н.Рубцова, подходит к концу. Сегодня мы познакомились с биографией поэта, определили главные особенности темы Родины и природы в творчестве поэта. Ну и, конечно же, читали и анализировали стихотворения Рубцова.
Рефлексия:
- Как вы думаете, нужны ли эти стихи сейчас в наш стремительный век?
-Слушая и анализируя стихи Рубцова, не ощутили ли вы какой-нибудь связи с лирикой других поэтов? Чем обусловлена эта связь?
(Ответы студентов)
Домашнее задание: проанализировать и выучить одно стихотворение Н.Рубцова «В горнице моей светло» Обобщение полученных на занятии знаний.
Объяснение домашнего задания на последующее занятие.
3мин
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА
Кожинов В. Николай Рубцов. К 70-летию со дня рождения Н.М. Рубцова [Текст] / В. Кожинов // Литература в школе. – 2006. - № 2. С. 2.
Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин [Текст] / Л.Д. Назарова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников [Текст] / Н.М. Рубцов. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 608 с.
http://rubtsov.id.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://images.yandex.ru/
Методическая разработка теоретического занятия для студента
Тема: «Н.М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта»
Организационная форма:
Теоретическое занятие – 1 (90 мин)
Цели и задачи:
-образовательная:
познакомить учащихся с наиболее яркими фактами из биографии Н.М.Рубцова.
совершенствовать умение анализа поэтического текста, т.е. видение смыслового и эмоционального содержания, определение языкового богатства поэтики.
способствовать формированию способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия.
-развивающая:
стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над  анализом лирического стихотворения.
развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление.
-воспитательная:
воспитывать коммуникативные способности.
способствовать воспитанию на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Тип занятия: овладение новыми знаниями.
Место проведения: аудитория.
Средства обучения: технология дифференцирования, критического мышления, развивающего обучения, тексты произведений Н.М. Рубцова, мультимедиа, звукозаписи.
Средства контроля: устный опрос, индивидуальные задания на карточках.
Методы проведения: Коммуникативный метод, метод активного обучения, словесный метод (объяснение, беседа), наглядный метод (иллюстрация), практический метод (устные и письменные задания).
Программированная инструкция к самостоятельной работе
№ Название этапа Описание этапа Цель Время
1 Самостоятельная работа студентов А теперь переходим к практической части нашего занятия. Вы должны будете самостоятельно проанализировать стихотворения поэта на данную тему, находя при этом перечисленные особенности и выявляя новые особенности этой темы. \ Приложение 4.
1. Анализ стихотворений Н.М. Рубцова «Березы» и «Видение на холме». Стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над  анализом лирического стихотворения. 25 мин
Задание на дом
Вопросы самоподготовки Истоки информации Цель деятельности Вопросы самоконтроля
Изучить лекционный материал.
Выучить и проанализировать стихотворение Н.Рубцова «В горнице моей светло» Лекционный материал, интернет источники, учебник Литературы. Закрепление и систематизация знаний. Ответить на вопросы, запомнить основные понятия и художественное своеобразие поэта.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА
Кожинов В. Николай Рубцов. К 70-летию со дня рождения Н.М. Рубцова [Текст] / В. Кожинов // Литература в школе. – 2006. - № 2. С. 2.
Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин [Текст] / Л.Д. Назарова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников [Текст] / Н.М. Рубцов. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 608 с.
http://rubtsov.id.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://images.yandex.ru/
Приложение 1
Слайд
Это были стихи. Это были стихи!Просто были стихи… но какие! –Отмывалась душа. Отпускались грехи.Это – вечная боль по России.Это были не рифмы, а рифы, на нихРазбивались бесчувствия шхуны.Вот таков и бывает он, подлинный стих.Вот такие звенящие струны!Кто осмелится после ещё написать –Это будет подобье подобий.Устреми мысль и чувства под небеса –Не получится; даже не пробуй!Только чистый простор непробуженных строк, –Он всё манит тебя, он всё манит.Кто же, кто преподаст тебе новый урокВ этом горестном жизни тумане?Борычев Алексей ЛеонтьевичПамяти Н. РубцоваЖил человек с бессонною душой.Она тревожных глаз не закрывала,Ей собственного счастья было мало,Когда несчастлив кто-то был другой.Жил человек, ценитель старины.Преданий русских, свадеб, песнопенья.В нём жизнь сама рождала те творенья,Что пахли духом поля и сосны.И в том неброском северном краюЕму в любви и верности он клялся,Где родился и где в земле остался,Его стихи читают и поют. А. Иванов
– Как вы думаете, ребята, о каком человеке можно так пронзительно сказать?
Возможные ответы студентов: поэт, оставивший о себе память, свято хранивший традиции предков, человек чести, совести. Это патриот, гражданин. Его любили. Он очень пропускал через своё сердце боль за Россию. Его стихи облагораживали человека, очищали душу.
Преподаватель: А это стихотворение поэта, о котором вы так много сказали добрых слов. Не правда ли, оно подтверждает ваши мысли и строчки стихотворений А.Иванова и А. Борычева.
Слайд
До концаДо тихого крестаПусть душаОстанется чиста!Перед этойЖелтой, захолустнойСтороной березовойМоей,Перед жнивойПасмурной и грустнойВ дни осеннихГорестных дождей.Перед этимСтрогим сельсоветом.Перед этимСтадом у моста,Перед всемСтаринным белым светомЯ клянусь:Душа моя чиста.Пусть онаОстанется чистаДо конца,До смертного креста!1969 г.
-Какую мысль здесь хочет до нас донести автор?
Я клянусь:Душа моя чиста.
Возможный ответ студентов: Для русских писателей характерно острое чувство нравственной ответственности за судьбы и страдания людей, пронизывающее не только творчество, но и личную жизнь писателей. Они были и остаются совестью народа. Не потому ли так недолог жизненный путь многих русских поэтов и писателей: их сердца надрываются от боли, боли за нас. Можем ли мы оставаться равнодушными?
Преподаватель: Да, он и был именно таким, поэт Николай Михайлович Рубцов, чистой души человек, родившийся на архангельской земле, воспитанный и вскормленный землёй вологодской. Ему посвящена наша сегодняшняя встреча, мы познакомимся с жизненным и творческим путём поэта, хотя невозможно рассматривать эти два пути по отдельности.
Приложение 2
Общие сведения о поэте и его поэзии (выступления студентов)
Преподаватель: Запишите в тетради: «Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)». Как видим, Николай Михайлович прожил недолгую жизнь. Всего 35 лет. Но в этой недолгой жизни было много разных событий. Давайте познакомимся с биографией поэта. Слушая сообщение, пожалуйста, обратите внимание, каких событий было больше в жизни поэта: грустных или радостных?
Слайд
Студент 1
Детство. Николай Михайлович Рубцов – поэт, родился 3 января 1936 года. «Николай Рубцов родился городе Емецке Архангельской области в простой семье. Его отец-Михаил Андрианович – работал начальником ОРСа местного леспромхоза. Мать – Александра Михайловна – была домохозяйкой. В семье Рубцовых было пятеро детей: три дочери и два сына. На момент рождения Николай был пятым, самым младшим ребенком в семье (чуть позже родится еще один мальчик – Борис). Перед самым началом войны семья Рубцовых перебралась в Вологду, где отец будущего поэта получил высокую должность в местном горкоме партии. Проработал он там чуть больше года, после чего в июне 1942 года его призвали на фронт. Дело, в общем, для военного времени обычное, однако незадолго до отправки Рубцова-старшего в его семье случилась беда: умерла жена. Так как оставить четверых детей без взрослой опеки (к тому времени дочери Рая и Надежда умерли после болезни) отец никак не мог, он вызвал к себе свою сестру Софью Андриановну. Та приехала в Вологду, однако взять всех детей отказалась. Поэтому с ней уехала лишь старшая из дочерей – Галина, а младшие были разбросаны кто куда. Альберт был отдан в ФЗУ, а Николай и Борис отправились в Красковский дошкольный детдом. Пятьдесят граммов хлеба да тарелка бульона – вот и весь тогдашний рацион детдомовцев. Иногда детишки ухитрялись воровать на воле турнепс и пекли его на кострах. И хотя всем обитателям детдома жилось несладко, однако Коле Рубцову особенно. Совсем недавно у него была любящая мать, отец, несколько братьев и сестер, и вдруг – полное одиночество. Особенно оно обострилось после того, как часть детдомовцев, в том числе и его брата Бориса, оставили в Краскове, а Николая вместе с другими отправили в Тотьму. Так оборвалась последняя ниточка, связывавшая мальчика с родными. Единственным лучиком света тогда для 7-летнего Коли была надежда на то, что с фронта вернется отец и заберет его обратно домой. Но и этой мечте мальчика не суждено было сбыться. Его отец отказался от него.
Между тем среди детдомовцев Николай Рубцов считался одним из лучших учеников. И хотя учили их намного хуже того, что было в средних школах (на четыре предмета был один учитель), однако дети и этому были рады. И третий класс Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал первое стихотворение.
Что касается характера мальчика, то, по воспоминаниям его товарищей по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым. При малейшей обиде он отходил в сторону и горько плакал. И кличку он тогда носил довольно мягкую для пацана – Любимчик.
Об этих днях сам Рубцов писал позднее так:
Вот говорят, что скуден был паекЧто были ночи с холодом, с тоскою, –Я лучше помню ивы над рекоюИ запоздалый в поле огонек.До слез теперь любимые места!И там, в глуши, под крышею детдома,Для нас звучало как-то незнакомо,Нас оскорбляло слово «сирота».
Слайд Студент 2
Путёвка в жизнь. В июне 1950 года Николай Рубцов закончил семилетку и, едва получив диплом, покинул стены ставшего ему родным детдома. Его путь лежал в Ригу, в мореходное училище, о поступлении в которое он мечтал все последние годы своего пребывания в детском доме. Он преисполнен самых радужных надежд и ожиданий”. Но документов у него в мореходное училище не приняли, ссылаясь на возраст. Рубцов поступает в Лесотехнический техникум, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия. Более двух лет он работал кочегаром на рыболовецком судне.
В начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на флоте 4 года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов.
После демобилизации Рубцов возвращается на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете.
В 1962 году, после окончания вечерней школы, поступает в Литературный институт в Москве. Широкому читателю его имя стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале “Октябрь” подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году Рубцов переводится на заочное отделение, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, отрезанный от мира бездорожьем…
Россия, Русь – куда я ни взгляну…За все твои страдания и битвыЛюблю твою, Россия, старину,Твои леса, погосты и молитвы,Люблю твои избушки и цветы,И небеса, горящие от зноя,И шепот ив у омутной воды,Люблю навек, до вечного покоя…
Но были и минуты счастья. В 1963 году Николай Рубцов обзавелся семьей в селе Никольском и, приезжая сюда, шел вдоль посада над рекой, стараясь еще издали увидеть избушку, где его ждали.
Изба небольшая, с пологой крышей и крохотными оконцами, одно из которых смотрит на реку Толшму. Рядом соседние дома и серые заборы, местами изрядно покосившиеся, кое-где подновленные, а то и попросту изгороди ершатся кольями. А позади избушки черемуха, грядки огорода и тропка под ними, по которой можно выйти к лесу…
Много раз этой тропкой хаживал Николай – на речку, в лес за рыжиками или волнушками, на покос. Летом 1964 года, еще не зная, видимо, об исключении из института, жил Николай Рубцов у себя в деревне, занимаясь обычными делами, зазывал к себе в гости друзей.
После исключения из Литературного института Николай Рубцов в глухой вологодской деревне пишет стихотворение «Душа», напечатанное лишь после его смерти:
За годом год уносится навек,Покоем веют старческие нравы, –На смертном ложе гаснет человекВ лучах довольства полного и славы!Последний день уносится навек…Он слезы льет, он требует участья,Но поздно понял важный человек,Что создал в жизни ложный облик счастья!
Преподаватель: Горько, ребята, слышать эти строчки. Очень рано ушёл из жизни этот замечательный человек, но оставил после себя свет поэзии. Относительная известность пришла к Николаю Рубцову ещё при жизни. Творчество его ценили, к слову его прислушивались, строчки из его стихов цитировали сплошь и рядом. Но по-настоящему масштаб его самобытного таланта признали, как водится, только после его смерти. Окунёмся же и мы с вами в мир поэзии Николая Рубцова.
Приложение 3
Изучение особенностей темы Родины и природы в лирике Рубцова
Преподаватель: Скажите, каких событий в жизни поэта было больше – грустных или радостных?..
Возможные ответы студентов: Грустных событий больше.
Преподаватель: Да, к сожалению, больше грустных событий. Вопрос к тем, кто дома читал стихотворения Рубцова: заметили ли вы в стихотворениях поэта преобладание каких-то чувств, настроений?..
Возможные ответы студентов: Чувства грусти и печали, тоска по родине, детству.
Преподаватель: Да. Лирический герой очень близок самому автору. Стихотворения поэта биографичны. Отсюда и присутствие в них, как и в жизни поэта, грустных интонаций, мотивов грусти и печали. Но грусть, тоска отходят на второй план, становятся светлее, когда поэт говорит о природе, о дорогой ему родине. Самые прекрасные стихи поэта посвящены Родине, России, русской природе. Именно им он признается в своей искренней любви.
Слайд
Деревенский пейзаж
Привет, Россия – родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!
Преподаватель: Не правда ли, великолепные слова! Великолепные стихи! Тема Родины и природы в лирике Рубцова самая обширная, самая интересная, самая удивительная. Запишите в тетради: «Тема Родины и природы в лирике поэта». «Тихая родина» - эпитет, взятый из стихотворения поэта. Как вы думает, какой смысл вкладывал в слово «тихая» поэт?
Возможные ответы студентов: родина, где нет шума, где на самом деле тихо, уютно, где все родное, близкое. Где не надо никуда торопиться, где можно спокойно любоваться красотой природы. Скорее всего, это деревенская родина.
Преподаватель: Интересные замечания. А теперь давайте посмотрим, что же сам поэт говорит о «тихой родине» в своем стихотворении? Стихотворение так и называется - «Тихая моя родина». Послушайте, пожалуйста, это стихотворение и подумайте, какая тема, кроме темы Родины, прослеживается в этом стихотворении?
Слайд
Рубцов на фоне пейзажа.
(Студенты слушают стихотворение.)
Тихая моя родина 
Тихая моя родина!Ивы, река, соловьи...Мать моя здесь похороненаВ детские годы мои.- Где тут погост? Вы не видели?Сам я найти не могу. -Тихо ответили жители:- Это на том берегу.Тихо ответили жители,Тихо проехал обоз.Купол церковной обителиЯркой травою зарос.Там, где я плавал за рыбами,Сено гребут в сеновал:Между речными изгибамиВырыли люди канал.Тина теперь и болотинаТам, где купаться любил...Тихая моя родина,Я ничего не забыл.Новый забор перед школою,Тот же зеленый простор.Словно ворона веселая,Сяду опять на забор!Школа моя деревянная!..Время придет уезжать -Речка за мною туманнаяБудет бежать и бежать.С каждой избою и тучею,С громом, готовым упасть,Чувствую самую жгучую,Самую смертную связь.
 
Преподаватель: Итак, какая тема, кроме темы Родины, прослеживается в этом стихотворении?
Возможный ответ студентов: тема детства.
Преподаватель: Да, тема детства. И это неслучайно. Мы говорили с вами, что у Рубцова стихи очень автобиографичны. Поэт рассказывает в стихотворении «Тихая моя родина» о Вологодском крае, в котором прошло его детство. Вопрос: вы обратили внимание, как описывает этот край поэт, с какими интонациями?..
Возможные ответы студентов: с нежными интонациями, с любовью.
Преподаватель: Даже спустя годы он смотрит на свой родной край и на свою родину как будто тем же детским взглядом. Писатель В.П. Астафьев в своих воспоминаниях о поэте говорит о необыкновенной детскости, непосредственности Рубцова, которая наиболее ярко проявлялась в общении поэта с природой. Именно с природой, а не с людьми. Как вы думает почему?
Возможные ответы студентов: люди не понимали тонкой души поэта, он казался им непонятным и чужим.
Преподаватель: Да, безусловно, во все времена поэт казался человеком странным, непохожим на всех остальных. Таким был и Рубцов. Мотив одиночества часто сквозит в его произведениях.
Вернемся к стихотворению. Скажите, какой пейзаж изображен в этом произведении – городской или деревенский?..
Возможные ответы студентов: деревенский.
Преподаватель: Да, деревенский. Деревенский, а также сельский пейзаж преобладают в поэзии Рубцова. Описание городского пейзажа редко встретишь у поэта. Как вы думаете, почему?..
Возможные ответы студентов: в деревне, на селе было лучше поэту, там люди добрее, искреннее.

Преподаватель: Верно. Следующий вопрос к тем, кто дома читал стихотворения Рубцова: а на что обращает внимание в деревне, на селе лирический герой Рубцова в данном стихотворении и в других стихотворениях тоже?
Возможные ответы студентов на избы, на деревья, на церкви, на дорогу, на простых людей…

Преподаватель: Да. Скажите, пожалуйста, а всё ли восхищает поэта в родном краю? Может быть, его что-то огорчает?.. В частности, в стихотворении «Тихая моя родина»…

Возможные ответы студентов: купол церкви зарос травой, тина и болото там, где была река. Молодые уезжают из деревни в город, села и деревни заброшены, церкви разрушены.

Преподаватель: Да, поэта огорчает, что деревни стали заброшенными, что храмы разрушены, что люди, подчас, не берегут свою природу – не берегут своё «божество».
Слайд
Фотография деревенского пейзажа
Преподаватель читает отрывок из стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…»:
Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели.
И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, меж этих померкших полей –
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
О сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как вольная синяя птица,
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!
Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы…
Отчизна и воля – останься, моё божество!
Останьтесь, останьтесь, небесные синие воды!
Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!..
Преподаватель: Великолепные строчки, неправда ли?.. Поделитесь, пожалуйста, как вы восприняли этот отрывок из стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», какие у вас оно вызвало чувства?
Возможные ответы студентов: Чувства печали и грусти и в тоже время гордости и восхищения.
Преподаватель: Спасибо. Итак, мы вместе с вами уже коснулись некоторых особенностей темы Родины и природы в лирике Рубцова. Давайте их теперь четко сформулируем и запишем в тетради.
Сдайд
Главные особенности темы:
- искреннее восхищение природой;
- преобладание деревенских, сельских пейзажей,
- часто упоминаются храм (церковь), цветы (ромашки), деревья (береза и сосна);
- присутствуют как мотив грусти, так и радостные мотивы, которые преобладают;
- присутствуют христианские мотивы.
Приложение 4
Практическая часть

Преподаватель: А теперь переходим к практической части нашего урока. Вы должны будете самостоятельно проанализировать стихотворения поэта на данную тему, находя при этом перечисленные особенности и выявляя новые особенности этой темы. Ваша задача – в течение 10-15 минут проанализировать стихотворение. Вы должны определить, каковы основные особенности темы Родины и природы в стихотворении и в чем заключается, по вашему мнению, основная идея стихотворения. Помните, он касается художественного стиля речи и изобразительно-выразительных средств художественной речи. В помощь я вам даю карточки-информаторы, в которых присутствует информация об основных изобразительно-выразительных средствах художественной речи.
Н.М. Рубцов «Березы»
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и с дождём шумел, как улей,
Вот такой же поздний листопад…
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…
(1957)
Задание:
Определить основные особенности изображения темы Родины и природы в стихотворении:
- на что обращает внимание лирический герой;
- какие краски использует поэт,
- какое настроение преобладает;
- какие используются изобразительно-выразительные средства в стихотворении.
Определить, в чём заключается основная идея произведения.

Н.М. Рубцов «Видение на холме»
Взбегу на холм
и упаду
в траву,
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы -
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России...
Кресты, кресты...
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной -
бессмертных звёзд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье...
1960
Задание:
О чем это стихотворение?
Как меняются картины в каждой из строф? Какие строки создают в первой строфе тягостное состояние? А во второй? В третьей?
Какой прием лежит в основе стихотворения?
Как вы понимаете строки: “Россия, Русь! Храни себя, храни!”
Студенты анализируют стихотворение по предложенным заданиям. В качестве фона звучит тихая оркестровая музыка. После кто-нибудь выступает со своим анализом. Остальные слушают и добавляют свои мысли по поводу анализа.
Затем преподаватель подводит итог проделанной работе.
Преподаватель: Итак, мы смогли проанализировать подробно два стихотворения. Как вы думаете, есть ли что-то общее между этими стихотворениями относительно изобразительно-выразительных средств, особенностей изображения темы Родины и природы?..
Возможный ответ студентов: В них преобладают метафоры, олицетворения и эпитеты, описывается русская природа, русская деревня, звучит искренняя любовь к России…
Приложение 5
Проверочная работа по лирике Н.М. Рубцова (тест)
1. Основными темами лирики Рубцова были (найдите лишнее):
а) тема любви;
б) тема Родины и природы;
в) тема войны;
2. Какой край описывает Рубцов чаще всего в своих стихотворениях:
а) Костромской;
б) Вологодский;
в) Алтайский;
3. Какие герои чаще всего встречаются в стихах о Родине:
а) простые деревенские жители;
б) поэты;
в) моряки.
4. Какие мотивы преобладают у поэта при описании летней природы:
а) мотив грусти, тоски;
б) радостные мотивы;
в) мотив одиночества.

5. Определите вид тропа:
1) Эх, Русь, Россия!
Что звону мало?
Что загрустила?
Что задремала?
2) Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую…
3) Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.

4) Осень кончилась – сильный ветер
Заметает её следы!
И болотная плёнка воды
Замерзает при звёздном свете.
а) метафора;
б) эпитет;
в) олицетворение;
г) сравнение.
Приложение 6
Подведение итогов урока, рефлексия
Преподаватель: Ребята, слушая стихи Рубцова, не ощутили ли вы какой-нибудь их связи с лирикой других поэтов? Чем обусловлена эта связь?
Возможный ответ студентов: Ф. Тютчева, Сергея Есенина.
Преподаватель: Рубцов очень любил стихи Есенина, восторгался его поэзией. Заступничество его за имя С. Есенина послужило поводом для отчисления из института. Оратор, выступавший перед студентами, стал перечислять имена знаменитых поэтов, не назвал Есенина. Рубцов закричал: «Где Есенин?». Был схвачен за шиворот рьяным администратором. Потом это расценили как драку. Николай Рубцов в стихотворении «Сергей Есенин» писал:
Да, недолго смотрел он наРусь голубыми глазами поэта.Но была ли кабацкая грусть?Грусть, конечно, была… Да не эта.Вёрсты все потрясённой земли,Все земные святыни и узыСловно б нервной системой вошлиВ своенравность есенинской музы!Это муза не прошлого дня.С ней люблю, негодую и плачу.Много значит она для меня,Если сам я чего-нибудь значу.
И по жизни было какое-то сходство. Оба родом из деревни, писали «деревенские» стихи. Оба поэта были обделены родительской лаской (Н. Рубцов рос в детдоме, С. Есенин – в доме деда по матери). Семейная жизнь обоих поэтов оставляла желать лучшего. Жизненный путь был короткий (Н. Рубцов прожил 35 лет, С. Есенин – 30), а смерть – безвременной и трагической. Самое же главное то, что оба поэта были удивительно лиричны и понятны народу. Здесь же можно говорить и о преемственности русской литературы. Хотя у каждого поэта, писателя свой путь, своё миропонимание, свой неповторимый стиль.
Жизнь Рубцова была горькой и тяжелой, а вот стихи – добрыми и светлыми. От света поэзии Рубцова «в горнице моей светло», светло в душе.